Вход в Личный Кабинет РШБА
Наши контакты: тел.: 8 903 615-90-36, эл.почта: rusla@rusla.ru
   
 
 
 
 


Издания РШБА:

ЖУРНАЛ «ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА»:

НОВЫЕ КНИЖНЫЕ ИЗДАНИЯ:

  

ВЫСТАВКИ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ:

 

Партнеры

      
     
   
         

 

Новости

11.02.2011

«Школьный библиотекарь года 2010»

Подведены итоги Всероссийского конкурса школьных библиотекарей «ШКОЛЬНЫЙ БИБЛИОТЕКАРЬ ГОДА 2010» – третьего по счету, начиная с 2008 года. Главная тема конкурса – «Верность профессии».

Участники представили рассказ-эссе на тему «Верность моей профессии "школьный библиотекарь"» и творческую авторскую работу по основным направлениям работы школьной библиотеки: чтение и информационная культура.

Удивительно обширна география охвата школьных библиотек, из которых присланы конкурсные работы! От Калининграда до Камчатки, от южного Ставрополья до Архангельска... Всего около 300 работ из 53-х регионов России. Самыми активными регионами по количеству присланных работ были: Бурятия (42), Калининградская область (26), Башкортостан (22), Новосибирская область (16), Татарстан (13), Алтайский и Ставропольский края (по 11), Ленинградская и Тюменская области (по 10).

Так же обширна и разнообразна и тематика этих творческих работ. Здесь и презентация библиотеки, в которой автор стремится представить все направления и все стороны её деятельности, и множество различных программ и проектов, уже осуществлённых в библиотеках. Наибольшее количество проектов посвящено библиотеке как информационному центру образовательного учреждения (школы, лицея, гимназии), формированию информационной культуры личности учащихся. Это, конечно, современно и актуально, тем более что Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подчеркнул: «…сегодня именно школьные библиотеки способны стать авторитетными центрами просвещения и досуга молодёжи, и поэтому так важно придать им современный облик, адекватный требованиям времени».

Сведения о школьных библиотеках, сообщаемые в конкурсных работах, прежде всего свидетельствуют о крайней неравномерности технического оснащения библиотек и их материального состояния. На примере поразительной творческой активности Ирины Петровны Бурдиной, заведующей школьной библиотекой СОШ № 18 села Харагун, что в Забайкальском крае, мы можем ещё раз убедиться, на что способны наши замечательные библиотекари, как только у них появляются хоть малейшие новые возможности. Но есть и иные примеры, не менее удивительные, но, увы, с обратным знаком. Так, в г. Тольятти, знаменитом когда-то Автограде, оказывается, далеко не во всех школьных библиотеках есть выход в Интернет, во многих даже городских школьных библиотеках всего один компьютер в библиотеке, не хватает многого в техническом и материальном отношении для полноценной работы. А уж об изношенности и слабом комплектовании фонда с горечью упоминают многие участники конкурса.

Не секрет, что современная молодёжь, в том числе и школьники, увлечены Интернетом. В Интернете немало литературных форумов и блогов, где собираются и обсуждают прочитанные книги юные читатели. Но подавляющее большинство молодых «юзеров» погружаются в Интернет для общения, совместных игр или поиска нужной информации, ведь для молодёжи одна из главных функций Интернета – коммуникативная. И здесь мы, библиотекари, многое уже упустили. Но всё же во многих творческих работах, присланных на конкурс, мы обнаружили тот самый путь библиотеки в Интернет, по которому можно в какой-то мере нагнать упущенное. Это те самые начатки «сопровождения чтения» в Интернете и с помощью Интернета, о котором исследователи молодёжного чтения и библиотечная наука сегодня говорят как об актуальной задаче современных библиотек.

Это создание своих, библиотечных сайтов, блогов и чатов, это и творческая работа в виртуальном пространстве, такая, например, как ведение читательских дневников, поиски исторических ссылок и справок, иллюстративного материала к читаемым произведениям и т. д.

Именно таким образом, очень активно и творчески, используют возможности Интернета в процессе вовлечения в чтение художественной книги в школьной библиотеке Троицкой СОШ № 5 в посёлке Троицком Свердловской области. Об интереснейшем Интернет-проекте «Учебный проект. В мире книг», разработанном и реализующемся для 8-х классов школы, рассказала в своей творческой работе зав. школьной библиотекой Людмила Яковлевна Черёмушкина.

