Вход в Личный Кабинет РШБА
Наши контакты: тел.: 8 903 615-90-36, эл.почта: rusla@rusla.ru
   
 
 
 
 


Издания РШБА:

ЖУРНАЛ «ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА»:

НОВЫЕ КНИЖНЫЕ ИЗДАНИЯ:

  

ВЫСТАВКИ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ:

 

Партнеры


 

 

Новости

22.07.2018

Школа волонтеров чтения

Грант Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества предоставлен Фондом президентских грантов

История проекта. В 2015 году при поддержке Российского книжного союза впервые был выпущен Образовательный атлас «100 проектов про чтение» — сборник проектов, посвященных развитию и популяризации чтения. Атлас позволял увидеть, как много по всей России делается для подтверждения статуса читающей страны. Впоследствии сборник стал ежегодным, а в 2017 году объединился с программой «Культурная карта России» и пополнился  информацией о читательских инициативах в 84 регионах страны. В 2016 и 2017 годах мы добавили к списку 100 проектов инициативы одаренных школьников — выпускников программы «Литературное творчество» Образовательного центра «Сириус». Опыт показал, что проекты подростков свежи и интересны, однако чаще всего остаются на уровне замысла и не воплощаются в жизнь. Всё это навело редакционный совет на мысль расширить сотрудничество с молодежью и помочь молодым популяризаторам чтения реализовать их проекты, отличающиеся новизной взгляда, смелостью и тонким пониманием современной культуры. Так родилась идея создания Школы волонтеров чтения и молодежного движения волонтеров чтения.

Кто такие волонтеры чтения? Волонтеры — это добровольцы, которые, руководствуясь внутренними убеждениями и потребностями, безвозмездно участвуют в социально значимой деятельности. А волонтеры чтения — это инициативные люди, на добровольных началах занимающиеся развитием и популяризацией чтения среди разных слоев населения.

Волонтеры чтения — это люди, которые:

  • с удовольствием посвящают значительную часть своего времени чтению хороших книг;

  • хотят, чтобы в современном мире стало больше читателей;

  • могут заинтересовать чтением своих сверстников или младших товарищей, а также родителей и коллег;

  • готовы придумать и осуществить  свой  читательский проект и поделиться его результатами.

Что такое читательский проект? С древних времен тексты собирали вокруг себя думающих людей, становились предметом серьезного обсуждения,  поводом для поиска новых смыслов.  В середине XVIII века в России начали появляться литературные кружки, общества, салоны, где обсуждались книжные новинки, велись философские споры, завязывалась дружба. Возможно, именно такие встречи и были первыми отечественными читательскими «проектами», в результате которых создавался самый разный продукт — от культовых литературных журналов и манифестов новых литературных направлений до знаменитых мистификаций XIX и XX веков вроде Козьмы Пруткова или Черубины де Габриак.  

Говоря о читательском проекте, или проекте про чтение, сегодня, мы подразумеваем реализованный замысел,

  • направленный на организацию «встречи» читателя с книгой;

  • повышающий интерес и мотивацию адресата к чтению;

  • посвященный конкретному кругу литературных произведений;

  • происходящий в реальной жизни или в Интернете;

  • длящийся не менее 1 часа. 

Читательский проект — это действия, благодаря которым группа людей прочитывает  книги, значимые для современной российской культуры.

Читательский проект состоялся не тогда, когда проведено мероприятие, а когда кем-то прочитана книга (предложенный вами текст). Ключевой показатель эффективности (KPI) любого волонтерского читательского проекта — число людей, прочитавших под воздействием проекта не менее одного произведения. Договоримся, что минимальное  количество участников — 10 человек.

Напомним две очевидные истины. «Текст должен порождать текст», то есть факт прочтения подтверждается в каком-либо читательском отклике  (устном, изобразительном или письменном). Интереснее всего приобщать к чтению тех, кто до этого вообще не любил читать.

Как известно, проектная деятельность позволяет объединять усилия для достижения конкретных целей. Наши цели — привлечение внимания к хорошим книгам и рост интереса к чтению как виду досуга и важной части духовной жизни человека. Для достижения этих целей подходят самые разные форматы: квест, флешмоб, театральная постановка, видеоклип, велопрогулка по литературным местам,  встречи с писателями, фестиваль, дебаты, блог… Существует множество путей популяризации чтения. Вы можете найти свой или выбрать уже проверенный. Для ознакомления с разнообразными форматами читательских проектов рекомендуем предыдущие выпуски Образовательного атласа «100 проектов про чтение», доступные по гиперссылке. 

Какие книги будем читать? Это самый трудный вопрос. Ведь книг так много и вкусы такие разные. Но если мы сможем договориться и выбрать то, что позволит найти единомышленников, это будет самой большой удачей. Учитывая, что увлечение чтением — история на всю жизнь, попробуем определить  несколько правил, по которым мы будем выбирать книги.

  • Эти тексты относятся к художественной, научно-популярной литературе или публицистике.

  • Эти тексты можно найти и прочитать в бумажном или электронном виде.

  • Эти тексты актуальны и могут стать ключом к миру классической культуры.

