Ассоциация школьных библиотекарей русского мира
 
 

«ЧИТАЮЩАЯ МАМА»
– ЧИТАЮЩАЯ ШКОЛА
– ЧИТАЮЩАЯ СТРАНА

— реализует идеи Общества русской словесности и Национальной программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации

— направлен на повышение родительской компетенции в вопросах детского чтения укрепление школьной библиотеки как эффективного элемента российской инфраструктуры чтения

Скачать информационный буклет в PDF Дайджест лучших конкурсных работ по теме
«Читающая мама – читающая страна»

ВСЕРОСCИЙСКИЙ ПРОЕКТ «ЧИТАЮЩАЯ МАМА»

Общие переживания и общие размышления исповедального характера – лучшие скрепы семьи. Пройдет время, ребёнок станет взрослым. Им забудутся авторы и рассказы, но чарующий голос читающей мамы останется в памяти сердца навсегда и найдет себе место рядом с совестью.
И.И. Тихомирова

ИНИЦИАТОР И ОРГАНИЗАТОР ПРОЕКТА:

Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА)

ПРОБЛЕМА:

Особенность кризиса детского чтения XXI века в России – слабая читательская среда: ребёнок растет в окружении нечитающих взрослых и в отсутствии качественных фондов детской литературы в домашних и школьных библиотеках.

ИДЕЯ ПРОЕКТА:

Проект призван объединить российские традиции привлечения к чтению с зарубежными разработками, в частности, с опытом китайских педагогов в Шанхае, где 15-летние школьники заняли 1 место в международном исследовании PISA по качеству чтения. Секрет их успеха в уникальной программе по чтению, организованной во всех шанхайских школах, где, кроме учительских, открыты родительские комнаты, которые названы комнатами для мам. Там работают клубы читающих мам, проводятся занятия по психологии и педагогике детского чтения. Каждую пятницу во всех школах Шанхая мамы читают вслух специально отобранные произведения из детской классики или современной детской литературы, а дети определяют лучшую маму месяца. Проект стал информационным поводом для СМИ, в том числе и для телевидения, где проводится просветительское шоу. Необходимо отметить, что еще сто лет назад идею обучающей практики материнского чтения реализовал известный педагог и главный редактор журналов «Детское чтение» и «Воспитание и обучение» Виктор Петрович Острогорский (1840–1902). Во время кризиса детского чтения и преподавания литературы в школе, который наблюдался в конце XIX века в России, он взялся за организацию материнских чтений. Через свои журналы он направлял матерям обучающего характера письма, как в домашних условиях помогать детям в литературном воспитании.

Как отмечает Ирина Ивановна Тихомирова, главный разработчик программы «Читающая мама», методическая система материнского чтения, разработанная В.П. Острогорским, на опыте которого училась и духовно развивалась вся Россия, сегодня нуждается в возрождении. Она звучит особенно современно в контексте задач Общества русской словесности и Национальной программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. Особое внимание в проекте обращено на молодых матерей, детство которых прошло в 90-е годы XX столетия, когда в силу социальных причин родители не смогли уделять детям должного внимания, и они выросли без книжной прививки в годы своего взросления. Большинство нынешних молодых женщин не испытали в детстве счастье эмоциональной близости с матерью на материале книги и чтения. Отсутствие собственного опыта общения с книгой в детские годы привело сегодня начинающих мам к непониманию его истинной ценности, отрицательно сказалось на детях, создало дефицит теплоты семейных отношений. Для российских мам этот проект позволит создать своеобразный хобби-клуб, клуб читающих мам, сообщество мам, которые хотят развиваться сами и развивать своих детей.

ЦЕЛИ ПРОЕКТА:

  • Обеспечить право ребёнка на читающее детство путем возрождения традиций материнского чтения, сформировать в обществе позитивный имидж читающей матери.
  • Усилить включенность библиотеки в систему читательского всеобуча молодых матерей и повысить родительскую компетенцию в вопросах детского чтения.
  • Популяризовать лучший педагогический опыт воспитания детей в семье средствами книги и чтения, использовать многообразие форм включения матерей в реализацию Проекта.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  • Организация РR-кампаний, резонансных мероприятий популяризации материнского чтения.
  • Разработка современных подходов и технологий преодоления функциональной неграмотности школьников и их родителей.
  • Формирование заинтересованности родительского сообщества в возрождении лучших традиций семейного чтения.
  • Разработка и трансляция в родительскую среду информационных, технологических, консультационных и управленческих программ и методик развития материнского чтения.

НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

  • Повышение квалификации участников Проекта через клубы «Читающих мам», школьные родительские собрания, семинары, конкурсы, сетевые площадки в Интернете.
  • Создание программно-методического обеспечения Проекта.
  • Создание специальных экспериментальных площадок при организациях дополнительного образования детей и школах.
  • Организация сотрудничества между библиотеками, школами и другими социальными институтами в продвижении материнского чтения.
  • Создание банка инновационных программ повышения квалификации участников Проекта.
  • Проведение мониторингов и опросов с целью определения эффективности программ Проекта.

ЧИТАЮЩАЯ МАМА

Всё начинается с семьи.
Когда-то в детстве раннем
Мне дверь открыла в книжный мир
Читающая мама.

Стихи с утра. В обед – рассказ,
А на ночь – чудо-сказка.
И наполнялся каждый раз
Наш дом теплом и лаской.

