Вход в Личный Кабинет РШБА
Наши контакты: тел.: 8 903 615-90-36, эл.почта: rusla@rusla.ru
   
 
 
 
 


Издания РШБА:

ЖУРНАЛ «ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА»:

НОВЫЕ КНИЖНЫЕ ИЗДАНИЯ:

  

ВЫСТАВКИ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ:

 

Партнеры



      
     
 
 

         

 

Новости

13.02.2012

Как уберечь детей от интернет-угроз

Пятый юбилейный Форум Международного Дня безопасного Интернета – главная российская конференция 2012 года, посвященная проблемам безопасности детей и взрослых в Интернете, и официальное мероприятие Международного Дня безопасного Интернета (Safer Internet Day) в России – проходил 6 и 7 февраля 2012 года в Общественной Палате Российской Федерации.

Основными организаторами Форума-2012 выступили Центр безопасного Интернета в России и Региональный общественный Центр Интернет-технологий (РОЦИТ) под патронатом Общественной Палаты Российской Федерации. В организации и проведении Форума приняли активное участие ведущие представители Интернет-индустрии, общественные и некоммерческие организации, а также представители государства – среди которых Совет Федерации и Государственная Дума РФ, Министерство культуры РФ и Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Следственный комитет РФ и Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, Google, Microsoft, Лаборатория Касперского, Билайн, Ростелеком и SkyLink, МТС, НП Инфофорум, Русская школьная библиотечная ассоциация и Российская государственная детская библиотека, Фонд поддержки детей в трудной жизненной ситуации, Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения и многие другие...

В этом году Форум впервые проходил в формате двухдневной конференции – «взрослой» и «детской» части. В работе первого дня Форума - Форума Экспертов, который состоялся 6 февраля 2012 г., приняли участие представители профильных органов власти, социально-ответственной Интернет-индустрии, экспертного сообщества, организаций гражданского общества, ведущих постоянную работу в области повышения безопасности в Сети. На Форуме - уже традиционно - обсуждалось множество вопросов, связанных с тем, как использовать Интернет ответственно, этично и безопасно, как защититься от опасностей из Сети и помочь их жертвам. В их числе - новые контентные, программно-технические и экономические угрозы, методы защиты от них, просвещение и обучение азам безопасности, проблемы позитивного и развивающего контента, вопросы статистики и мониторинга, законодательные и этические аспекты, самоорганизация для создания безопасного Рунета для детей и взрослых, Интернет для специальных категорий пользователей, вопросы свободы слова в Сети.

В ходе второй части – Детского Форума 7 февраля 2012 г. – вопросы позитивного Интернета, полезных и безопасных Интернет-сервисов и поведения в Сети обсуждали уже не взрослые, а школьники и молодежь. Модераторами Церемонии открытия и рабочих секций стали подростки - члены Молодежной Интернет-Палаты, функционирующей при Центре безопасного Интернета. Такого формата Форум ранее не знал - Детский форум в рамках главной российской конференции по онлайн-безопасности проводился впервые.

Церемония открытия Форума Экспертов началась в 10 часов утра в Большом зале Общественной Палаты РФ. В открытии Форума и его Пленарном заседании, которое вел координатор Центра безопасного Интернета в России Урван Парфентьев, приняли участие:

  • первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по образованию, науке, культуре и информационной политике Людмила Нарусова,
  • первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по безопасности и противодействию коррупции Магомед Вахаев,
  • директор по взаимодействию с органами госвласти Google Russia Марина Жунич,
  • председатель правления Фонда поддержки детей в трудной жизненной ситуации Марина Гордеева,
  • исполнительный директор Национального фонда защиты детей от жестокого обращенияАлександр Спивак,
  • председатель правления РОЦИТ Марк Твердынин,
  • основатель SafeKids.org Ларри Магид,
  • президент Русской школьной библиотечной ассоциации Татьяна Жукова.

В своих выступлениях участники Пленарного заседания осветили текущее состояние проблемы в деле построения безопасной онлайн-среды для детей и взрослых, познакомили аудиторию с позицией законодателей, Интернет-индустрии, практиков просвещения и реабилитации детей, обозначили ключевые точки для дальнейших секционных дискуссий.

