Вход в Личный Кабинет РШБА
эл.почта: rusla@rusla.ru
   
 
 
 
 


Издания РШБА:


ЖУРНАЛ «ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА»:


НОВЫЕ КНИЖНЫЕ ИЗДАНИЯ:

  

ВЫСТАВКИ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ:

 

Партнеры



      
     
 
 

       

 

Новости

08.09.2014

Всемирный форум Международной ассоциации школьных библиотек IASL-2014

25 - 30 августа 2014 г. Москва принимала участников Всемирного форума Международной ассоциации школьных библиотек IASL 2014 (International Association of School Librarianship – IASL/ИАСЛ). Впервые в истории мирового и отечественного библиотечного дела это масштабное мероприятие проходило в России. Форум объединил участников 43-й Ежегодной международной конференции ИАСЛ, 18-го международного форума по исследованиям в области школьных библиотек и 8-го Всероссийского форума школьных библиотекарей.

Организаторы: Международная ассоциация школьных библиотек (ИАСЛ/IASL), Русская школьная библиотечная ассоциация (РШБА), МОФ "Центр развития межличностных коммуникаций" (ЦРМК).

На Всемирный Форум приехали библиотекари образовательных учреждений, руководители ассоциаций школьных библиотекарей, преподаватели библиотечно-педагогических специальностей национальных университетов, методисты и преподаватели институтов повышения квалификации и институтов развития образования более 20-ти стран мира: Австралии, Бразилии, Германии, Израиля, Индии, Индонезии, Казахстана, Канады, Катара, Китая, Малайзии, Монголии, Нидерландов, Новой Зеландии, Португалии, Респу́блики Сейше́льские Острова́, России, США, Турции, ЮАР, Ямайки, Японии и др.

Россию представляли лидеры в области теории, методики и практики школьного библиотечного дела: руководители органов управления образования, методисты и школьные библиотекари 22 республик , 9 краев, 4 автономных округов, 47 областей, а также Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя.   

Тема Всемирного форума 2014 года: «Школьная библиотека в обществе знаний: используем когнитивные технологии, формируем креативную личность». На многочисленных секциях, круглых столах, семинарах, коуч-сессиях и специальных лекциях были рассмотрены различные аспекты и научные подходы к решению проблем развития когнитивных процессов посредством школьной библиотеки как главного ресурса формирования информационно-образовательной среды и информационно-образовательных потребностей школьников.   

Вопросы стратегии развития библиотек образовательных учреждений, повышения квалификации школьных библиотекарей и разработки профессиональных стандартов педагога-библиотекаря обсуждались учёными и методистами всех стран-участников форума. Президент Русской школьной библиотечной ассоциации (РШБА) Т.Д. Жукова в своем обращении отметила, что школьная библиотека должна стать не только катализатором высокотехнологичной образовательной среды школы XXI века, но и влиять на миропонимание и миропознание детей, открывая их сердца добру и свету. 

Согласно общей стратегии IASL по проведению ежегодных форумов первый день, 25 августа, был рабочим. Развернули работу секции, семинары и круглые столы.

Секция «Школьная библиотека в стремительно меняющемся мире: новые подходы в системе непрерывного образования педагогов-библиотекарей» (ведущая - почетный профессор Диана Оберг, Канада) стала площадкой для обсуждения проблем разработки магистерских онлайн-программ для педагогов-библиотекарей, а также дистанционного образования школьных библиотекарей. Опытом организации «on-line обучения» поделились ученые Австралии, Канады, США, Ямайки, Японии. Работа секции продолжалась в течение всего Форума.

Секция «Инновационные проекты школьных библиотек» (ведущая - кандидат исторических наук Н.А. Барсукова, УИПКПРО, г. Ульяновск) привлекла большое внимание методистов и библиотекарей практическими разработками школьных библиотек различных регионов России, Японии, Индии, Канады. Особенный интерес вызвали инновационные формы работы по привлечению детей к чтению: организация видео-игр в библиотеке школы, создание продуктивной образовательной среды в условиях школьной библиотеки и организация библиотечного пространства в городской среде, исследовательская работа на экспериментальных площадках по формированию информационно-образовательных потребностей учащихся и другие. 

По мнению как зарубежных, так и российских участников, интересной формой работы на форуме стала коуч-сессия «Стандарт профессии педагога-библиотекаря: вызовы глобального мира. Профессиональные стратегии педагога-библиотекаря» (модератор - доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Российской академии образования, сопредседатель Рабочей группы по разработке стандарта профессии «Коуч» в Российской Федерации М.В. Кларин). Целью коуч-сессии было инициирование идеи Мирового профессионального стандарта школьного библиотекаря и создание международной рабочей группы по его разработке. В результате проведенных двух этапов коуч-сессии совместной интеллектуальной деятельностью более ста ее участников был сформирован комплекс оригинальных идей теоретического и практического характера и созданы три инициативные группы: разработчиков, экспертов и обратной связи.

