Наши контакты: тел.: 8 903 615-90-36, эл.почта: rusla@rusla.ru
   
 
 
 
 
Издания РШБА:

ЖУРНАЛ "ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА":

НОВЫЕ КНИЖНЫЕ ИЗДАНИЯ:

  

ВЫСТАВКИ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ:

 

Партнеры
 

Новости

06.05.2013

Завершилась Всероссийская конференция «Медиа- и информационная грамотность в информационном обществе»

Первая в истории России научно-практическая конференция, объединившая в рамках единой концепции представителей сферы формирования информационной грамотности и медиаобразования, состоялась в Москве 24−27 апреля 2013 года в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына.

Организаторы конференции – Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества (МЦБС) при участии Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики и Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова.

В форуме приняли участие 130 представителей органов власти, ведущих ученых и практиков в сфере образования, науки, СМИ, информационно-библиотечного дела. Конференция была направлена на интеграцию усилий сторон, заинтересованных в осознании важности, масштаба и остроты проблем формирования медиа- и информационной грамотности на различных уровнях в сферах образования, науки, культуры, СМИ, коммуникации и среди широкой общественности, а также – на выявление приоритетных областей и определение политических и профессиональных стратегий в сфере продвижения медиа- и информационной грамотности.

Открывая конференцию, заместитель руководителя Роспечати В. В. Григорьев, подчеркнул, что усложняющееся информационно-медийное пространство порождает необходимость в появлении нового понимания грамотности, которое предполагает объединение навыков коммуникации и работы с информацией. Оба вида грамотности – информационная и медийная – являются жизненно важными.

Заместитель министра связи и массовых коммуникаций А. К. Волин отметил, что мы живем уже не в информационном, а в постинформационном мире, в котором главная проблема состоит не в получении информации, а в ее правильном отборе, в том, чтобы научиться отделять информацию от мнения. Причем такое обучение, по его мнению, должно продолжаться всю жизнь.

Участники конференции неоднократно подчеркивали, что информация и знания – это ресурсы стратегической значимости. Сферы информационной грамотности и медиаобразования долгое время развивались параллельно друг другу, специалисты спорили о том, что первично – медиа или информация, каналы передачи информации или контент. Сегодня очевидно, что необходима интеграция обоих подходов. Одной медиаграмотности, или информационной грамотности, или ИКТ-грамотности недостаточно для того, чтобы люди, сообщества и страна в целом могли бы использовать преимущества информационного общества для повышения уровня жизни и развития.Приветствия в адрес конференции направили руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям М. В. Сеславинский, заместитель Мэра Москвы А. Н. Горбенко, Ответственный секретарь Комиссии по делам ЮНЕСКО Г. Э. Орджоникидзе, Директор Бюро ЮНЕСКО в Москве Д. Бадарч. С приветственным словом на открытии конференции выступили генеральный директор Российской национальной библиотеки А. В. Лихоманов, ректор Московского государственного гуманитарного университета В. Д. Нечаев и ректор Кемеровского государственного университета культуры и искусств Е. Л. Кудрина.

Конференция показала, что продвижению и развитию медиа- и информационной грамотности в России препятствует целый ряд причин:

  • отсутствие в профессиональных средах согласия в понимании сущности информационного и медиаобразования;
  • отсутствие в нашей стране целостной государственной политики в области медийной и информационной грамотности;
  • разноуровневость и различная степень развития инфраструктуры информационной подготовки в регионах России;
  • стихийность и факультативность информационного и медиаобразования в образовательных учреждениях России;
  • дефицит квалифицированных специалистов, призванных обеспечивать подобную подготовку граждан;
  • дефицит учебно-методических изданий, необходимых для обучения и информационной подготовки граждан.

На первом пленарном заседании, которое вел заместитель руководителя Роспечати В. В. Григорьев, были представлены следующие доклады:

  • Медиа- и информационная грамотность в современном мире (Е. И. Кузьмин, председатель Межправительственного совета и Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», президент МЦБС; Т. А. Мурована, ответственный секретарь Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», координатор проектов МЦБС);
  • Цифровое общество: новые образовательные приоритеты (Е. Л. Вартанова, декан факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова);
  • News Literacy в цифровом мире: зачем ликвидировать новостную неграмотность (А. Г. Качкаева, декан факультета медиакоммуникаций Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики);
  • Каталог навыков медиа- и информационной грамотности (Я. Липшиц, президент Фонда «Modern Poland Foundation», Варшава, Польша).

