Вход в Личный Кабинет РШБА
Наши контакты: тел.: 8 903 615-90-36, эл.почта: rusla@rusla.ru
   
 
 
 
 


Издания РШБА:

ЖУРНАЛ «ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА»:

НОВЫЕ КНИЖНЫЕ ИЗДАНИЯ:

  

ВЫСТАВКИ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ:

 

Партнеры



      
     
 
 

         

 

Новости

19.03.2013

В Москве обсуждали уровень цифровой компетентности детей и родителей

13 марта в конференц-центре Digital October состоялась Международная конференция по обеспечению детской безопасности и цифровой грамотности в интернете.

Организаторы – Минкомсвязи России совместно с РАЭК, при поддержке Google Россия. Фонд Развития Интернет представил два проекта, направленных на исследование и развитие цифровой компетентности российских подростков и их родителей.

Современные инфокоммуникационные технологии изменили наш образ жизни, изменили мир, общество вступает в эпоху цифрового гражданства. В информационном обществе понятие “грамотность», которое всегда было связано с образованием и предполагало в первую очередь единство трех важнейших компетенций: чтение, письмо и счет, существенно расширило свои границы. Появились понятия «компьютерной грамотности», «информационной грамотности», «медиаграмотности», «ИКТ-грамотности». В последнее время все более востребованным становится понятие «цифровой грамотности», в котором, с одной стороны, исследователи пытаются объединить все виды грамотности, связанные с использованием инфокоммуникационных технологий, с другой – выделить те виды компетенций, которые необходимы в современном мире в связи с высоким уровнем распространения интернета.

На конференции были подняты следующие вопросы:
  • Какова цифровая компетентность современных детей и подростков, не расстающихся с компьютерами и мобильниками, и у их родителей?
  • Готовы ли российские подростки и их родители стать полноправными цифровыми гражданами?
  • Сокращается ли цифровой разрыв между поколениями детей и их родителей?
  • Как и где подростки и их родители приобретают и хотят повышать свою цифровую компетентность?
  • Какова роль семьи и школы в подготовке детей к полноценной цифровой жизни?

На секции, ведущим которой выступил директор Федерального Института Развития Образования Александр Асмолов, Фонд Развития Интернет представил первые результаты всероссийского исследования цифровой компетентности у российских школьников и их родителей, проведенного Фондом Развития Интернет и факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова при поддержке компании Google в начале 2013 г. Опрос проводился Аналитическим Центром Юрия Левады по специально разработанной методике Фонда Развития Интернет в 58 городах Российской Федерации, в нем приняли участие 1203 детей 12-17 лет и 1209 родителей детей этого возраста.

Исследование позволило выявить общий уровень цифровой компетентности на основе ее составляющих у российских школьников и родителей, проанализировать влияние социальных, экономических, региональных, образовательных, возрастных, гендерных факторов и особенностей использования интернета на уровень цифровой компетентности, изучить источники, средства и методы ее приобретения и повышения, а также представления детей и их родителей о роли семьи и школы в повышении цифровой компетентности.

Цифровые граждане или еще нет?
  • Практически 80% школьников и каждый второй родитель считают себя уверенными пользователями интернета. Но как показало измерение индекса цифровой компетентности, это только иллюзия грамотности: в среднем в России как подростки, так и их родители лишь на треть освоили возможности и ограничения интернета (31% - родители, 34% - подростки). Наиболее высок индекс в отношении знаний - 40% и 42%, ниже всего - в отношении мотивации - 20% и 20%.
  • Эти данные окончательно разрушают миф о том, что цифровое поколение все знает и все умеет в интернете. Хотя дети считаются «цифровыми аборигенами», а родители – «цифровыми мигрантами», индекс цифровой компетентности у них одинаково низок. 75% родителей и 68% детей учились использованию интернета самостоятельно, бессистемно и неорганизовано. Это затрудняет формирование их представлений о своих правах и обязанностях в цифровом мире и закрепляет потребительское отношение к интернету, поэтому их трудно назвать полноправными цифровыми гражданами. Ни дети, ни родители не выдержали тест на цифровое гражданство даже на «хорошо».
Кто и как должен повышать цифровую компетентность детей и родителей?
  • 76% родителей и 80% подростков заинтересованы в том, чтобы повысить уровень своей цифровой грамотности. Они хотят быть цифровыми гражданами, для этого необходимо не только хаотично приобретать новые знания и умения, но также повышать мотивацию и ответственность.
  • Технологии молниеносно развиваются - и как бы ни были хороши знания и умения подростка или взрослого в интернете, если он не хочет и не считает нужным учиться дальше, он неизбежно отстанет.
  • Развитие ответственности, представлений о том, что нужно и что недопустимо в интернете, к чему относиться осторожно, как не причинить вреда окружающим, куда обратиться при столкновении с негативной информацией, "не успевает" за быстрым развитием технологий. "Цифровой разрыв" создает у подростка иллюзию, что интернет - его личное место, где никто его не контролирует, где все позволено.
  • Но цифровой гражданин – это не только потребитель, но и творец, знающий свои права и обязанности, участвующий в развитии цифрового мира и других граждан.
Подробнее о результатах исследования