Людмила Нарусова в своём выступлении отметила, что на протяжении последних лет разговор о всяких инновациях и реформах в любой сфере начитается с того, что «без использования современных коммуникационных технологий никакой модернизации быть не может. И с этим нельзя не согласиться. На последней встрече Большой восьмерки в Довиле вопрос интернет-угроз был поставлен на второе место после ядерной угрозы. И это говорит само за себя». Интернет из технического достижения человечества на наших глазах превращается в очень сильное оружие для террористов, экстремистов, наркодилеров, распространителей противоправного контента.

Если еще несколько лет назад вопрос о регулировании государства в сфере развития интернета вызывал горячие споры, то сегодня сложилось всеобщее понимание того, что государство должно реагировать на вызовы, связанные с интернет-угрозами. Но, все же, несмотря на позитивные изменения, происходящие в нашем обществе благодаря усилиям, прежде всего, общественных организаций, интернет-провайдеров, разработчиков контента, есть большая претензия к правоохранительным и законодательным органам, которые реагируют на изменяющуюся ситуацию крайне медленно.

На сегодняшний день около 14 млн пользователей интернета в России являются несовершеннолетними детьми, на которых обрушивается огромное количество противоправного контента, с которым трудно справиться даже взрослому. Вызывает большую тревогу обилие сайтов с детской порнографией и активность педофилов в интернете: в 2010-м году органами милиции по стране разыскивалось 19734 несовершеннолетних, пропавших без вести, из них 5219 – это дети до 14 лет. Динамика такова: в 2000 году в Москве случаев изнасилования детей до 14 лет, контакт с которыми был установлен через интернет, было зафиксировано 160, в 2008 году – 4479. При этом количество сайтов с детской порнографией возросло в 25 раз!

На фоне этой статистики вызывает удивление тот факт, что до сих пор Россия не ратифицировала основополагающие международные документы, подписанные более чем 100 государствами и определяющие международную законодательную деятельность в этой сфере: «Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии», принятый Генеральной ассамблеей ООН в 2000 году и «Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия» от 2007 года.

Крайне важно, также, ускорение вступления в действие Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Помимо законодательного пути и профилактических мер в Сети, Людмила Нарусова призвала больше внимания уделять воспитательно-просветительской работе в семьях и образовательных учреждениях.

Марк Твердынин, Председатель Правления РОЦИТ, в своём выступлении заметил, что тема безопасности в Интернете сегодня всё чаще используется для саморекламы, при этом тратятся в пустую огромные государственные средства, что замедляет становление общественного конценсуса относительно Интернет-угроз. Кроме этого он подчеркнул важность связки пользователей Интернета и тех, кто предоставляет в Интернете возможность размещения и публикации информации. Практика общественно-государственного партнерства в деле безопасного Интернета складывалась на протяжении последних лет и сформировала у участников процесса понимание необходимости комплексного подхода к созданию безопасной онлайн-среды.

Основатель SafeKids.org , директор ConnektSafely.org Ларри Магид (LarryMagid) в начале своего выступления «поблагодарил» СССР за то, что именно благодаря отставанию США в ряде технических аспектов военной сферы, в период «холодной войны» и возник Интернет, как средство, способное быстро и безопасно передавать секретные данные.

Что касается обсуждаемого вопроса, то в США существуют те же самые проблемы, что и в России, при этом постоянно интернетом пользуются 98% детей. За десятилетия решения вопросов безопасности в обществе сложилось понимание, что интернет – это лишь цифровое отражение мира со всеми его позитивными и негативными сторонами. И если в реальной жизни ребенок получает от взрослых навыки безопасного поведения на улице, то и для работы в интернете он должен быть обучен соответствующим правилам, ибо самый совершенный фильтр, уберегающий от опасности, формируется в голове. С этой целью для образовательных учреждений, родителей, разработчиков контента, провайдеров услуг и др. необходимы такие программы, позволяющие формировать навыки безопасного поведения детей в Сети, чтобы в результате их реализации удалось не только обезопасить Интернет, но и оставить его помощником в образовании и работе.

«Нужно особое внимание уделять реабилитации детей, которые уже столкнулись с угрозами в интернете» – считает исполнительный директор Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Александр Спивак. Он отметил, что основные силы Интернет-сообщества брошены на предотвращение угроз, а не на последствия противоправного контента. Кроме этого эффективность проводимых мер в России нечем и негде «замерить».