Я на коленках у неё
Сидеть могла часами.
За это чтение вдвоём
Признательна я маме.

Она дарила мне любовь,
Прижав меня руками…
Я вслушиваюсь вновь и вновь
В любимый голос мамы.

Я помню тот волшебный звук,
Исполненный покоя,
И в хороводе чёрных букв
Рождался мир героев.

Он наши души тормошил
Сюжетами историй,
И мы смеялись от души
И плакали от горя…

И было ясно: хочешь стать
Успешной и великой –
«Читать» должно быть как «дышать»,
Ведь жизнь пуста без книги.

И эта память детских лет
Во мне живет упрямо,
Ведь мой читательский билет
Мне выписала мама
.

Т. Бокова
 

НОВОСТИ ПРОЕКТА

ОПЫТ РЕГИОНОВ

Проект «Читающая мама» при поддержке региональных представительств РШБА приобретает характер всероссийского движения

КАМЧАТСКИЙ КРАЙ

Первой пилотной площадкой проекта стал Камчатский край. В 2013 году проведен муниципальный конкурс «Читающая мама – читающая страна». Организатором конкурса выступило Камчатское региональное отделение РШБА совместно с Управлением образования Елизовского муниципального района под патронатом Камчатского краевого отделения общероссийского общественного фонда «Российский Детский Фонд». В Елизово во всех школах были проведены родительские собрания по чтению, а затем состоялось общегородское родительское собрание, посвященное детскому чтению, организован городской клуб читающих мам, проведен конкурс на «Лучшую читающую маму».

КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ

В 2016 году в Обоянском районе Курской области состоялся конкурс читающих семей в рамках проекта «Читающая мама – читающая страна» при поддержке администрации района. Конкурс организовала Харланова Е. М. (зав. библиотекой СОШ № 1, руководитель рабочей региональной группы РШБА). За звание лучших читающих семей сражались 7 команд из 7 школ района. Конкурс стал не только испытанием, но и праздником для всех участников.

НИЖНИЙ НОВГОРОД

Уникален опыт создания в 2015 году сетевого проекта «Добру откроем сердце: школа развивающего чтения». Токмакова Е.В., (зав. библиотекой МБОУ «Школа № 91», г. Нижний Новгород) разработала проект по сборнику «Добру откроем сердце» И.И. Тихомировой, в который вошли 52 коротких рассказа на нравственно-этическую тему. Изначально проект готовился для учеников, родителей и педагогов одной школы. В итоге: более 100 участников из разных городов и сёл России: Богородск, Псков, Зеленодольск, Казань, Мамадыш, Омск и др. По эмоциональным высказываниям участников-школьников можно сделать вывод о том, что современные дети умеют сопереживать героям произведений, правильно оценивать их поступки, возмущаться несправедливостью.

ЕКАТЕРИНБУРГ

В 2016 году в гимназии № 210 «Корифей» (г. Екатеринбург) стартовал проект «Читающая мама». Материнское чтение в школе – это неформальная атмосфера и разнообразие подачи литературного материала. Для участия в проекте мамам предлагалось: стать читающей мамой на уроках литературы, читая фрагменты художественных произведений школьной программы для учеников или стать читающей мамой художественных произведений для ребят из групп продлённого дня на базе школьной библиотеки. Такие неформальные и необычные занятия очень понравились детям.

НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

МАОУ «Гимназия «Гармония» (г. Великий Новгород) осуществляется проект «Читающая мама – читающий ребенок», и в настоящее время библиотека гимназии стала центром сетевого взаимодействия библиотек образовательных организаций региона. В рамках проекта проходят мероприятия по привлечению к чтению детей и подростков, их родителей, а также апробация методических рекомендаций «Учимся работать с информацией», электронно-методических пособий «Читающая мама – читающий ребёнок», «Новые инструменты для новых результатов, или как формировать информационную культуру школьников» и других.

 

ФОТОКОНКУРС «ЧИТАЮЩАЯ МАМА»

Материнское чтение отличается от школьного чтения комфортными условиями, живым контактом ребёнка с матерью, звучанием ее голоса, сопровождаемого мимикой, жестами, а также возможностью задать вопрос, получить разъяснение, вести жизненно значимый разговор о прочитанной книге.

Материнское чтение – не просто досуг, а серьезная творческая работа, как для самой матери, так и для ребёнка.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТА

ЖУРНАЛЫ «ЧИТАЙКА», «ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА», ПОРТАЛ РШБА

В рамках проекта выпущена книга «Добру откроем сердце», автор – Ирина Ивановна Тихомирова. В целях обучающей практики это издание cоставлено на материале российских рассказов по тематическим модулям. Среди них «Доброта», «Совесть», «Правда», «Красота», «Дружба». Сформирована концепция и логика разговора с детьми как по теме в целом, так и по содержанию конкретных рассказов. Дана подборка рабочих вопросов для обсуждения по каждому модулю. Главное внимание в цепочке автор-произведение-читатель уделено читателю.

Адресованный в помощь педагогам-библиотекарям и широкому кругу родительской общественности, дайджест лучших конкурсных работ по теме Всероссийского проекта РШБА «Читающая мама – читающая страна» – это разработка и реализация интерактивных программ для обучения родителей дошкольников и школьников основам организации детского чтения в домашних условиях

Скачать информационный буклет в PDF