Вход в Личный Кабинет РШБА
Наши контакты: тел.: 8 903 615-90-36, эл.почта: rusla@rusla.ru
   
 
 
 
 


Издания РШБА:

ЖУРНАЛ «ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА»:

НОВЫЕ КНИЖНЫЕ ИЗДАНИЯ:

  

ВЫСТАВКИ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ:

 

Партнеры



      
     
 
 

         

 

Новости

14.12.2012

Новые задачи вузовского библиотечного педагогического сообщества

5 декабря 2012 г. на базе МГУКИ прошло плановое расширенное заседание Учебно-методического совета (УМС) по образованию в области библиотечно-информационной деятельности, на котором обсуждались вопросы реализации новых поколений отраслевых образовательных стандартов для бакалавриата и магистратуры, были намечены перспективы развития подготовки кадров для библиотек на ближайшее будущее.

Для обсуждения вопросов насыщенной повестки дня профессиональной встречи собрались руководители профильных структурных учебно-научных подразделений и ведущие учёные-педагоги из одиннадцати вузов культуры и искусствМГУКИ (Н.Ю. Дементьева, Г.А. Иванова, К.В. Ивина, В.К. Клюев, Т.Ф. Лиховид, А.М. Мазурицкий, Л.И. Сальникова, Ю.Н. Столяров), СПбГУКИ (В.В. Брежнева, М.Н. Колесникова, Д.А. Эльяшевич), БелгородГИИК (Н.А. Туранина), КазГУКИ (Г.М. Кормишина), КемГУКИ (И.С. Пилко), КраснодарГУКИ (Н.И. Васькова), ОрловГИИК (О.О. Борисова), СамарГАКИ (Г.А. Кузичкина), СмоленскГИИ (Е.С. Мертенс), ТюменГАИКиСТ (Э.А. Мулявина), ЧелГАКИ (И.Ю. Матвеева). В работе Совета приняли участие председатель Учебно-методического объединения (УМО) по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов и. о. ректора МГУКИ Т.В. Кузнецова и учёный секретарь УМО В.И. Солодухин. На заседание УМС были приглашены председатель секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования Российской библиотечной ассоциации (РБА) Т.Я. Кузнецова, президент Русской школьной библиотечной ассоциации (РШБА) Т.Д. Жукова, а также заведующая дневным отделением Московского гуманитарного колледжа информационно-библиотечных технологий Н.С. Яковлева.

Первым был поставлен организационный вопрос. Единогласно избрали заместителем председателя Совета Валентину Владимировну Брежневу (декана библиотечно-информационного факультета, заведующую кафедрой информационного менеджмента СПбГУКИ, доктора педагогических наук, профессора) вместо выбывшей по объективным обстоятельствам С.Г. Николовой, а также ввели в состав УМС Марину Николаевну Колесникову (заведующую кафедрой библиотековедения и теории чтения СПбГУКИ, доктора педагогических наук, профессора).

С приветственным словом к собравшимся обратилась председатель УМО и.о. ректора МГУКИ Т.В. Кузнецова. Особое внимание акцентировалось на базовых показателях мониторинга деятельности вузов, введении модульного обучения, профессиональной мобильности педагогов, привлечении иностранных студентов.

Вторым вопросом повестки дня стало обсуждение практической готовности четырёх первых учебников для бакалавриата – «Библиотековедение» (выступили координаторы – М.Н. Колесникова и Л.И. Сальникова), «Библиографоведение» (выступила координатор Т.Ф. Лиховид), «Документоведение» (выступил руководитель авторского коллектива Д.А. Эльяшевич) и «Аналитико-синтетическая переработка информации» (была зачитана справка от имени руководителя авторского коллектива Л.В. Трапезниковой). Констатировано, что наступает завершающая стадия подготовки проектируемых учебников, к марту 2013 г. целесообразно представить их итоговые варианты для внешнего рецензирования и последующего получения рекомендательного грифа Министерства образования и науки Российской Федерации.

