Вход в Личный Кабинет РШБА
эл.почта: rusla@rusla.ru
   
 
 
 
 


Издания РШБА:


ЖУРНАЛ «ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА»:


НОВЫЕ КНИЖНЫЕ ИЗДАНИЯ:

  

ВЫСТАВКИ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ:

 

Партнеры



      
     
 
 

       

 

Новости

23.01.2019

Создание программы канистерапии для продвижения чтения и снижения стресса

Уже второй год в библиотеке, обслуживающей школы пригорода Бостона (США), действует программа, в которой дети читают специально обученным собакам.

Как медиа-специалисту школьной библиотеки, мне всегда хотелось объединить в библиотеке две мои большие страсти: книги и собак. Программы публичных библиотек, в которых дети читают собакам, вдохновили меня на создание такой программы в школьной библиотеке.

Ранее я выступила с инициативой подобной программы на своём предыдущем месте работы, в библиотеке средней школы Нью-Гэмпшира, но мне сказали, что по ряду причин на территорию школы собаки не допускаются. В этом сообществе не приняли идею о терапевтических собаках в библиотеке.

Три года назад я получила работу в библиотеке, обслуживающей учащихся средних и старших классов пригорода Бостона. В первый год своей работы, когда школьники проходили Массачусетскую комплексную систему оценки, я заметила в школьном вестибюле пункты для снятия стресса. В фойе, рядом с пунктами дегустации шоколада и ароматерапии, находилась также огороженная территория, где учащиеся могли пообщаться с собаками и кинологами.

Также я заметила, что всё лето директор одной из школ приносил на работу свою собачку. Я решила применить свою идею использования терапевтических собак в библиотеке в этой более восприимчивой среде. Когда я обратилась к директорам своих школ с предложением о программе канистерапии для продвижения чтения, они разрешили мне сделать пилотный проект. Организация и координирование этой популярной программы канистерапии прибавила мне нагрузки к моей ежедневной работе, однако, это так весело, что совсем не похоже на работу.


Пилотный проект

Сейчас моей библиотечной программе канистерапии «Счастливые читатели» пошёл уже второй год. Собаки и кинологи приходят в библиотеку каждую неделю, меняя время посещений так, чтобы в программе могли принять участие школьники и средних, и старших классов.

Как показала практика, терапевтические собаки улучшают настроение, психическое здоровье и климат школы. Я лично убедилась в положительном влиянии животных на учащихся и сотрудников. Дети любят взаимодействовать с терапевтическими собаками, не важно читают они им в расслабляющей, неофициальной обстановке или просто общаются с кинологом и гладят животных.

Одна из моих старшеклассниц написала работу по психологии, отметив в ней, что чтение с терапевтическими собаками помогает ей справляться со стрессом. Бетти Д'Анджело, преподаватель английского в моих школах, заявила, что программа «помогает учащимся справиться с застенчивостью при чтении на английском языке перед другими школьниками».

Специальный педагог средней школы Сюзанна Бедиз записывает своих учеников на эту программу каждый раз, когда собак приводят на территорию школы. Программа «вовлекает учащихся в процесс чтения, особенно тех детей, которым чтение дается с трудом, - говорит она. - Это способствует повышению интереса к чтению, потому что оно становится приятным опытом. Это помогает и в социально-эмоциональном плане, и развивает навыки чтения... Дети с нетерпением ждут этих уроков и всегда спорят, кто из них сегодня пойдет в библиотеку. Мне это нравится; им это нравится!».

Старшеклассники записываются на эти уроки не так часто, как ученики младших классов, но когда они видят в библиотеке собак, им нравится с ними общаться. Когда позволяет расписание, некоторые учителя разрешают учащимся на несколько минут сходить на сеанс терапии. Многим старшеклассникам просто хочется  зайти и погладить собак или пообщаться с кинологами. Это расслабляющий, интересный опыт для учеников, не важно, хотят они почитать или просто зайти в библиотеку.

Я не заставляю учеников читать. Большинство учеников младших классов приходят с книгами, но независимо от того, читают они или просто взаимодействуют с животными, результат положительный.

Мы работали с кинологами, у которых были и специально обученные терапевтические собаки для программ по чтению, и собаки без специальной подготовки.

Фрэн Вейл из «Dog B. O. N. E. S», местной организации, связанной с «Perfect Paws/Pet Ministry», группой, которая занималась аккредитацией большинства собак моей программы, объясняет, что аккредитация является для терапевтических собак дополнительным преимуществом. Она также отмечает, что требования организации к собакам и их кинологам очень строгие — и касаются не только благополучия людей, с которыми они работают, но и собак.

Фотографии каждой собаки находятся у стойки выдачи книг, где можно записаться на следующее посещение этого животного. Обычно учащиеся записываются, когда сдают книги. Кинологи приводят своих собак на час и разбивают свое посещение на 10-минутные временные интервалы.

Посещения терапевтических собак хорошо влияют не только на моих учеников. Собакам тоже нравится быть частью этого общения. Животные очень спокойные и в присутствии школьников не волнуются. В этом году в мою библиотеку ходят светлый лабрадудль Хэзел (Прим. Лабрадудль - порода собак, созданная путём скрещивания лабрадора-ретривера и пуделя); черный лабрадудль Коко; белый ши-тцу Ава и Олив с Саймоном - оба светлые лабрадудли.

Все эти собаки гипоаллергенных пород с минимальной линькой. Моя программа не обязательная. Я проконсультировалась со школьными медсестрами, и они сказали мне, что ко времени средней и старшей школы, учащиеся уже  знают, есть ли у них аллергия, и не будут принимать участие в этой программе.

Методика

После каждого посещения терапевтических собак я размещала фотографии в Instagram, чем вызвала множество вопросов у библиотекарей по всей стране. Вот методика, которую я разработала для этой программы.

  • Ищите терапевтических собак для программ по чтению в ваших местных организациях, которые обучают собак и их владельцев. Их собаки должны быть специально аккредитованными терапевтическими собаками.

  • Предложите директору школы план, в котором перечислялись бы преимущества и возможные препятствия в реализации программы.

  • Перед началом программы попросите волонтеров связаться с администрацией школы на предмет всех проверок, отпечатков пальцев или других требований к безопасности, предъявляемых для посетителей вашей школы.

  • После того, как вы получили разрешение на пилотный проект, устройте первый визит, чтобы оценить интерес учащихся.

  • За неделю и за день до посещения воспользуйтесь утренними школьными объявлениями, чтобы напомнить детям о том, что им нужно успеть записаться и прийти точно в указанное время.

  • Когда дети записываются, я предлагаю им сфотографировать дату и время на телефон или поставить ее в свое расписание.

  • Помимо размещения фотографий в социальных сетях, я делаю флаеры, чтобы вызвать интерес в школьном сообществе.


*Прим. Канистерапи́я (от лат. сanis — собака + греч. θεραπεία — лечение) — разновидность энималтерапии, метод лечения и реабилитации с использованием специально отобранных и обученных собак.

Автор: Хизер Ченг  

Источник: www.slj.com


Возврат к списку

© 2007 — 2024 «Русская Школьная Библиотечная Ассоциация», Информационный портал школьных библиотекарей России, свидетельство о регистрации сетевого издания ЭЛ № ФС 77 - 76029 от 19.06.2019
Все права защищены