Наши контакты: тел.: 8 903 615-90-36, эл.почта: rusla@rusla.ru
   
 
 
 
 
Издания РШБА:

ЖУРНАЛ "ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА":

НОВЫЕ КНИЖНЫЕ ИЗДАНИЯ:

  

ВЫСТАВКИ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ:

 

Партнеры
 

Ключевые результаты мониторинга

Проведение и обработка данных электронного мониторинга библиотек общеобразовательных учреждений по разработанной системе показателей и в соответствии с разработанными анкетами, позволили сделать следующие основные выводы:

1. В мониторинге достаточно репрезентативно представлены школьные библиотеки большинства регионов России, поэтому его результаты и выявленные показатели можно считать репрезентативными.

2. Состояние нормативно-правовой базы остаётся неудовлетворительным. Нормативно-правовые документы, регламентирующие на региональном уровне деятельность библиотек общеобразовательных учреждений, разработаны и внедрены лишь в половине регионов.

3. Показатели состояния материально-технической базы школьных библиотек характеризуются большим региональным разбросом. Худшие показатели чаще встречаются в регионах Центрального и Северо-Кавказского федеральных округов, однако ряд показателей демонстрирует различия между регионами внутри каждого из округов.

4. Читальные залы есть в 47,9 процентах библиотек. Больше чем у трети школьных библиотек, имеющих читальный зал, его площадь составляет менее 25 м2 (минимальная проектная норма для общеобразовательных учреждений на библиотеку, читальный зал). В диапазоне от площади минимально допустимого читального зала до минимально допустимой площади учебного класса (60 м2) находятся площади читальных залов 37,7 процентов библиотек.

5. Оценивая степень развития информационно-компьютерных технологий в школе, 10 процентов респондентов назвали её высокой, 63 процентов – средней и 27 процентов – низкой. Соответствующие цифры при оценке ими степени автоматизации библиотечных процессов– 1,8 процентов, 24 процентов и 51 процентов. То есть уровень развития информационно-компьютерных технологий в своих библиотеках респонденты оценивают гораздо ниже, чем соответствующий уровень в школах, где они работают. Не удивительно, что это часто определяет и их мнения о том, что в школах (и шире – в сфере образования) их деятельность недооценивается, не выступает в качестве важной и нужной.

6. У 8,8 процента библиотек вообще нет доступа к информационно-компьютерным технологиям. 85 процентов библиотек имеют, по крайней мере, один компьютер для сотрудника, 20 процентов из них располагает ещё и компьютерами для учащихся и преподавателей. Судя по ответам респондентов, часто это старая, выходящая из строя техника.

7. Автоматизированные информационно-библиотечные системы имеют 75,3 процента библиотек. Большинство – 91 процент из них – получили эти системы централизованно, через органы управления образованием. В основном это «MAPK-SQL-версия для школьных библиотек» (75,3 процента) и «1С. Школьная библиотека» (23,7 процента). 42,6 процента пользователей проходили обучение работе с АИБС.

Причины недостаточно полного использования АИБС различны: «нет навыков, не обучены» (45,6 процента); «нет специалистов» (34 процента), «нет ставок» (30,3 процента), «несоответствие системы задачам библиотек» (18,4 процента). На недостатки самих систем сослались 19 процентов пользователей.

Многие ответы, данные в свободной форме, свидетельствуют о том, что проблемы, связанные с использованием АИБС, тесно связаны с общими проблемами деятельности библиотеки: неукомплектованный штат сотрудников, вплоть до отсутствия в библиотеке штатной единицы, работа на 0,5 ставки, слабая техническая оснащенность, в том числе и отсутствие компьютера, интернета, локальной сети, устаревшие версии АИБС, ветхий основной фонд (списанные книги не подлежат каталогизации).

Наиболее перспективный путь развития автоматизации библиотечной работы в школе – переход на распределенный электронный каталог, созданный в результате корпоративного взаимодействия библиотек различных ведомств (корпоративная каталогизация).