В качестве нового перечня приоритетных учебников для обеспечения базовых курсов отраслевой профессиональной бакалаврской подготовки выделены «Социальные коммуникации», «Библиотечно-информационное обслуживание», «Справочно-поисковый аппарат» [библиотеки], и «Лингвистическое средства библиотечных и информационных технологий». Авторский проспект учебника по лингвистическому обеспечению был представлен в УМС заранее проф. Н.И. Гендиной (КемГУКИ), поэтому участники заседания смогли обсудить и принять обоснованное решение о начале его подготовки с плановым завершением к сентябрю 2013 г. План-проспект будущего учебника по социальным коммуникациям предложено подготовить признанному специалисту в данной предметной области проф. А.В. Соколову (СПбГУКИ). Относительно проектируемых учебников по библиотечно-информационному обслуживанию и справочно-поисковому аппарату библиотеки УМС признал необходимым объявить конкурс, разослав по вузам предложение представить варианты планов-проспектов и авторских коллективов.

По итогам обсуждения проблем обеспечения учебной литературой базовых курсов отраслевого бакалавриата членами Совета принято решение об унифицированном методическом аппарате учебников: в конце каждой главы помещать резюме, вопросы для самоконтроля (коррелирующиеся с формируемыми профессиональными компетенциями), выделять основную литературу (книжные издания), а в завершении учебника давать аккумулирующий глоссарий, а также, при необходимости, раскрывающие текстовой контент указатели. Основной базой для публикации новых бакалаврских учебников единогласно признано издательство «Профессия», с которым имеется предварительная договорённость о выпуске проектируемых книг (на самоокупаемости, без привлечения специальных ресурсных инвестиций) в твёрдом переплёте и в едином серийном оформлении, их целевом распространении и гарантированном авторском вознаграждении.

Неподдельный интерес участников заседания Совета вызвало обсуждение третьего вопроса повестки дня – «Профессиональный стандарт библиотечно-информационной деятельности: гармонизация потребностей практики и вузовского обучения». Своё видение данной проблемы представили В.И. Солодухин, И.С. Пилко и Т.Я. Кузнецова. В ходе обсуждения свои точки зрения аргументировали В.К. Клюев, А.М. Мазурицкий, Н.С. Яковлева. Принято решение о правомерности инициирования подготовки профессионального стандарта вузовским педагогическим сообществом как компетентностной модели специалистов конкретной области деятельности, что позволит установить устойчивые связи между российской высшей библиотечной школой и реальной деятельностью современной библиотеки, обозначить потребности практики в квалификации кадров (кого и чему готовить). Одновременно обращено внимание на важность преемственности профессионального обучения в профильных колледжах и вузах. При коллегиальной разработке отраслевых профессиональных стандартов в состав комиссии предложено включить И.С. Пилко (от УМС) и Т.Я. Кузнецову (от РБА).

Поистине историческим можно назвать обсуждение в рамках четвёртого вопроса пилотной подготовки бакалавров с будущей квалификацией «педагог-библиотекарь»в Кемеровском государственном университете культуры и искусств и Челябинской государственной академии культуры и искусств. Предварило представление практической части вопроса организационно-методологическое выступление Т.Д. Жуковой о результатах проведённого РШБА мониторинга кадровой оснащённости школьных библиотек России и их перспективных потребностях, а также реальных возможностях вузов культуры и искусств стать действующими площадками федеральных округов по целевой подготовке педагогов-библиотекарей. В качестве перспективной формы взаимодействия преподавателей и студентов обозначено так называемое смарт-обучение – с дистанционным освоением учебных курсов и электронными учебниками.

