Вход в Личный Кабинет РШБА
Наши контакты: тел.: 8 903 615-90-36, эл.почта: rusla@rusla.ru
   
 
 
 
 


Издания РШБА:

ЖУРНАЛ «ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА»:

НОВЫЕ КНИЖНЫЕ ИЗДАНИЯ:

  

ВЫСТАВКИ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ:

 

Партнеры



      
     
 
 

         

 

Новости

13.10.2012

В Петербурге прошел круглый стол о проблемах современного чтения

В рамках проекта «Школьные хроники XXI века» в пресс-центре ИА «Росбалт» прошёл круглый стол «Привычка к чтенью не дана», где издатели, педагоги и писатели обсудили, что и как читают современные школьники.

О том, что за последние годы принципиально изменилось качество чтения, говорят часто. Этому факту дают принципиально разные оценки. От «диагноза» национальной катастрофы, подкреплённого данными опроса ВЦИОМ (например, социологи пришли к выводу, что дошкольникам регулярно читают книги только 10% родителей, а школьникам – только 0,2% взрослых; более 35% россиян вообще не читают книг, библиотеки посещают лишь 9% россиян) до умозаключений о том, что интерес к чтению не может быть прежним, так как изменились качество и темп жизни.

«Для большинства людей чтение сейчас сместилось в область увлекательного досуга. Если раньше читали, чтобы приобщиться к новым идеям, из любознательности, то теперь – для того, чтобы было интересно, забавно», - заметила заведующая кабинетом русской словесности Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (СПб АППО) Мария Багге.

По её словам, доля читающих школьников составляет не более четырёх процентов: именно они успешно сдают ЕГЭ по литературе. «И ситуация, на мой взгляд, с каждым днём ухудшается. Не в последнюю очередь из-за того, что привычка читать никак не культивируется в семьях современных детей. Такие дети не знают, что такое семейное чтение», - сказала Багге.

При этом возможности для успешного чтения есть. В этом уверена заместитель директора по библиотечной работе Центральной детской библиотеки им. А. С. Пушкина Нина Мазняк: «В современных библиотеках в больших городах есть значительные возможности. Огромные фонды, хорошие специалисты, которые могут увлечь чтением. Существуют и специальные программы для читателей… Другое дело, что, к сожалению, не все знают, что многие современные библиотеки могут всё это предложить».

Заведующий кафедрой литературы и детского чтения СПбГУКИ Валентин Головин предложил взглянуть на проблему в исторической перспективе.

«Такая же проблема существовала и десять, и пятьдесят лет назад. Сейчас нам довольно сложно ориентироваться в ней, потому что последнее большое исследование читательской аудитории в нашей стране проходило в начале 1970-х годов», - констатировал Валентин Головин, - «Масштабного и глубокого изучения современного положения вещей в рамках нашей сегодняшней темы нет. Существуют лишь разрозненные факты и более или менее правомерные выводы».

«Могу сказать, что среди читающей аудитории за последние годы появились новые явления», - также добавил он, - «Например, читательская мода. Раньше, в 1960-е годы, список детских авторов, книги которых читали в семьях, был на 70 процентов устойчивым. В нём, конечно, появлялись новые имена, но основная доля текстов, так сказать, передавалась из поколение в поколение – существовала некая литературная преемственность. Сейчас популярность авторов зависит в большей степени от внешней среды, а не от семейных традиций. Этим объясняется популярность «Гарри Поттера» и мода среди молодых родителей покупать своим детям в букинистических магазинах книги 1920-30-х годов – эдакая ностальгия по прежним «читающим» временам. То есть мой вывод такой: сейчас и дети, и взрослые, безусловно, читают, но не то и, возможно, не так, как мы предполагаем. И это требует серьёзного исследования».

 

Источник информации: argumenti.ru 


Возврат к списку

© 2007 — 2020 «Русская Школьная Библиотечная Ассоциация», Информационный портал школьных библиотекарей России, свидетельство о регистрации сетевого издания ЭЛ № ФС 77 - 76029 от 19.06.2019
Все права защищены