На реабилитационных проблемах в связи с Интернет-преступлениями особо остановилась Марина Гордеева, председатель правления Фонда поддержки детей в трудной жизненной ситуации. При этом она отметила важность связки реабилитационных сервисов с возможностью пожаловаться на противоправный контент. В связи с этим специалисты действующего в России «Телефона доверия», помимо первичной психологической реабилитации, указывают также на возможность использования «Горячей линии по противоправному контенту» в Интернете для самозащиты и самоограждения от опасных посягательств. Говоря о необходимости доверительного общения родителей с детьми, Марина Гордеева подчеркнула важность повышения общей культуры поведения детей в интернете.

Президент Русской школьной библиотечной ассоциации (РШБА) Татьяна Жукова поделилась своими мыслями о том, кто должен быть проводником в мир позитивного Интернета, где и как должен формироваться в голове ребенка тот самый «фильтр», способный его и уберечь от беды и помочь в развитии. В условиях новой парадигмы образования меняется роль современной школьной библиотеки, что заложено в новых Федеральных Государственных образовательных стандартах образования. Формирование новой школьной библиотеки будет сказываться на формировании «новой школы XXI века», призванной дать ребёнку целостную картину мира, помочь ему адаптироваться в быстро меняющемся мире.

В своем выступлении Татьяна Жукова сказала: «…Понимая остроту и глубину задачи построения безопасного интернета для детей и подростков России, специалисты школьных библиотек объединились и на своём осеннем Всероссийском Форуме приняли решение сделать эту важную тему стратегическим проектом Ассоциации в 2012 году. <…> Для решения многих проблем, о которых сегодня справедливо говорили выступающие, мы ищем эффективные механизмы. Ради этого мы и собрались здесь все вместе. Считаю, что одним из таких эффективных механизмов решения должно стать формирование информационной культуры личности детей и родителей, а также профессиональной информационной культуры учителей. И эту задачу успешно решают во многих странах именно специалисты школьных библиотек…»

Остановившись на зарубежном опыте, Татьяна Дмитриевна заметила: «…Сегодня социальные сети практически заменили ребенку живое общение. Одним из факторов риска, как отмечают специалисты, является то, что большинство российских детей пользуются интернетом самостоятельно – в среднем около 80% детей выходят в Сеть через мобильные телефоны и мобильные компьютеры, т.е. в ситуации, когда родители их практически не контролируют. Европейские сверстники чаще выходят в Интернет с компьютера, находящегося в совместном пользовании членов семьи, или в школе, именно в библиотеке. И я видела, как это делается в библиотеках школ Австралии, Америки, Южной Кореи, Японии, Европы и др., где школьные библиотеки – это воистину мозг школы, информационный центр, а библиотекарь – информационный лидер школы, квалифицированный навигатор и помощник учащимся и педагогам при работе в Интернете…»

В заключении президент РШБА обратилась к коллегам и потенциальным партнёрам – участникам Форума с предложением: «Развитие интернет безопасности через школьные библиотеки – это генерация молодых, ответственных кибер-граждан России. Давайте сотрудничать! У вас – великолепные проекты, а мы – эффективная точка приложения ваших усилий, так как за нашими школьными библиотекарями стоят миллионы учащихся». 

Сразу же после Пленарного заседания состоялась церемония награждения победителей Четвертого Семейного конкурса по детской безопасности в Интернете «Моя безопасная Сеть». Конкурс, учрежденный Центром безопасного Интернета в России и Российской государственной детской библиотекой, был приурочен к Международному Дню безопасного Интернета и проводился в России с 1 декабря 2011 года по 25 января 2012 года. На конкурс поступило 1233 работы из 36 регионов в трех номинациях: «Ролик», «Плакат» и «Слово».

В состоявшихся после этого секционных заседаниях с участием экспертов отрасли, государственных и правоохранительных органов, общественных организаций, исследователей, обсуждались следующие основные темы:

  • «Международный День безопасного Интернета: мировые решения» (ведущий: Сэм Грин, Mew Media Centre)
  • «Интернет-коммуникация в России: свобода слова или цензура?» (ведущий: Алексей Леонов, Центр безопасного Интернета)
  • «Консультирование и реабилитация жертв Интернет-угроз: настоящее и будущее» (ведущая: Марина Гордеева, Фонд поддержки детей в трудной жизненной ситуации)
  • «Опасности и средства защиты. Программно-техническая сторона» (ведущий – Андрей Ярных, Лаборатория Касперского)
  • «Опасности и средства защиты. Контентные угрозы» (ведущий – Урван Парфентьев, Центр безопасного Интернета в России)
  • «Модерация и саморегулирование на Интернет-ресурсах: альтернатива регулированию или иллюзия порядка?»(ведущий – Дмитрий Кравчук, Стихи.Ру и Проза.Ру)
  • «Интернет и закон: действительность и недостатки» (ведущий – Антон Серго, «Интернет и право»)
  • «Позитивный, обучающий и этичный Интернет: как достичь цели?» (ведущие – Вера Чудинова, Российская государственная детская библиотека (РГДБ), и Владимир Журавлев (РШБА).