Пленарное заседание «Мир медиа: расширяющаяся вселенная», модерируемое ответственным секретарем Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Т. А. Мурованой, включило следующие выступления:

  • Медиаполис как новая среда обитания для медийной личности (С. Г. Корконосенко, заведующий кафедрой теории журналистики и массовых коммуникаций, заместитель директора по научной работе Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета);
  • Телевидение и медиапотребление (В. П. Коломиец, профессор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова);
  • Экология медиапространства (И. М. Дзялошинский, профессор Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики, заведующий лабораторией бизнес-коммуникаций);
  • О взаимосвязи медиакультуры и медиаобразования (А. В. Шариков, профессор Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики).

Анализу внутренних особенностей мира медиа были посвящены выступления, прозвучавшие в ходе следующей сессии, которую вела декан факультета медиакоммуникаций Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики А. Г. Качкаева:

Заместитель директора по взаимодействию с органами государственной власти «Google Россия» К. А. Карякина и руководитель отдела Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании С. Ю. Князева познакомили участников конференции с возможностями использования в России международного опыта формирования информационной и медиаграмотности.

Отдельное заседание, на котором в роли ведущей выступила главный редактор журнала «Университетская книга» Е. Н. Бейлина, было посвящено результатам работы исследователей в сфере медиа- и информационной грамотности:

Задачи, роль и функции институтов и инструментов медиа- и информационной грамотности обсуждались на пленарном заседании, которое вел начальник отдела книжных ярмарок и пропаганды чтения Роспечати А. Н. Воропаев:

  • Медиа-информационная грамотность: подмена понятий (И. В. Жилавская, заведующая кафедрой журналистики и медиаобразования Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова);
  • Переформатирование российского медиаобразования как насущная педагогическая задача (И. А. Фатеева, заведующая кафедрой журналистики и медиаобразования Челябинского государственного университета);
  • Центр медиатворчества современной школы как среда формирования медиа-информационной культуры учащихся (М. В. Кузьмина, преподаватель Института развития образования Кировской области);
  • Система работы в области медиаобразования на базе московской инновационной площадки (С. И. Гудилина, ученый секретарь Института содержания и методов обучения Российской академии образования);
  • Читательская и медиа-информационная грамотность подрастающего поколения (В. П. Чудинова, заведующая отделом социологических исследований Российской государственной детской библиотеки);
  • Роль специализированной библиотеки в формировании информационной грамотности незрячих пользователей (Е. В. Захарова, заместитель директора Российской государственной библиотеки для слепых);
  • Профессионально-ориентированное медиаобразование в Украине (А. В. Онкович, заведующая отделом теории и методологии гуманитарного образования Института высшего образования Национальной академии наук Украины).

На заключительном пленарном заседании, ведущими которого были Е. И. Кузьмин и Т. А. Мурована, участники подвели итоги конференции и обсудили проект итогового документа, который в ближайшее время будет доработан Организационным комитетом конференции.

Работу конференции освещали корреспонденты молодежного пресс-центра – учащиеся Центра развития творчества детей и юношества «Гермес». Пресс-центр был организован магистрантом факультета журналистики и медиаобразования Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова Т. И. Алексеевой под руководством заведующей кафедры журналистики и медиаобразования МГГУ И. В. Жилавской.

Выставка изданийВо время конференции работала выставка изданий, посвященных связанным с темой этого форума вопросам. Каждый участник смог получить в подарок от РШБА книгу «Основы информационной культуры школьника»: учебно-методический комплекс для учащихся 4-х классов общеобразовательных учебных заведений» (авторы: Н.И. Гендина, Е.В. Косолапова).

Культурная программа конференции включила концерт фортепьянной музыки, подготовленный доцентом музыкального факультета Московского государственного педагогического университета И. Я. Шубиной и ее выпускниками – лауреатами международных конкурсов Ириной Левиной, Сергеем Хохловым, Марией Бузоверовой и Динарой Вафиной.

 

Источник информации: www.ifapcom.ru


Возврат к списку

© 2007 «Русская Школьная Библиотечная Ассоциация»
Все права защищены