Вход в Личный Кабинет РШБА
Наши контакты: тел.: 8 903 615-90-36, эл.почта: rusla@rusla.ru
   
 
 
 
 


Издания РШБА:

ЖУРНАЛ «ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА»:

НОВЫЕ КНИЖНЫЕ ИЗДАНИЯ:

  

ВЫСТАВКИ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ:

 

Партнеры


      
     
 
   

         

 

Новости

10.07.2012

Пейзаж с человеком и книгой на Bookway-2012

Каким чудом старинная усадьба сохраняет чистоту и свежесть чувств ко всем приходящим? К Дому в Рождествено, мимо белоснежной скамьи, нас влекла дорога, живописная, будто изящная акварель светлых и радостных воспоминаний. Мы, торопясь, настигали время, ускользающее от нас, уходящее ввысь радугой идей. Мы – «синие человечки». Вернее, – лазоревые, от цвета одежды – футболок, бейсболок и значков с надписями «Книжный путь – Bookway-2012. Мир читает с нами!» С шумом и робостью, радостью и тревогой от дорожных неожиданностей, уставшие за три дня движения, с дразнящими тишину возгласами идем в распахнутые высокие двери. «Все - как встарь, и дом - все так же тих» - успеваю я внутренне пролепетать начало набоковской строфы, а над моим ухом – уже летает вопрос Георгия: «А как звучит этот рояль, а это пианино?» Наш «мальчик» коллекционирует по «Верхнему Оредежу» звуки музейных роялей и пианино. Спасибо ему, в Усадьбе Ганнибалов, клавиша рояля присоединила нас к безграничному прошлому. Мы вошли в со-звучие с густой нотой, такой мощной, будто откликнулся весь дом, собирая вокруг все века.

Улыбаюсь изысканному сюжету нашего путешествия. Переживаю, вбираю в себя уже третий день чувства и взгляды детей. Как и дети десятых годов позапрошлого века, они предсказаны словами В.Набокова о его собственных сверстниках: по способу «раннего набирания мира русские дети моего поколения и круга одарены были восприимчивостью поистине гениальной…».

Наши дети, 15 подростков из Вырицы, Гатчины и Тихвина, своим словом и действием, искренне и гармонично, с волшебной легкостью преображали пространство, устраивали открытые миры чтения на улицах, площадях, во дворах. Они превратили заурядные «обочины жизни», «культурные задворки» нашего отношения к детскому чтению в «книжные сады чтения». Дети развили идею «Книжного пути». Мы, детские библиотекари, решили вместе с детьми первого десятилетия века путешествовать во времени, обозначив на карте маршрут «Верхний Оредеж – Город «Энск», Псков».

В «Других берегах» В.Набоков открыл закон наследования «неотторжимых богатств» - надо просто передать «карту» движения – украсить «мифологическими виньетками Выру, Батово и Рождествено на детальной, но несколько несбыточной карте».

Все три дня мы отвечали друг другу в нашей Команде «синих человечков» и всем вокруг - друзьям, прохожим и проезжим людям - на вопрос: «Зачем? Зачем нам нужен «Книжный путь»? Дети, испытав себя, написали: «для радости, для души, для себя, для понятия цвета и вкуса жизни! … на «BOOKWAY» мы стали настоящим звездным дождем чтения в небе городов. Мы говорили, говорим, и будем говорить о книгах, чтении, о чувствах, скрытых в этом прекрасном мире. Все читают с нами!». Сланцевские дети утверждают хором: «разукрасить серые деньки красками счастья, создать идеальный мир – разве это несбыточно? Это вполне реально!»

Отгоняю вопрос, жужжащий противной мухой: «Пейзаж нашей жизни вмещает «в себя» ребенка с книгой?» Вопреки уверенности моих друзей – «синих человечков» - замечу: нам, взрослым, необходимо специально творить жизненные пейзажи, чтобы им было интересно и комфортно, свободно и радостно с книгой. Оказывается, убедилась в этом к несчастью, мы равнодушны, высокомерны и невнимательны к ребенку с книгой. Детское чтение превращается в наказание ребенка. Хотите мне возразить? Буду рада. Присоединяйтесь к детям в их движении. Ищите ответ на вопрос: Что необходимо изменить в нашей взрослой культуре, чтобы ребенок жаждал чтения, знал, что книга – мир, с которым хорошо?

Вернусь в первый день «Книжного пути», 2 июля. Мы залиты дождем. Фонтан на Октябрьском Бульваре Кингисеппа и небесный поток соревнуются, наши экипажи и шатры в воде, детские библиотекари – инопланетные существа под цветными накидками, усыпанными дождем. Свободное кружение мальчишки на велосипеде – надежда в непогоду. Он-то не сомневается, что праздник будет. И я уверенно обещаю детям: дождь сейчас перестанет. Томительно, дождевыми нитями, тянутся минуты и…, как только на Бульваре появляется малышка, с маминым зонтом, капли начинают высыхать в воздухе.

