Вход в Личный Кабинет РШБА
Наши контакты: тел.: 8 903 615-90-36, эл.почта: rusla@rusla.ru
   
 
 
 
 


Издания РШБА:

ЖУРНАЛ «ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА»:

НОВЫЕ КНИЖНЫЕ ИЗДАНИЯ:

  

ВЫСТАВКИ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ:

 

Партнеры



      
     
 
 

         

 

Новости

23.02.2012

Конкурс юных чтецов – штрихи к портрету

В феврале завершились школьные туры Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика». В них участвовали около 2 миллионов ребят из 58 000 школ страны. В 500 московских школах, задействованных в конкурсе побывать организаторы, разумеется, не могли. Но ряд школ посетили. Предлагаем читателям репортажи и фотографии, лишь немного передающие атмосферу этого увлекательного действа…

Алла Галушко, зав. библиотекой центра образования №1469, г.Москва

Театр одного актера

Вот и в нашем Центре образования №1469 прошёл этот конкурс. Мы немного нарушили регламенти не стали ограничиваться возрастными рамками, пригласив участвовать всех желающих. Надеемся, что организаторы конкурса нас не осудят: все-таки первый опыт! Кто-то из ребят определился сам в выборе отрывка, кто-то по рекомендации учителя. Сам собой у ребят возник вопрос: «Что же такое классика?». Это произведения, прошедшие испытание временем? Это литература признанная лучшей? Но, кем признана? Ведь литературные вкусы читателей так не похожи. И если автор, в каком бы веке он не творил, пишет о ценностях близких для любого читателя: о любви, о верности, о дружбе, о жизни, одним словом пишет о том, что идёт от сердца, тогда эти произведения читают, и будут читать. Это и есть классика!

Каждый выбрал свое и читал по-своему. Очень живо, перевоплощаясь буквально на глазах, передала характер героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий» одна шестиклассница. Другой участник конкурса прочитал рассказ «Пересолил», это был поистине театр одного актёра. Под музыку Бетховена читала школьница письмо Желткова из «Гранатового браслета. Куприна. Читала с надрывом, с искренним чувством. Умница! Хотя, на мойвзгляд, этот отрывок больше подошёл бы для юноши. Потрясающе выступил Красоткин Валентин, который выбрал «речь о товариществе» из повести Гоголя «ТарасБульба». Читал без пафоса,без возвышенной идейности, а так, будто говорит с друзьями и соратниками. Аещё был у нас ученик, который, готовясь к конкурсу, взял в библиотеке томик Тургенева, но перед жюри так и не предстал. А когда пришёл сдавать книгу, я спросила, почему он не участвовал. В ответ он помолчал, выдохнул и наизусть прочитал произведение Тургенева «Безгнезда». Он читал, а я видела перед собой не подростка, а взрослого человека, который рассказывает о своей неустроенной жизни, об одиночестве. Потом он задумался и сказал: «Я не смог читать это со сцены и на оценку, ведь это очень личное». Кто скажет после этого, что наши дети не понимают серьёзную литературу? Даже старшеклассники, которые по-секрету признаются, роман Толстого «Война и мир» они читают выборочно: мальчик и ищут батальные сцены, а девочек больше увлекают любовные переживания Наташи Ростовой. Но ядумаю, что повзрослев, они ещё раз возьмут в руки увесистый томик Л.Н. Толстого и перечитают его «от корки до корки». И это потому, что наши классики писали на великолепном русском литературном языке о понятном и очень личном.

После конкурса члены жюри побеседовали с участниками.Обсуждали итоги, интересовались мнением ребят о конкурсе. И вот, задавая вопрос, я употребила расхожее выражение: «О чем вас заставляет задуматься классическая литература?». Детям не понравилось слово «заставляет»! Не заставляет, а «призывает задуматься», «вызывает желание мыслить», «побуждает к размышлению». Конкурс «Живая классика» нас взрослых заставил с большим уважением взглянуть на юных читателей, а их «призвал задуматься» и «вызвал желание мыслить»!

Татьяна Никитина (Московская область)

Праздник литературы в «Дубовой роще»

В 22-ой средней школе, что находитсяв 50 км от Москвы в поселке Дубовая роща, заурядных учеников нет.Возможно, местным жителям, имеющим всего одну школу на весь поселок, повезло куда больше, чем москвичам, вольным выбирать любую из множества столичных школ. Помимо общеобразовательных предметов есть театральный, музыкальный и цирковой классы, дети занимаются танцами, пением, живописью. Именно поэтому особенно интересно, как проходит школьный этап Всероссийского конкурса чтецов «Живая классика» в этой необычной школе.