26 августа в большом зале МИА «Россия сегодня» состоялась торжественная церемония открытия Всемирного форума. Приветствие Президента Российской Федерации В.В.Путина было зачитано заместителем начальника Управления по общественным проектам Администрации Президента Российской Федерации, доктором педагогических наук, профессором Ольгой Юрьевной Васильевой. 

О главной цели Форума - объединении всех школьных библиотекарей мира - для создания креативного образовательного и воспитательного пространства для детей объявил Президент Международной ассоциации школьных библиотекарей (IASL) Дилжит Сингх.

Перед участниками и гостями форума выступили представители государственных и общественных организаций Российской Федерации: помощник Президента Российской Федерации А.А. Фурсенко, первый заместитель председателя Комитета Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации по вопросам семьи, женщин и детей О.Ю. Баталина, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации П.А. Сергоманов, исполнительный директор Лиги безопасного Интернета Д.Н. Давыдов. 

Яркое праздничное выступление детского творческого коллектива выразило миссию школьных библиотек мира, IASL и Всемирного форума 2014 г. в Москве: через информацию, книгу и чтение в мир Творчества, Идей и Гуманизма.

По традиции, установленной Международной ассоциацией школьных библиотек (IASL), состоялась торжественная церемония представления стран-участников и установка их государственных флагов на стилизованной карте мира. Карта мира с установленными на ней флажками и флаг IASL были атрибутами всех мероприятий Форума.

Особенный интерес участников Форума вызвал пленарный доклад профессора Института психологии РАН Ю.И. Александрова (Россия) «Чему и как мы учимся в разных культурах». Этот доклад стал для участников важным интеллектуальным и гуманитарным посылом: «Мы разные, но мы вместе, мы необходимы друг другу».

Одним из знаковых событий форума стала панельная сессия «Наука – школе: через библиотеки – в будущее!». В течение нескольких часов ведущие учёные России, представители разных областей знания (библиотековедения, психологии, педагогики, политологии) знакомили участников форума с основными направлениями развития российской фундаментальной науки и отвечали на вопросы. В сессии приняли участие: доктор педагогических наук, профессор Кемеровского Государственного университета культуры и искусства Н.И. Гендина, заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор К.К. Колин, профессор Института психологии Российской академии наук Ю.И. Александров, директор Экспериментального инновационного центра геополитического анализа, руководитель группы разработчиков алгоритмов операционных систем сознания, основанных на применении энтропийных расчетов С.Н. Курков, доктор педагогических наук, профессор Российской академии наук Ю.Н. Столяров, доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института психологии Российской академии образования Н.Л. Карпова. Всего в панельной сессии приняли участие более 250 человек.

Большой интерес участников Форума вызвал семинар «Руководство для школьных библиотекарей ИФЛА/ЮНЕСКО: обзор и рекомендации» (ведущие: почётный профессор Диана Оберг, Канада и профессор Барбара Шульц-Джонс, США). Обсуждение этого Руководства было начато на сессии ИФЛА в Лионе в августе текущего года. На семинаре в МИА «Россия сегодня» состоялся заинтересованный диалог о создании профессиональных образовательных стандартов, о совершенствовании законодательной базы в области школьных библиотек, о мировых тенденциях и проблемах их развития между ведущими специалистами по подготовке и повышению квалификации школьных библиотекарей стран-участников Форума.

Квалифицированные специалисты школьной библиотеки могут стать активными проводниками всего нового, что может способствовать развитию инновационной информационно-образовательной среды школы и формированию информационно-образовательных потребностей школьников. Школьный библиотекарь, прошедший специальную подготовку, может быть «агентом перемен» и катализатором «революции в обучении», носителем новых идей. Школьная библиотека – это важная «точка входа» в школьное образование для прогрессивных научных идей и новаторских методов.   

В этот же день состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие представители СМИ: газеты «Пионерская правда» и «На Западе Москвы», журналов «Одаренные дети», «Главтема @ru». «Семья и школа», «Библиотека в школе» и др. 

Завершился день открытия Всемирного форума церемонией награждения членов IASL, деятельность которых получила международное признание за лидерские качества и развитие школьных библиотек в отдаленных районах разных стран мира в 2013 году. 

В холле МИА «Россия сегодня» было выстроено пространство библиотеки будущего - Smart библиотеки, с умными полками, с интересными автоматизированными элементами библиотеки, а также был представлен робот-библиотекарь, который приветствовал гостей и участников Форума на разных языках. На выставке были представлены лучшие образцы детской литературы (печатной и на электронных носителях) ведущих издательств России.

