Наши контакты: тел.: 8 903 615-90-36, эл.почта: rusla@rusla.ru
   
 
 
 
 
Издания РШБА:

ЖУРНАЛ "ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА":

НОВЫЕ КНИЖНЫЕ ИЗДАНИЯ:

  

ВЫСТАВКИ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ:

 

Партнеры
 

Международные нормативно-правовые акты

Основные международные нормативно-правовые акты в области организации деятельности школьных библиотек.

 К числу важнейших международных документов относится «Конвенция ООН о правах ребенка», принятая на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в ноябре 1989 года и ратифицированная СССР в июне 1990 года. В данной Конвенции наряду с общими положениями, обеспечивающими каждому ребенку право на сохранение жизни, здоровья, своей индивидуальности, свободы мысли, совести и религии, — в статье 28 предусматривается право ребенка на образование, в том числе право на доступ к информации и материалам. Другим важным документом является «Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 года и на последующий период», принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 50/81 14 декабря 1995 года. В программе говорится, что «молодежь всего мира, живя в странах, характеризующихся различными уровнями развития и разными социальноэкономическими условиями, стремится к полнокровному участию в жизни общества, как это предусмотрено в Уставе Организации Объединенных Наций, включая:

  • достижение уровня образования, соразмерного устремлениям молодых людей;
  • доступ к возможностям занятости, соответствующим их способностям;
  • продовольствие и питание, необходимые для обеспечения полнокровного участия в жизни общества;
  • окружающая среда и социальные условия, способствующие хорошему здоровью и защите от болезней и вредных пристрастий и свободные от всех видов насилия;
  • права человека и основные свободы без различия расы, пола, языка, религии и без какихлибо других форм дискриминации;
  • участие в процессах выработки решений;
  • места и объекты для культурного отдыха, досуга и занятия спортом для повышения уровня жизни молодых людей, как в сельских, так и в городских районах.

 В Программе серьезное внимание уделено образованию молодежи, поощрению таких образовательных и учебных систем, которые в большей мере соответствовали бы нынешним и будущим потребностям молодых людей.

 В пункте 25 Программы указывается на то, что «следует подчеркнуть значение развития информационных навыков, т.е. навыков поиска информации, доступа к ней и ее использования, а также информатики и заочного обучения».

 Из документов ООН необходимо остановиться и на Декларации и плане действий «Мир, пригодный для жизни детей», которые приняты резолюцией S27/2й специальной сессии Генеральной Ассамблеи 10 мая 2002 года.

 Основную идею декларации иллюстрируют следующие ее положения: 1. «Дети — прежде всего. Во всей деятельности, касающейся детей, первоочередное внимание следует уделять наилучшему обеспечению интересов ребенка». «Не забыть ни одного ребенка. Каждая девочка и каждый мальчик рождаются свободными и равными в своем достоинстве и своих правах; поэтому необходимо покончить с дискриминацией в отношении детей во всех ее формах». В плане действий по созданию мира, пригодного для жизни детей, пункт 14 гласит: «Мир, пригодный для жизни детей, — это такой мир, в котором все дети получают наилучшие возможные условия в начале жизни и имеют доступ к качественному базовому образованию… Мы будем содействовать физическому, психологическому, духовному, социальному, эмоциональному, познавательному и культурному развитию детей как приоритетному направлению национальных и глобальных действий».

 Для построения библиотечной политики любого уровня, от масштабов государства до масштабов отдельной школьной библиотеки, важен текст, принятый Всемирным форумом по образованию (Дакар, Сенегал, 26–28 апреля 2000 г.) «Образование для всех: выполнение наших общих обязательств» (Приложение 1) .

 Доклад заместителя председателя Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» А.А. Демидова «Через библиотеки — к знаниям» демонстрирует подход ЮНЕСКО к роли библиотек в построении общества знаний, предполагающий акцент не на технических аспектах, а на содержательной стороне проблемы информационных ресурсов, т.е. и на составе фондов библиотек (2003 г. Париж, Штабквартира ЮНЕСКО). В докладе говорится о необходимости именно в настоящее время «активизировать процесс глобального анализа задач, проблем и конечных целей информационного общества, стремясь при этом к укреплению интеллектуального сотрудничества в деле применения информационных и коммуникационных технологий в формировании молодежной информационной политики». Кроме того, А.А. Демидовым подчеркивается важность таких моментов, как:

  • гарантия доступности информации;
  • применимость законодательства об интеллектуальной собственности к объектам в сети Интернет;
  • пределы допустимости вмешательства государства в информационные отношения в бизнесе и обществе;
  • информационная безопасность;
  • соотношение моральных, религиозных, корпоративных и правовых регуляторов в противодействии распространению асоциальной информации и многих других вопросов.

Школьному библиотекарю необходимо знать и о документах, непосредственно относящихся к библиотекам. В ряду этих документов:

  • Манифест о публичной библиотеке ИФЛА/ЮНЕСКО (1995 г.);
  • Манифест школьных библиотек, принятый в 2000 году на 66й Генеральной конференции ИФЛА (Приложение 2);
  • Манифест ИФЛА об Интернете 2002 года (Приложение 3);
  • Рекомендации по библиотечному обслуживанию подростков и молодежи ИФЛА 2003 года, адресованные библиотекарям разных стран, работающим в самых разных типах библиотек, как в городе, так и в сельской местности, администраторам библиотек и всем, кто принимает решения, педагогам и студентам библиотечных школ.
  • Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО для школьных библиотек 2002 года (Приложение 4).

 Манифест школьных библиотек в соответствии с принципами, изложенными в Манифесте публичных библиотек ИФЛА/ЮНЕСКО, определяет школьную библиотеку «как часть более широкой библиотечно-информационной системы», что весьма важно для библиотек ряда стран, где школьную библиотеку склонны рассматривать лишь как вспомогательное подразделение школы.В Манифесте также говорится о том, что повышение уровня грамотности учащихся вследствие сотрудничества библиотекарей и учителей является доказанным фактом — «содействует развитию навыков чтения, запоминания, решения задач, а также выработке умения пользоваться информационнокоммуникативными технологиями».

 Манифест ИФЛА об Интернете декларирует необходимость поддерживать права пользователей в поиске информации по собственному выбору библиотеками и информационными службами, уважать их права на невмешательство в частную жизнь и конфиденциальность в отношении используемых ими ресурсов, нести ответственность за предоставление и обеспечение общедоступной качественной информации и средств коммуникации. Весьма актуально положение Манифеста о необходимости «предоставления пользователям квалифицированной помощи в использовании выбранных ими информационных источниках и услугах».

© 2007 «Русская Школьная Библиотечная Ассоциация»
Все права защищены