Атмосфера в зале очень теплая, происходящее напоминает скорее камерный литературный вечер, чем конкурс. Никто здесь и не называет это событие «конкурсом». Во вступительном слове Татьяны Лазаревны Савченко, директора школы и заслуженного учителя России, говорилось, что сегодня в их школе– праздник. Праздник литературы, праздник живого слова. Мягким, но звучным, слышным и без микрофона голосом директор желает участникам не думать о соревновании, а просто насладиться звучанием классической прозы.

«Пропащая моя жизнь…»,- с недетской горечью в голосе сокрушается худенький мальчик в длинной рубахе, перепоясанной веревкой. Слушая его, забываешь, что перед тобой шестиклассник Алексей Калашников, видишь только голодные глаза сироты Ваньки из чеховского рассказа. Этого мальчика я заметила еще до его выступления. Он сидел в зрительном зале, беспрестанно шептался с друзьями и хихикал над выступавшими девочками. Я подумала, что он из тех ребят, которые презрительно относятся к таким конкурсам, считают это глупостью. Не думала увидеть его на сцене. Но он вышел – и не оторваться. Веришь его голосу, в котором звучит то жалостливая мольба, то немое восхищение миром, который прекрасен, несмотря на тяготы Ванькиной жизни.

Вот вприпрыжку выскакивает на сцену голубоглазаяПеппиДлиинныйчулок в разноцветных гетрах и с задорными косичками. Задирает острый носик так же, как героиня Астрид Линдгрен, топает ногами, хмурит бровки, а потом смущается: «Да, вы правы, я вру…». Вот изящная Лера Баранина рассказывает сказку про чудака-лягушонка: «А что такое бабочки? - Цветы без запаха…». Сама как лягушонок, как цветочек, как будто не на сцене стоит, а на том лугу, гладит опавшие лепестки, поднимает руки как бабочка – крылья.

Звучат рассказы Зощенко, Андреева. Видно, что кругозор ребят не ограничивается рамками учебной программы.Более того, видно, что они близко к сердцу принимают слова, которые произносят. Так бывает, когда человеку действительно нравится то, что он выбрал, когда этот выбор сделан самостоятельно. Например, из большого романа Гюго«Отверженные» Катя Вершинина выбирает отрывок «Козетта». И это понятно, судьба этой маленькой, беззащитной девочки должна быть очень близка детям её возраста.

Учителя, кажется, волнуются не меньше выступающих, ведь, несмотря на самостоятельный выбор ребят, в каждое произнесенное со сцены слово вложен учительский труд. Чувствуются взаимные открытость и доверие: читая отрывок, дети в моменты нерешительности ищут глазами своих наставников, и это ощутимо придает им сил. Но все же конкурс остается конкурсом. Значит, жюри придется выбрать победителей, хоть это и нелегко. «Трудно журить», - шутят учителя. И оглашают вердикт. Третье место занимает Белова Даша, рыжая, как солнышко, девочка с двумя толстыми косами. Сходство Даши с канонической русской «красной девицей» на этом не заканчивается: она одета в русский народный костюм. Девочка выбрала повесть Валентина Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана». Отрывок из этого непростого произведения удивительно подошел ей, с недетской силой звучали из её уст монологи Тамары Ивановны, настоящей русской женщины. Второй становится ПеппиДлинныйчулок – Андросимова Настя, первым – Калашников Алексей, читавший «Ваньку». Всё это ученики студии выразительного чтения, которую возглавляет сама директор. Помнению Татьяны Лазаревны, литература – это одно из главных средствдуховного воспитания человека.Потому онаделает все, чтобы пробудить в детях любовь к чтению.

Кажется, главное, у неё получилось – воспитать думающих читателей.Подход ребят к выбору произведений показался мне на удивление взрослым. Чехов, Зощенко, Распутин… В большинстве отрывков писатели обращались к наболевшим общественным проблемам, монологи ребят звучали злободневно и правдиво. И было видно, что ребята не просто читают текст наизусть, но по-настоящему понимают автора, видят то, чего нельзя не заметить.

Понимание проблемы – первый шаг к решению. Уже в двенадцатилетнем возрасте дети видят социальную несправедливость, осознаютнеобходимость перемен, а помогает им в этом – книга. Так может и взрослым стоит снова взять её в руки?

Читайте также репортажи о конкурсе «Живая классика» из других мест:


Пресс-служба РШБА


Возврат к списку

© 2007 — 2020 «Русская Школьная Библиотечная Ассоциация», Информационный портал школьных библиотекарей России, свидетельство о регистрации сетевого издания ЭЛ № ФС 77 - 76029 от 19.06.2019
Все права защищены