26.04.2018
От чтения – к творчеству жизни!
Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (СПб АППО), Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА), Центральная городская детская библиотека им. А.С. Пушкина 23-24 апреля 2018 года провели международную научно-практическую конференцию «Чтение детей и взрослых: развитие интереса к чтению как часть национальной культурной политики» при поддержке ФГБУ науки НИЦ «Наука» РАН, Научного совета по проблемам чтения РАО, Санкт-Петербургского отделения русской ассоциации чтения, Санкт-Петербургской секции Совета по детской книге России, Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов, Научной секции «Психология и педагогика чтения» Санкт-Петербургского психологического общества. На конференции присутствовало 225 человек из Германии, Беларуси, Финляндии, Казахстана, из городов России: Сарапула Удмуртской республики, Калуги, Вологды, Ленинградской области, Москвы, Московской области, Ульяновска, Архангельска, Кирова, Санкт-Петербурга. Осуществлялась серьезная информационная поддержка в виде книг, журналов, плакатов, методических материалов ООО «КОЛЛИБРИ», ООО «ШКОЛЬНАЯ КНИГА», издательствами «Экзамен», «Национальное образование», петербургским детским историческим журналом «АВТОБУС», Полиграфической компанией «Пангея»: благотворительный проект «к-я.рф», информационно-методическим журналом «Школьная библиотека», Петербургской книжной сетью «Буквоед».
Приветственные слова прозвучали от А.С. Горшкова, первого проректора СПб АППО, доктора педагогических наук: В.В. Ялышевой, заведующего Центром чтения Российской национальной библиотеки, председателя секции по чтению РБА, кандидата педагогических наук; Т.Д. Жуковой, президента ассоциации школьных библиотекарей русского мира (РШБА), кандидата педагогических наук. Они выразили уверенность в успешном проведении конференции, которая позволит все красивые профессиональные мечты и проекты сделать вдохновляющей реальностью.
В докладах и выступлениях ведущих ученых поднимались актуальные вопросы: «Поддержка и развитие детского и юношеского чтения как приоритетное направление в культурной и образовательной политике государства» (Т.И. Полякова), «Чтение «за пределами» школьного учебника: дополнительные возможности» (Е.С. Романичева), «Читательский интерес в зеркале информационных ресурсов» (В.А. Бородина, С.М. Бородин), «Педагогическое образование как фактор развития детского чтения: отечественный и зарубежный опыт» (Т.Г. Галактионова), «Проза цифровой эпохи: имена, тенденции, жанры» (М. А. Черняк). На стендах был представлен опыт Финляндии, Казахстана, Беларуси, Академической гимназии № 56 Санкт-Петербурга «Школьная медиатека как информационно-культурный центр» (И. В. Черенкова, В.Б. Акимов, Е. Д. Тенютина), материалы информационного журнала «О книге, чтении, читателе» (В.В. Рудник).
В ходе работ секций «Роль библиотеки в развитии интереса к чтению детей и взрослых» (модератор Т.И. Полякова), «Педагог как стимулятор развития творческих способностей обучающихся при чтении текстов разных типов» (модераторы В.А. Бородина, В.В. Рудник), «Проектирование программ, проектов поддержки и развития творческого чтения для образовательных учреждений и самообразования» (модератор Т.Г. Галактионова) педагоги, библиотекари, психологи и другие специалисты в области чтения обсуждали пути возрождения интереса чтения у детей и взрослых, развитие читательской компетентности детей и взрослых в школьной библиотеке, роль семьи в развитии интереса к чтению, дополнительные возможности развития интереса к чтению учащихся в курсах литературы, истории, географии, иностранных языков, методы обучения смысловому чтению для «цифрового» поколения, чтение как альтернатива массмедиа. Е.С. Романичева провела ворк-шоп «Сочинение истории» (по книге Г.В. Пранцовой «От «тихой радости чтения» к восторгу сочинительства»). Был представлен международный опыт национальных программ по чтению и национальные, региональные и другие крупномасштабные проекты развития интереса к чтению. Г. Шнайдер, председатель правления Немецкого Рериховского общества, (г. Ремшайд, Германия) особое внимание уделила чтению книг как средству развития воображения и пробуждения творчества.
Второй день конференции проходил в Центральной городской детской библиотеке им. А.С. Пушкина. Директор библиотеки Ю.М. Дементьева рассказала о возрождении в Санкт-Петербурге Недели детской книги. О международных проектах продвижения детской книги и чтения перед участниками конференции выступили писатели, переводчики (А.Д. Петрова, Т.А. Кудрявцева, Г.Б. Османова), представители Российской национальной секции Международного Совета по детской книге (Л.В. Чижова), Гёте-института в Санкт-Петербурге (В.Л. Чертовская), Центральной городской детской библиотеки (Е.П. Загорская).
В рамках конференции состоялось награждение лауреатов городского конкурса «Пылайте сердцами, творите любовью» председателем Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Э.А. Томша и руководителем оргкомитета по подготовке Дня Культуры в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга В.И. Уваровым.
Завершила конференцию открытая трибуна. Участники конференции одобрили Манифест книжника российского книжного союза «От чтения – к творчеству жизни», представленный 16 ноября 2017 года в рамках VI Санкт- Петербургского международного культурного форума, в котором сформулированы ориентиры по минимальной интенсивности чтения и другие принципиальные моменты для развития книжной культуры во всем мире ( http://www.bookunion.ru/projects/manifest/). И.И. Тихомирова, член стратегического комитета ассоциации школьных библиотекарей русского мира (РШБА), кандидат педагогических наук, подводя итоги работы, выразила общее мнение о том, что проблемы, прозвучавшие в докладах и выступлениях на секциях, органично вписываются в круг задач, обозначенных в национальных программах культуры и образования, поэтому необходимо создавать условия для их решения, внедрять инновационные проекты, позволяющие сохранить книгу и библиотеку, привлекать детей к чтению, возродив семейное чтение. Главная цель – прививать новому многозадачному и цифровому поколению навыки творческого чтения.
Материалы конференции размещены на сайте www.ibcappo.ru
Программа конференции
Источник: www.spbappo.ru