Да, современные информационные технологии многое меняют в работе библиотек, открывая неисчерпаемый виртуальный мир. Но всё-таки очень отрадно было встретить среди конкурсантов немало единомышленников, которые считают одной из главных задач школьной библиотеки не только культурно-информационное образование и просвещение учащихся, но и воспитание чувств у школьников, духовно-нравственное воспитание детей через книгу, чтение. Елена Егоровна Кириенко, школьный библиотекарь из города Серпухова (СОШ № 7), считает, что «Сегодня духовное здоровье нации исподволь формируется именно в скромном помещении школьной библиотеки... Важно, чтобы было интересно, чтобы тянуло в библиотеку, чтобы совершался в ней тот самый рост и духовное закаливание, которое необходимо для становления личности...».

Именно в заботе о воспитании чувств, духовно-нравственных основ личности школьников создаются библиотекарями программы развивающего чтения «для сердца и разума», проекты по литературно-историческому краеведению и, конечно, циклы мероприятий, посвящённых Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг., великому Дню Победы 1945 года.

Многие библиотекари в своих эссе о верности библиотечной профессии упоминают о «роскоши человеческого общения». Общение остаётся одной из самых значимых человеческих ценностей, особенно в современных условиях всё ускоряющегося темпа жизни и колоссального потока информации, многие говорят о том, что библиотечная педагогика сегодня – это прежде всего педагогика сотрудничества, и это очень справедливо. На примере значительного количества изученных конкурсных работ можно с уверенностью сказать, что наилучшие результаты в работе школьной библиотеки были достигнуты именно там, где удавалось в интересном проекте сплотить ребят в коллективной творческой деятельности, будь то библиотечный театр, литературная гостиная или же коллективно создаваемая на сайте школьная газета, журнал, электронная книга.

Очень часто в своих эссе библиотекари приводят слова академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва, обращённые к библиотекарям: «Вы главные лица в государстве, потому что от вас зависит образование страны, её культура. Без общей культуры не может быть подъёма нравственности. Без нравственности не действуют никакие экономические законы. Чтобы стране не пропасть, ей нужны, прежде всего, вы – библиотекари...»

Эти слова замечательного деятеля русской культуры, конечно же, очень поддерживают святой огонь любви к книге, чтению, своему читателю, своей библиотеке в душе библиотекаря, без чего работать в школьной библиотеке было бы очень сложно, а то и невозможно. Справедливо многие конкурсанты отмечают, что библиотекарь – это не профессия, это призвание, и случайные люди тут не задерживаются...

Конечно, встречаются и откровенные, горькие строки о всё ещё очень низком престиже библиотечного труда в стране, о соответствующей этому престижу зарплате... Цитируют несколько гротескные, но по существу верные слова из огоньковской статьи о библиотекарях: «Библиотечные работники – это, по сути, «последние святые на Руси», они преданы своему делу абсолютно, не надеясь на поощрение на достойном уровне, и, тем не менее, они не бросают свою работу. И питаются, видимо, исключительно святым духом...»

И всё-таки, движимые этой абсолютной преданностью своему делу и огромной любовью к читателю, книге, библиотекари с надеждой смотрят в завтрашний день. Ведь библиотекарь – это человек энциклопедических знаний и самых разносторонних талантов, и чем больше этих талантов у библиотекаря, тем интереснее ему работать, и интереснее с ним общаться! Библиотекарь – это, как верно подметили конкурсанты, и педагог, и психолог, и актёр, и режиссёр, и поэт, и специалист теперь уже в области информационно-компьютерных технологий, и бухгалтер, и цветовод, и художник, и даже, бывает, и грузчик... Рамки библиотечной профессии не только не ограничены, они постоянно расширяются, вбирая в себя всё новые и новые знания и умения. Значит, надо успевать, всё время учиться, познавать новое, чтобы это новое вовремя передать своим любимым читателям. И библиотекари стараются, успевают, надо только немного им помочь!

Положение о конкурсе

  

Итоги конкурсов прошлых лет:

  

Пресс-служба РШБА 


Возврат к списку

© 2007 «Русская Школьная Библиотечная Ассоциация»
Все права защищены