Первым опытом начального этапа организации обучения будущих педагогов-библиотекарей в рамках отраслевой бакалаврской подготовки поделились проректор по учебной работе КемГУКИ И.С. Пилко и декан факультета информационных ресурсов и технологий ЧелГАКИ И.Ю. Матвеева. Главный посыл – в высшей библиотечной школе есть все теоретико-методологические, методические и практические предпосылки для успешной подготовки педагогов-библиотекарей, но этот процесс нуждается в нормативном закреплении, организационно-управленческом и финансовом сопровождении. Предстоит чётко определить требования к содержанию обучения бакалавров по данному профилю (компетенции выпускников), прежде всего педагогической составляющей образовательной программы (целесообразно тесное взаимодействие преподавателей кафедр библиотечных дисциплин и педагогики, педагогики/психологии). Важно заблаговременно определиться с трудоустройством выпускников нового профиля, ориентироваться на социальные заказы региональных и муниципальных органов управления образованием (в том числе получать целевые бюджетные места для абитуриентов).

В процессе дискуссии свою точку зрения по обсуждаемому вопросу высказали В.И. Солодухин, В.К. Клюев, Г.А. Иванова. Были представлены многолетняя практика подготовки в МГУКИ профилированных для работы в детских и школьных библиотеках бакалавров (в рамках реализации Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по направлению «Библиотечно-информационные ресурсы»), а также опыт обучения студентов в специализированной магистратуре по программе «Теория и методология библиотечно-педагогической деятельности».

В результате многоаспектного обсуждения заявленной проблемы единодушно было принято решение об открытии в рамках стандартизированного направления подготовки бакалавров «Библиотечно-информационная деятельность» нового инициативного профиля – «Библиотечно-педагогическое сопровождение школьного образования». Обращено внимание на важность консолидации усилий ведущих вузов по учебно-методическому оснащению данного профиля, а также организации академического обмена.

В заключительной части заседания УМС выступил Ю.Н. Столяров, аргументировав собственное видение структуры и содержания учебной дисциплины «Документоведение» для бакалавров библиотечно-информационной деятельности как комплексного курса «Документология». Он также подробно остановился на дидактических возможностях системы учебных пособий, охарактеризовав её в качествемобильной формы методического обеспечения изучения ключевых разделов и тем базовых профессиональных дисциплин. Для примера была позиционирована подготавливаемая Ю.Н. Столяровым серия учебных пособий по библиотечному фонду – предтеча нового одноимённого учебника.

Несмотря на плотный напряжённый график работы Совета, все участники остались довольны состоявшимся заинтересованным обсуждением актуальных вопросов современного библиотечно-информационного образования и отметили плодотворность профессионального общения. Признано целесообразным проводить аналогичные заседания УМС по итогам календарного года, продолжив наметившуюся с 2011 года традицию таких «декабрьских встреч». Среди наиболее актуальных вопросов межвузовского взаимодействия и проблемного обучения ведущих педагогов выделены структурно-содержательные и методические аспекты подготовки магистров библиотечно-информационной деятельности, чему в немалой степени способствовала предложенная в пакете раздаточных материалов к заседанию Совета постановочная статья А.В. Соколова «О бедном магистре замолвите слово» (Научные и технические библиотеки. – 2012. – № 10. – С. 5-15).

Прощаясь, уставшие, но все без исключения оптимистически настроенные члены УМС вузов России по образованию в области библиотечно-информационной деятельности, договорились о возможном новом обсуждении общих насущных проблем в рамках предстоящих в 2013 году международных и всероссийских научно-практических мероприятий, прежде всего апрельских Скворцовских чтений в Москве, майского ежегодного Конгресса Российской библиотечной ассоциации в Перми, юбилейной июньской Крымской конференции в Судаке.

До новых взаимообогащающих встреч, дорогие коллеги-друзья!

 

Источник информации: В.К. Клюев,
председатель Учебно-методического совета вузов РФ по образованию в области библиотечно-информационной деятельности,
кандидат педагогических наук, профессор,
заведующий кафедрой управления
информационно-библиотечной деятельностью МГУКИ,
Почетный работник высшего профессионального образования РФ



Возврат к списку

© 2007 — 2020 «Русская Школьная Библиотечная Ассоциация», Информационный портал школьных библиотекарей России, свидетельство о регистрации сетевого издания ЭЛ № ФС 77 - 76029 от 19.06.2019
Все права защищены