8. Состояние фондов большинства библиотек-участниц не соответствует потребностям детей, подростков и юношества, получающих сегодня среднее образование; потребностям педагогов, которые должны работать по сегодняшним образовательным стандартам. Специалисты региональных органов образования наиболее часто фиксируют ситуацию, при которой уровень комплектования школьных библиотек в их регионах – средний, а степень изношенности фонда – от 30 процентов до 50 процентов или от 50 процентов до 70 процентов.

9. Основные фонды библиотек малы по объёму и содержат мало новых изданий. Основные фонды более 10 тысяч книг имеют 37 процентов школьных библиотек, фонды от 5 до 10 тысяч книг – 30 процентов, от тысячи до 5 тысяч – 27 процентов, менее тысячи книг – 6 процентов. Регулярное обновление основных фондов школьных библиотек, модернизация их структуры является сегодня необходимым условием развития и модернизации не только самих библиотек, но и системы среднего образования в целом.

10. Полнее всего в школьных библиотеках представлена гуманитарная литература (книги по истории, искусству, языкознанию и литературоведению) и естественно-научная литература. Крайне мало литературы по технике и информатике, социально-экономической литературы.

11. В большинстве школьных библиотек нет учебной литературы на национальных языках, литературы для их изучения. Сравнительно объёмные фонды такого рода имеют библиотеки республик – Башкортостана, Дагестана, Марий Эл, Татарстана Чувашии, Тывы, а также некоторые библиотеки Нижегородской, Кировской, Челябинской областей.

12. Ограниченность или даже полное отсутствие средств препятствует подписке школьных библиотек на периодические издания. 15 процентов библиотек вовсе не имеют новых газет и журналов, ещё 8 процентов подписаны лишь на 1-2 издания. 30 процентов библиотек-участниц вовсе не выписывает периодических изданий для школьников; более 20 процентов не выписывает периодики для педагогов.

13. Материалы на электронных носителях сегодня постепенно входят в фонды школьных библиотек: их имеют 86 процентов библиотек-участниц. 56 процентов библиотек начали формировать электронный фонд в период с 2005 до 2010 г.; 27 процентов начали делать это раньше (4 процентов – ещё до 2000 г.). Совсем недавно, с 2010 года собирают такой фонд 13 процентов библиотек. 55 процентов школьных библиотек имеют фонд электронных материалов менее 100 экземпляров (многие из них – два-три десятка экземпляров). От 100 до 500 экземпляров электронных материалов имеют более трети библиотек.

14. Образовательные и информационные электронные ресурсы в основном соответствуют – полностью или частично – учебному плану и образовательным программам. Благополучнее всего здесь выглядит ситуация с учебной литературой. Не хватает художественной литературы для старшеклассников, научно-популярных и справочных изданий. Комплектование школьных библиотек такими электронными материалами является важной задачей, в частности, и потому, что они могут в определённой степени восполнить лакуны, связанные с отсутствием соответствующих печатных текстов.

15. Школьные библиотеки пользуются различными источниками комплектования. Названы прежде всего книжные магазины и выставки-ярмарки (по 42 процентов). Далее по значимости следуют книготорговые фирмы и подписка (по 37 процентов), учколлекторы (30 процентов) и издательства (25 процентов). Иногда отмечается также поддержка спонсоров, получение материалов от местных органов образования, по программам.

16. Отбор учебников из Федерального перечня осуществляется библиотекарем чаще всего после консультаций с учителями (69,4 процента). При этом 55,2 процента отметили также, что проблема обсуждается на педагогическом совете (86 процентов респондентов входят в состав педсоветов). Значимость рекомендаций районных методистов по учебной литературе отметили 34 процента респондентов. Только 0,5 процента сказали, что отбор осуществляется единолично библиотекарем.