  • Вы с удовольствием прочитали эти тексты и хотите поделиться ими с другими.

 

Как стать волонтером чтения? Чтобы присоединиться к молодежному движению волонтеров чтения, нужно выполнить несколько шагов. 

  • Шаг-1: Вступить в группу «Школа волонтеров чтения»  «ВКонтакте» https://vk.com/reading_volunteers_school.

  • Шаг-2:  Подать заявку  и пройти обучение в Школе волонтеров чтения.

  • Шаг-3:  Описать замысел проекта и план его реализации.

  • Шаг-4:  Воплотить свой проект в жизнь.

  • Шаг-5:  Открыть новую книгу.

 

Календарь событий 2018 года

  • Прием заявок                                                   до 5 сентября.

  • Обучение, реализация проекта                       до 1 октября.

  • Оформление группы проекта «ВКонтакте»   до 5 октября

  • Подготовка публикации                                  до 10 октября.

 

Самые  интересные проекты будут отобраны для публикации в Образовательном атласе «100 проектов про чтение. Молодежные инициативы». Презентация сборника состоится 16 ноября в Санкт-Петербурге в рамках программы Международного культурного Форума.

 

Тема 2018 года: «От современности к классике, или путешествие туда и обратно»

Мы предлагаем с помощью читательских проектов решить культурный конфликт поколений: показать, что молодая, современная культура не противостоит старшей — классической, а продолжает ее; проследить, как классические тексты прорастают в современном культурном поле.

 

Образовательная программа массового открытого онлайн-курса «Школа волонтеров чтения» 

К участию в курсе приглашаются: учащиеся 8–11-х классов, студенты и молодые специалисты до 35 лет, желающие научиться разрабатывать и реализовывать проекты, благодаря которым чтение хороших книг объединяет людей. Условиями участия являются увлеченность чтением и желание делиться этим чувством. 

Трудоемкость курса: не менее 12 часов, включая просмотр видео-лекций (8 мини-лекций по 15 минут), выполнение заданий для самостоятельной работы, реализацию собственного проекта. 

Выпускники курса (авторы  и организаторы проектов про чтение)
  • поймут, почему читающие люди более успешны;

  • научатся переводить самые фантастические идеи в стройную структуру проекта;

  • смогут поддержать и вдохновить участников своего проекта;

  • получат опыт создания текста с описанием своего проекта.

Ведущие идеи курса:

  • Книжная культура — основа современной культуры, ее сохранение и развитие — важная миссия человечества.

  • Смена книжного формата не меняет сути культуры.               

  • Читающие люди успешны в жизни.

  • Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения.     

Чтение — это образовательная программа длиною в жизнь; основа успешности процесса обучения; средство самореализации и активного взаимодействия с окружающим миром; способ получения удовольствия в духовной сфере.

Если проектная работа имеет конкретную понятную цель, это позволяет сфокусировать внимание, сконцентрировать силы и за короткое время достигнуть желаемого результата.

Хороший текст должен вдохновлять читателя и порождать новые смыслы.

Ключевые понятия курса: Культура чтения. Преемственность поколений. Интеллектуальный потенциал. Волонтерство. Проектный менеджмент. Целеполагание. Риски и возможности. Семиотическое многообразие. Типы проектов. Текст. Композиция. Стиль повествования.

Проблемные вопросы теоретического характера: Почему читающие люди успешны в жизни? Чем измеряется успешность проекта про чтение? Как обеспечить этот успех? Что отличает вдохновляющий текст?

Содержательная характеристика программы (тематический план) 

Модуль 1. «Чтение как радость, труд и творчество»

Текст как феномен культуры.

Homo Legens. Человек читающий

Модуль 2. «Волонтерство и основы проектной деятельности»

Волонтерство как добровольный выбор.

Проекты, в которых хочется участвовать (из опыта прошлых лет)

 

Модуль 3. «Реализация проекта»

Многообразие как норма жизни.

Работа в команде

Модуль 4. «Проект превращается в текст»

«Творческая кухня редактора».

Тексты, которые «потрясли мир»

В качестве выпускной работы учащиеся Школы волонтеров чтения создают свою группу «ВКонтакте», в которой отражают опыт реализации и результаты своих проектов: приглашают в группу участников, выкладывают фотографии, фиксирующие работу проекта, и прочие материалы, полученные за время его реализации.

ВЫПУСКНИКИ ПОЛУЧАЮТ СЕРТИФИКАТ об ОКОНЧАНИИ КУРСА.

 

До встречи! Успешного чтения! 

Координаты для связи: atlas100proektov@yandex.ru

Копия: galaktionova.tg@mail.rurks@bookunion.ru

С уважением, команда проекта

 

Партнеры проекта:

  • Центр русского языка и славистики РАО

  • Программа «Литературное творчество» Образовательного Центра «Сириус»

  • Центр чтения Российской национальной библиотеки

  • Санкт-Петербургский международный культурный Форум

  • Всероссийский конкурс «Самый читающий регион»

  • Ассоциация школьных библиотекарей русского мира


Возврат к списку

© 2007 «Русская Школьная Библиотечная Ассоциация»
Все права защищены