Данная секция прошла в режиме «проектной лаборатории» и длилась три часа вместо стандартных 90 минут. На секции выступили представители ведущих российских сотовых операторов Билайн и МТС, представившие свои методы продвижения Интернет-этики и позитивного контента.

Ведущая секции, заведующая отделом РГДБ Вера Петровна Чудинова, остановилась на роли детских библиотек в просветительской деятельности, работа которых в регионах, зачастую рука об руку со школьными библиотекарями, помогает найти ответы на вопросы: «Кто в современных условиях должен взять на себя обучение детей азам безопасного пользования интернетом? Кто познакомит их с источниками позитивного контента? Кто займется формированием информационной культуры личности как ребенка, так и их наставников – родителей, учителей?». В своей повседневной работе, в тех, или иных проектах, рассчитанных на вовлечение детей, родителей, учителей, детские библиотеки постоянно ведут просветительскую работу по предотвращению вредных последствий негативного воздействия интернета и формированию устойчивых навыков безопасной работы с его ресурсами. 

Евгения Чистова (ОАО«ВымпелКом» («Билайн»)) рассказала о двух основных направлениях работы в области детской безопасности. Одно из них – разработанная система фильтров:

  • Интернет-цензор - программа содержит «вручную проверенные "белые списки", включающие все безопасные сайты Рунета и основные иностранные ресурсы»;
  • Специальная программа контентной фильтрации ContentKeeper Web для учебных заведений;
  • ChildWebGuardian PRO: родительский контроль в Интернете, контроль запуска игр, интернет фильтр;
  • Кибер-Папа - Интернет-фильтр, который основан на технологии «белого списка» (Quintura).

Второе направление – рекомендательная «веблиография», или «белые списки» с позитивным контентом для детей, т.е. выявление самых лучших ресурсов с помощью экспертного отбора. Примеры:

  • Конкурс сайтов «Позитивный контент» - это российский конкурс на лучший интернет-ресурс для детей, подростков и молодежи.
  • «Интернет- путеводители» для детей по сайтам, отобранным экспертами (платные и бесплатные ресурсы). Сюда относится совместный с РГДБ проект «Интересный интернет: путеводитель для детей и родителей» ответственность за содержание которого несет специально созданный экспертный совет

Инесса Грикурова, руководитель программ корпоративной ответственности Microsoft в России, рассказала о программах, которые проводятся в партнерстве с системой образования:

  • комплекс интерактивных курсов «Безопасность детей в Интернете» для детей, их родителей и учителей;
  • специальная программа повышения квалификации преподавателей «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернете».

А так же про общероссийскую инициативу по повышению компьютерной грамотности «Твой курс» 

Елена Серёгина (ОАО «Мобильные ТелеСистемы») познакомила с образовательно-выставочным проектом «Дети в Интернете». Это комплекс образовательных мероприятий, объединяющий в себе интерактивную выставку в Политехническом музее и серию обучающих уроков для младших школьников Москвы и области. В дальнейшем предполагается тиражирование проекта в регионы России. Цель — информирование детей, родителей и учителей о потенциальных рисках при использовании Интернета, путях защиты от сетевых угроз и полезных возможностях Глобальной сети для образования, развития, общения и досуга. Проект реализуется оператором связи МТС совместно с Фондом Развития Интернет при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, Министерства образования и науки РФ, Лиги Безопасного Интернета и при участии Google и ряда партнеров.