17. На выбор учебной литературы влияют различные факторы; прежде всего – сочетаемость и комплектность с имеющимися учебниками (63,5 процентов), известность автора (51,7 процента), степень апробированности издания (42,6 процента). 32 процента респондентов отметили значимость издательства. Более 20 процентов респондентов в тех или других сочетаниях называли также цену, потребность в методических материалах для преподавателей, в дополнительных дидактических материалах для учащихся.

18. 60 процентов школьных библиотекарей в принципе считают целесообразной кооперацию при комплектовании. 50 процентов респондентов готовы кооперироваться с другими библиотеками при комплектовании учебников. Что касается кооперации при комплектовании основного фонда, 80 процентов ответили отрицательно.

19. 69 процентов респондентов отмечают, что их библиотеками пользуется более 75 процентов и учащихся, и персонала школ. 70 процентов школьных библиотек обслуживает детей, находящихся на домашнем обучении, 39 процентов – детей с ограниченными возможностями. 45 процентов школьных библиотек обслуживает жителей своих поселений; это показывает роль библиотеки как социокультурного центра.

20. Персонал школьных библиотек характеризуется достаточно высоким образовательным уровнем: 57 процентов респондентов имеют высшее образование – в основном, педагогическое и библиотечное.

21. Возраст 32 процентов респондентов – от 40 до 50 лет; ещё 35 процентов – от 50 до 60 лет; 8 процентов старше 60 лет. И только около 7 процентов – моложе 30 лет. То есть контингент школьных библиотекарей стареет и очень слабо обновляется.

22. Причины коренятся в низкой зарплате (72 процентов школьных библиотекарей ежемесячно получают не более 7 тысяч рублей, а более половины из них – менее 5 тысяч рублей) и недостаточности социальных льгот. Разброс зарплат по регионам очень значителен, но в целом хуже других федеральных округов выглядят Центральный, Приволжский и Южный.

23. 36,6 процента респондентов не получают никаких надбавок к зарплате. 48 процентов получают внутришкольные надбавки от администрации, 19,5 процента – региональные и 6 процентов – федеральные надбавки. Библиотечные надбавки за стаж получают 23 процента, дополнительный отпуск имеют 19 процентов. По разным видам надбавок лидерами и аутсайдерами выглядят разные регионы и федеральные округа.

24. Повышение квалификации школьных библиотекарей происходит бессистемно, нерегулярно. Подавляющее большинство респондентов повышает свою квалификацию не чаще, чем раз в 2 года, а значительная часть из них – раз в 5 лет и реже. Система аттестации школьных библиотекарей существует в малом числе регионов.

25. О том, что у них вовсе не бывает каких-либо мероприятий по повышению квалификации, говорят более 6 процентов респондентов. Чаще всего подобные ответы встречаются в анкетах из Сахалинской области (около 14 процентов), Саратовской и Смоленской областей (около 13 процентов), Чеченской республики (10 процентов).

26. Исследование показало: школьные библиотекари занимаются различными видами и направлениями деятельности, однако в их профессиональном сообществе существует твёрдое и основанное на опыте убеждение, что их работа недооценивается. Взгляд школы на роль библиотекаря (в какой-то степени – на нормы его деятельности) связан, прежде всего, с традиционными видами работ (выдача, мероприятия, выставки, списки). И именно эти виды работ занимают основную часть их рабочего времени.

27. Содержательная сторона деятельности, связанная с поддержкой образовательного процесса как основной задачей школьной библиотеки, – формирование информационной культуры (грамотности), отбор печатных и информационных ресурсов, консультации, поддержка проектов – востребована, по мнению самих библиотекарей, в гораздо меньшей степени, чем технологические аспекты такой деятельности.

28. Однако библиотекари активно занимаются этой содержательной стороной. 65 процентов библиотек имеют программу или план развития. 70 процентов респондентов проводят уроки информационной грамотности или консультации по этой тематике. При этом ведётся такая деятельность, в основном, именно по их инициативе, несмотря на многочисленные сложности и препятствия. Сложности эти связаны как с недооценкой роли библиотеки и библиотекаря в школе, так и с состоянием фондов, прежде всего – их устарелостью.