Писатели С.Махотин, М.Яснов, Д.Сабитова собирают вокруг себя замечательную публику. Распахиваются, под «шатрами», детские книжные миры. Смех, удивление, фантазии, перешептывание, тихие разговоры, сокровенные мысли. Все происходит само собой, потому что дети и писатели, родители вместе создают «пейзаж человека с книгой». Композиция этого великолепного пейзажа нами была найдена в Сланцах, на площади перед Библиотекой. Надо только не бояться пространства и доверять себе и своему ребенку, отдаться чувству влечения к неизвестному и гармонии.

Возникают, сосуществуют и дополняют друг друга разные миры. Ритмичный, радостный, прыгающий от восторга, стиховой мир с поэтом М.Ясновым, он «тихонечко» преображается интонацией нежности и любви. Превращается в мир уютный и близкий, с мамой и папой, с рассказами и разговорами о них, рядом с прекрасной Диной Сабитовой, страницами ее книг о семейных историях. Высокие и умные диалоги подростков и взрослых с Борисом Минаевым о чувствах и свободе определяли в нашем пейзаже горизонты размышлений. Никого не пугал вопрос поэта С.Махотина: «как стать исторической личностью?» Ответ – тоже в нашем «пейзаже» - галерея портретов и автопортретов. Постигнув тайны композиции пейзажа в Сланцах, мы отправились в Псков.

Сергей Рюмин, человек Команды «синих человечков», утверждает: «Книжный путь» – это не километры, а мы! Наши чувства и мысли». В Пскове родились новые сюжеты пейзажа. Читательские истории с писателями. И М.Яснов, и Д.Сабитова, и Б.Минаев, и С.Махотин «исследованы», «открыты», их творчество осмыслено с таким удовольствием и тщательностью. Как же невероятно талантливы эти взрослые, дающие ребенку возможность открытия себя. Рискнете? Дайте разглядеть себя детям.

Детская страсть к мелочам, к тайнам и загадочным существам позволили нам в Вырице и Гатчине завершить пейзаж человека с книгой. Мы все поднялись на невероятную высоту в «Воздушной библиотеке» - свободно и безопасно парили в облаках чтения. Вася Зайцев из Вырицы «потерялся», его любимая воспитательница ненадолго исчезла в Детском книжном магазине «Бампер», смеясь, его подсадили на ступеньку, поближе к книгам и улыбке воспитательницы.

Дети управляли не только временем, но и пространством. К Площади перед библиотекой в Гатчине присоединили улицы казахстанского города Усть-Каменогорска, где жил А.Волков, создатель «Волшебника Изумрудного города». Так и происходило детское чтение на улицах, площадях, бульварах, скверах, музеях. Просто – Детское Чтение. Как в романе В.Каверина «Два капитана», помните: «Потом происходило чтение – именно происходило, - неторопливое, с долгими вздохами… Это было так интересно, что старухи, ходившие к Сковородникову играть в «козла», бросали карты и присоединялись к нам».

«Воздушную библиотеку» в Вырице, манящую к чтению, десятилетняя Алина рассматривает уже десятый раз, обводя пальцем существ, чудных, разноцветно сияющих и читающих. Кто нам ближе? Алина, или тот господин. Пришел и негодует у Библиотеки, жалеет, что исчез серый бетонный забор. Ещё достаточно «заборов», (экономических, социальных, культурных), из-за них не видны пейзажи для жизни ребенка с книгой.

За три дня дети 12-16 лет и их детские библиотекари открыли в социальном ландшафте, «вписали» в природный пейзаж пять интерактивных «площадок» для встреч, диалогов, конкурсов, игр, онлайн – бесед, серьезных дискуссий. С успехом прошли многолюдные «открытые читательские форумы» детей и родителей, «прохожих» разных поколений и учителей, воспитателей. Новые книги, коллекции лучших книг дети открывали всеми возможными способами. С помощью Мобильной Детской Библиотеки (Библиобус ЛОДБ) – многоуровневого электронного пространства чтения. Вокруг все преображалось радостью, игрой ума, творчеством, импровизацией, детским чтением. По строгим подсчетам, более тысячи сторонников «Книжного пути» испытали вместе с 15 подростками-лидерами опыт социального и культурного диалога. Новые библиотечные технологии позволяли транслировать события в Интернет-окрестности. Мы вместе с детьми демонстрировали процесс современного чтения, открыли в «ландшафте» современной жизни книгу и её ярких сторонников. Дети жаждут новой возможности движения с книгой. Специалисты ЛОДБ уже начали проектирование «Книжного Пути – Bookway-2013».

Материал прислала: Степанова Людмила Валентиновна, координатор

Программы «Книжный путь – Bookway-2012»

e-mail: lodb@rcl.spb.ru

http://www.deti.spb.ru

http://www.pogodin.lodb.ru

http://www.ringbook.lodb.ru/


Возврат к списку

© 2007 — 2020 «Русская Школьная Библиотечная Ассоциация», Информационный портал школьных библиотекарей России, свидетельство о регистрации сетевого издания ЭЛ № ФС 77 - 76029 от 19.06.2019
Все права защищены