С большим вниманием было выслушано выступление президента РШБА Татьяны Жуковой о роли школьной библиотеки и школьного библиотекаря в формировании медиа-грамотности школьников. Вопросы информационной безопасности очень хорошо ложатся в педагогическую составляющую школьного библиотекаря, который с июня 2011 года теперь имеет квалификацию «педагог-библиотекарь». Рассказав о зарубежном опыте передовых стран в этом направлении, Татьяна Дмитриевна сообщила о создании библиотечной школы при РШБА для дистанционной подготовки, переподготовки и повышения квалификации наших специалистов, которая начала свою работу 9 февраля с пилотного курса «Введение в систему цифровых коммуникаций». После выступления продолжилось обсуждение роли именно школьных библиотекарей в просветительской деятельности школьников — для многих это было не очевидно.

«…У нас есть все основания для оптимизма в решении проблемы безопасности детей в Интернете: это – ведущие научные школы России, прежде всего – кемеровская научная школа под руководством профессора КемГУКИ Н.И. Гендиной, которая разработала замечательные программы для общеобразовательных учреждений с 1 по 11 классы по курсу «Формирование информационной культуры личности» и в ближайшее время начнётся массовая переподготовка и повышение квалификации школьных библиотекарей…» 

Все вопросы отпали после блестящего выступления школьного библиотекаря 821-й школы г. Москвы Энвера Азизова, которое называлось «Обоюдоострый интернет. Из опыта работы школьной библиотеки». Показав бесперспективность запретов, фильтров и ограничений, выступающий сосредоточился на своём опыте проведения уроков медиа безопасности, построенных на триаде «просвещение, профилактика, воспитание». После знакомства с историей Интернета, современными тенденциями, основными видами ресурсов и интернет-опасностями, с которыми можно столкнуться, учащиеся сами формулируют правила безопасного поведения. Сложнее обстоит дело с телефонией – никакими запретами родителям не удастся оградить детей от мобильного телефона. Здесь на помощь приходит личностная позиция ребенка, основанная на формировании критического мышления и анти манипуляционных навыков. В школе действуют сайт библиотекисайт школьной газеты и сайт дистанционного обучения. 

Очень интересным было знакомство с интернет-продукцией разработчиков позитивного контента.

Павел Фролов, генеральный директор группы компаний Mezon.ru (Санкт-Петербург) познакомил с проектом «ТЫРНЕТ - Детский Интернет», который адаптирован для детей младшего возраста и их родителей, а также для подростков и дает возможность не только играть, но и обучаться программированию в инновационной компьютерной среде Скретч, создавать компьютерные игры, ориентированные на самых маленьких пользователей, активно занимается проблемой качества компьютерных игр и сайтов для детей.

Юрий Метёлкин продемонстрировал проект «Старое радио», которое он позиционировал как ресурс, прежде всего, для родителей и учителей школ. «Школьная фонохрестоматия» Основанная на оцифрованных старых аудио записях «эпохи винила», коллекция включает около 20 тысяч файлов с записями литературных произведений, озвученных признанными мастерами сцены, музыкальных произведений. Воистину уникальная коллекция абсолютно безопасна для использования!

С интересными проектами выступили Сергей Цымбаленко (Юнпресс) – «Молодежный портал «Лига юных журналистов» и Константин Преображенский (Проект «Жужа»)

Ирина Бабич (ассоциация «Женщины в науке и образовании») познакомила с проектом «Механизмы сетевой социализации: практический аспект», который действует с 1997 года. Суть этого проекта – «формирование фильтров в голове ребенка». Рассматриваются риски информатизации начальной школы, правила безопасного пользования Интернетом для ребёнка, режимы работы, «компьютерная» усталость, возрастные категории компьютерных программ. Интереснейший проект вызвал у присутствующих огорчение тем, что не имеет собственного интернет-ресурса…

Форум Международного Дня безопасного Интернета завершился, работа продолжается. Огромное спасибо организаторам, было очень интересно! Русская школьная библиотечная ассоциация готова предоставить свои площадки и ресурсы разработчикам позитивного контента, интернет-провайдерам, для трансляции интересного опыта в области безопасного использования интернета российскими детьми с активным участием школьных и детских библиотек. Ближайший совместный проект, где можно воочию представить свои разработки - Всероссийский Форум школьных библиотекарей «Михайловское 2012». Ну и конечно «Информационный портал школьных библиотек России»  и журнал «Школьная библиотека»

Обсудить в Блоге


Пресс-служба РШБА 


Возврат к списку

© 2007 — 2020 «Русская Школьная Библиотечная Ассоциация», Информационный портал школьных библиотекарей России, свидетельство о регистрации сетевого издания ЭЛ № ФС 77 - 76029 от 19.06.2019
Все права защищены