29. Состояние основного фонда безусловно выступает важной причиной того, что читаемость и обращаемость в большинстве школьных библиотек оказываются ниже норм. Но, очевидно, более важны здесь глобальные перемены в читательской ситуации, прежде всего затрагивающие детей, подростков и молодёжь.

30. Одной из основополагающих характеристик новой ситуации является рост значимости в чтении (в том числе, в библиотечном чтении) электронных ресурсов. Исследование показало, что деятельность школьных библиотек, связанная с использованием таких ресурсов, развивается, но пока ещё не играет той роли, которая требуется для эффективной работы с новым поколением. При этом библиотекари активно используют все имеющиеся у них возможности работы с электронными технологиями.

31. 27 процентов библиотек имеют свои страницы на сайте школ. Другие интернет-ресурсы (сайты, блоги) имеют лишь 3 процентов школьных библиотек. 70 процентов в качестве собственных электронных продуктов назвали презентации, 38 процентов – проекты, 17 процентов – фильмы. Создаются библиотеками также буклеты, видеоролики, электронные методические издания, информационные и рекомендательные списки литературы и т.п.

32. Доступ в электронный каталог для учащихся и учителей имеет лишь 50 процентов библиотек. Доступ к электронным каталогам библиотек сфер образования и науки имеет 38 процентов.

33. Школьные библиотекари внимательно следят за ситуацией складывающейся после введения новой должности. При этом лишь 11 процентов респондентов отметили, что в их регионах внесены в «Положение о порядке оплаты труда работников образования» изменения и дополнения, определяющие порядок введения должности «педагог-библиотекарь» в штатное расписание общеобразовательных учреждений и устанавливающие соответствующие доплаты и льготы. 47 процентов ответили на этот вопрос отрицательно. 42 процента не знают, были ли внесены соответствующие изменения и дополнения. Можно предположить, что подобное незнание связано, скорее всего, с тем, что в их регионах этого не произошло.

34. 84 процента респондентов уверены, что введение новой должности целесообразно 75 процентов считают, что существуют различия между работой библиотекаря и педагога-библиотекаря. К педагогическим аспектам своей деятельности они относят, прежде всего, формирование информационной культуры учителей, учащихся, родителей (67 процентов), поддержку урочной и проектной деятельности (66 процентов), формирование читательской компетенции школьника (61 процента). Педагогическую основу они видят и в других направлениях работы школьного библиотекаря.

35. Мнения респондентов о том, как скажется введение новой должности на престиже школьной библиотеки и на положении библиотекаря, оказались различными. Большинство (70 процентов) уверены, что оно повысит статус их профессии, повысит требования и уменьшит роль случайных людей в библиотеке. 24 процента считают, что ситуация не изменится. 6,4 процента настроены пессимистически – они думают, что перемены ухудшат положение дел, уменьшив доступ к этой и так непопулярной профессии.

36. Таким образом, с одной стороны, школьные библиотекари рассчитывают на повышение своего престижа (и в своих конкретных школах, и шире – в сфере образования, в общественном сознании), на улучшение своего материального положения, на расширение социальных льгот. С другой стороны, им непонятен функционал новой должности, пути её вписывания в уже существующую систему деятельности. Их тревожит отсутствие регламентирующих документов. Судя по всему, некоторые из них уже столкнулись с тем, что начавшиеся перемены ничего принципиально не меняют, а порой и ухудшают, усложняют ситуацию.

37. Результаты мониторинга свидетельствуют о том, что введение новой должности, связанное с ним обновление и модернизация деятельности школьных библиотек потребует значительных усилий по повышению квалификации и переподготовке персонала.

© 2007 «Русская Школьная Библиотечная Ассоциация»
Все права защищены