Кто должен повышать цифровую компетентность? Большинство родителей возлагает надежды на школу: 42% считают, что должны проводиться специальные уроки по безопасности в интернете; 39% хотят, чтобы школа обучала их детей эффективному использованию современных инфокоммуникационных технологий.

«Когда мы сегодня видим, что двухлетние или трехлетние малыши по-свойски обращаются с айпадами, уже не очень шокирует вопрос, что первичнее: цифровая грамотность или академическая? При такой постановке вопроса, очевидно, что необходимым условием создания новой школы должны стать педагоги, обладающие цифровой грамотностью или еще шире – цифровой компетентностью и умело использующие в процессе педагогической деятельности эти компетенции для формирования как академической, так и цифровой грамотности у своих учеников» - отмечает директор Фонда Развития Интернет, член-корр. РАО, профессор Галина Солдатова.

Сегодня педагогическое сообщество сталкивается с трудностями ведения образовательного процесса традиционными методами без учета специфики новой социально-образовательной ситуации. Исследования показывают, что существует значительный цифровой разрыв между школьниками и подростками, активно осваивающими интернет-технологии, и учителями, которые отстают от своих учеников в области овладения информационными технологиям.

Школа нуждается в практических инструментах для повышения цифровой компетентности педагогов и учащихся. Одним из таких инструментов станет Методическое пособие для специалистов основного общего образования «Цифровая грамотность и безопасность в интернете», которое разрабатывается сотрудниками Фонда Развития Интернет, Федерального института развития образования и факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и было впервые представлено на конференции.

Основной целью пособия является внедрение программ и методик, реализующих образовательные технологии безопасного использования интернета в программах общего образования в средней школе. Программа ориентирована на повышение цифровой компетентности учителей и сокращение существующего цифрового разрыва между взрослыми и детьми, расширение представлений о широких возможностях интернета и существующих онлайн рисков, повышение осведомленности педагогов об образе жизни и особенностях цифрового поколения. Пособие будет служить методической поддержкой педагогов в интеграции их в цифровой мир, приобретение в нем не только «вида на жительство», но и полноценного цифрового гражданство, позволяющего стать согражданами подрастающим поколениям и совместно решать вопросы обучения и безопасности.

Программа охватывает четыре основных модуля:
  1. Контент и необходимость критически оценивать информацию в Сети;
  2. Онлайн-коммуникация и противодействие агрессии в интернете (кибербуллингу);
  3. Потребление услуг (электронные покупки, платежи);
  4. Использование технических инструментов безопасности

Каждый модуль помимо теоретической части для учителя, включает в себя серию практических занятий с детьми, хрестоматию, рекомендации по безопасности. На основании пособия будет разработана мультимедийная игра для закрепления материала и проверки полученных знаний.

На конференции в рамках презентации программы «Цифровая грамотность и безопасность в интернете» был проведен открытый урок с учениками 7-9 класса Школы №26 г. Москвы.

По итогам практического занятия школьники сформулировали «кодекс цифрового мира» - свод правил, которых должны придерживаться пользователи социальной сети, чтобы существовать в мире и согласии.

Практическая часть программы «Цифровая грамотность и безопасность в интернете» прошла апробацию в ряде московских школ. В настоящее время в апробации приняли участие более 400 школьников.

  • До конца учебного года 2013 будет проведена серия мероприятий (мастер-классов для педагогов и открытых уроков для школьников) в ряде российских регионов
  • 26 марта пройдет презентация программы в Ульяновской области в рамках конференции «Информационные технологии в образовательной среде»

На секции «Цифровая грамотность и обучение безопасности в Интернете» с докладом «Роль библиотечной системы и педагога-библиотекаря в обучении ребенка цифровой грамотности» выступила президент РШБА Татьяна Жукова.

Информация о мероприятии и итоговые материалы:

Источник информации: http://www.fid.su/?newsid=1363270680, http://runet-id.com/page/special/childsafety2013/#about


Возврат к списку

© 2007 — 2020 «Русская Школьная Библиотечная Ассоциация», Информационный портал школьных библиотекарей России, свидетельство о регистрации сетевого издания ЭЛ № ФС 77 - 76029 от 19.06.2019
Все права защищены