27 августа в офисе «Google Россия» прошла работа выездной секции «Интернет: возможности, безопасность, цифровая компетентность школьников, учителей и родителей» (ведущие: К. Карякина, зам. директора «Google Россия»; Б. Шульц-Джонс, адъюнкт-профессор и руководитель школьных библиотечных программ,США; Л. Марквард, руководитель Европейского отделения IASL, профессор университета Roma-Tre, Италия; Дж. Бранч-Мюллер, адъюнкт-профессор Школы библиотечных и информационных наук университета Альберты, Канада.

Программы развития детского чтения и формирования креативной личности обсуждались на секции «Мир множества миров современной школьной библиотеки: в поисках гармонии интеллекта, технологии, культуры». Ведущими секции стали известные специалисты в области теории и методики руководства детским чтением, ученые Санкт-Петербурга и Москвы доктор педагогических наук, профессор В.А. Бородина; доктор педагогических наук, профессор Г.А. Иванова; кандидат педагогических наук, доцент И.И. Тихомирова. В ней приняли участие лидеры школьного библиотечного дела из России и других стран. Они обсудили традиционные и новые формы и методы работы с читателями. Особое внимание было уделено реализации нового проекта РШБА «Читающая мама – читающая нация». Состоялась презентация книги И.И.Тихомировой «Добру откроем сердце: школа развивающего чтения».

Секция «Информационные технологии – ресурс развития современных школьных библиотек» привлекла внимание многих библиотекарей-практиков. Здесь прошло обсуждение состояния, перспектив развития новых информационных и интернет-технологий в библиотечной практике; правовых аспектов деятельности библиотек и производителей информации; проблем и перспектив развития электронных библиотек и электронных информационных ресурсов и других вопросов. Участниками секции были Т.Говердовский - представитель Bibliotheca RFID Library Systems AG (Швейцария); В.В. Попов - руководитель ЗАО НПО «ИНФОРМ-СИСТЕМА» (Москва); Е.И. Легенин, начальник отдела АНО УЦ «Современные технологии» (Волгоград); Ю.А. Снопов, зам. директора ООО «Ивис», (Москва); В.М. Лютецкий, зам. директора ООО «Радуга – ЛИК с Вами» (Рязань) и другие.

Секцию «Медиа-информационная грамотность – путь к самореализации школьника» провела доктор педагогических наук, профессор Кемеровского ГУКИ Н.И. Гендина. На секции с профессиональными докладами выступили О.Л. Шор, директор филиала ФГБУ «Президентская библиотека имени Б.Н.Ельцина» в Тюменской области; докторант Натали Мертес (Германия) и другие. На секции прошла презентация нового издания РШБА - учебно-методического комплекса для учащихся начальных классов общеобразовательных учебных организаций (7–10 лет) «Основы информационной культуры школьника» Н.И. Гендиной и Е.В. Косолаповой.   

28 августа состоялось пленарное заседание «Школьная библиотека на карте когнитивного будущего», на котором обсуждались перспективные пути когнитивного образования, технологии, стимулирующие когнитивное развитие школьников через школьные библиотеки Австралии, Бразилии, Китая, России, США и других стран.

Во второй половине дня участники форума посетили школьные библиотеки г. Москвы: 1-й Московский образовательный комплекс Северо-Восточного округа, СОШ № 1284 им. Н.Ковшовой с углубленным изучением английского языка и Российскую государственную библиотеку для молодежи. Библиотекари и методисты подготовили интересные программы, дающие представление о состоянии наших библиотек и современных направлениях творческой работы с юными читателями в столице.

29 августа состоялось заключительное пленарное заседание. Специальный доклад «Научное мировоззрение в информационном обществе» представил профессор К.К. Колин (Москва), а профессиональный доклад «От информации к знаниям: школьные библиотеки как центр познания, творчества и развития» - профессор Рутгерского университета (США) Росса Тодда.   

В рамках форума прошли также рабочие заседания IASL AGM, Комитета IASL, SIG и Ассамблеи IASL.

Неформальное общение участников Форума способствовало установлению личных профессиональных контактов и обмену опытом, а также перспективам развития сотрудничества и дружбы.   

Форум стал важным профессионально-информационным ресурсом поддержки и развития школьных библиотек России и мира, международной экспертной площадкой по выработке стратегических решений и антикризисных программ, направленных на воспитание и развитие молодого поколения всех стран мира через книгу, чтение и школьную библиотеку. 

      

Подробнее в журналах «Школьная библиотека»:

 

Пресс-служба РШБА


Возврат к списку

© 2007 — 2024 «Русская Школьная Библиотечная Ассоциация», Информационный портал школьных библиотекарей России, свидетельство о регистрации сетевого издания ЭЛ № ФС 77 - 76029 от 19.06.2019
Все права защищены