Вход в Личный Кабинет РШБА
Наши контакты: тел.: 8 903 615-90-36, эл.почта: rusla@rusla.ru
   
 
 
 
 


Издания РШБА:

ЖУРНАЛ «ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА»:

НОВЫЕ КНИЖНЫЕ ИЗДАНИЯ:

  

ВЫСТАВКИ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ:

 

Партнеры

      
     
   
         

 

Новости

29.11.2010

Читайка и Мурзилка в хорошей компании!

г. Москва

13 ноября в офисе РШБА состоялся круглый стол на тему «Создание электронной библиотеки периодики для общеобразовательных учреждений».

Организаторы: Русская школьная библиотечная ассоциация и компания «СCТ-Технология хаоса».

В качестве участников были приглашены представители редакций печатных СМИ, представляющие интерес для школы в лице самых разных ее представителей – учеников, учителей, библиотекарей, руководителей, да и просто родителей. Это были журналы «Детская Энциклопедия АиФ»«Мурзилка»«Путеводная звезда. Школьное чтение» (Российский детский фонд)«Юный техник»издательский дом «Литературная учеба» и информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования».

Собравшимся было рассказано о проекте «Электронная библиотека периодики для общеобразовательных учреждений», который предполагает создание системы электронной подписки на коллекции электронных архивов СМИ (на начальном этапе) для детей и специалистов системы среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального и дополнительного образования. В электронную школьную библиотеку, которая постепенно становится реальность сегодняшнего дня, могут быть добавлены коллекции электронных архивов популярных журналов, сформированных либо по областям знаний, или наоборот – по принципу «ассорти», освещающие многообразные стороны жизни школы, развития общества, науки, культуры. Такие подборки могут быть действительно интересными и полезными и для учащихся, и для педагогов, и для руководителей, ведь в них – интереснейшие материалы и опыт, копившийся годами, ещё с советских времен, все, что можно использовать «за страницами учебников» и при подготовке к урокам, и для собственного развития

Генеральный директор ООО «СCТ-Технология хаоса» Юрий Калафати рассказал об организационных и технических аспектах проекта, поведал о его предыстории. Было подчеркнуто, что в успешной реализации проекта сами школы заинтересованы в не меньшей степени, чем издательства, потому что способствует решению многих задач:

  • Во-первых, это получение достоверной и качественной информации. В отличии от интернета, СМИ, в особенности такие, как образовательные, научно-популярные, культурологические и искусствоведческие журналы, стремятся публиковать проверенные и качественные материалы, причем на очень приличном русском языке, что тоже немаловажно.
  • Во-вторых – вовлечение детей и подростков в мир чтения. В нашем случае осознанное использование электронных архивов, или из любопытства, неизбежно связано с прочтением текстов, т.е. поиск информации стимулирует чтение.
  • В-третьих, современная поисковая система и развитый интерфейс электронного архива (а объем информации действительно очень большой: если взять журнал «Химия и жизнь» – это 50 тысяч страниц!) позволят развивать информационно-коммуникационные навыки у детей, что положительно скажется на формировании у них информационной культуры. А это сегодня также является одной их главнейших задач Новой школы.

Компания занимается электронными изданиями с 2003 года. В настоящее время созданы коробочные версии архивов таких журналов, как «Химия и жизнь», «Знание – сила», «Квант», «В мире науки», «Наука и техника», «Юный техник». В 2009 году был издан DVD с архивом журнала «Школьная библиотека» за 10 лет. На технологическом уровне проект «Электронная библиотека периодики» предполагает организацию подписки в Интернете на электронные архивы СМИ. Причем сами архивы предполагается размещать на серверах разработчика (в развитии это могут быть серверы базовых региональных центров системы корпоративного информационно-методического обеспечения библиотек образовательных учреждений).

Как пример такой интернет-коллекции разработчики привели проект для Ханты-Мансийского автономного округа, в результате которого на Информационно-просветительском портале ХМАО-Югра появилась страница с электронными архивами журналов «Квант», «Химия и жизнь», «Северные просторы».

Увидев в режиме on-line выложенную коллекцию журналов, участники круглого стола заинтересовались техническими аспектами проекта, в частности достаточно хорошим для интернета качеством фотоматериалов и «читабельностью» текстов при любом увеличении. «Это особенность нашей технологии – пояснил технический директор фирмы-разработчика Константин Моисеев – при небольшом размере самих файлов мы можем добиваться высокого качества изображений. При этом интернет-трафик не страдает – мы обращаемся в результате поиска к конкретной странице, а сам источник находится на удаленном сервере, в данном случае – в Ханты-Мансийске». Очень удобно, причем для работы достаточно любого интернет-браузера. 

Важно также отметить, что технические решения, предлагаемые компанией ООО «ССТ-Технология хаоса» предусматривают защиту авторских прав, не давая пользователям электронной библиотеки доступа к файловой системе архива. Пользователи в каждый момент времени видят только одну страницу журнала – цифровую копию, которая в режиме on-line формируется из оригинальной страницы архива. Для просмотра последующих страниц необходимо сделать дополнительный запрос – нажать в окне интефейса кнопку для пролистывания. 

С точки зрения ценовой доступности, для школы проект вполне привлекателен – годовая подписка на коллекцию из 10 архивов журналов может стоить 1000 рублей – по 100 рублей на журнал в год при ежегодном обновлении архива! Для издательств и разработчиков проект становится привлекательным при большом объеме внедрений. Вообще-то, подобные проекты более эффективны при подключении административного ресурса, например при участии территориального органа управления образования (регионального, муниципального), выступающего в роли заказчика (как это было в ХМАО). Тогда он становится корпоративным, а значит – более доступным и «удобным в обслуживании», т.к. подразумевается некоторое методическое сопровождение проекта, включающее, в частности, обучение технологиям дистанционного поиска информации».

Специально для издательств было отмечено, что по наблюдениям выпуск электронного архива лишь «подогревает» интерес к печатной версии журнала. С точки зрения сохранения авторских прав тоже есть опыт – при заключении договора на публикацию в печатном издании, редакцией оговаривается, что материал может быть использован в электронной версии.

Проект «Электронная библиотека периодики для общеобразовательных учреждений» позволяет в значительной степени решить проблему «цифрового разрыва» для удаленных от центра регионов. Интернет позволит одинаково успешно использовать материалы архивов журналов и в центральных районах и на Камчатке.

Президент РШБА Татьяна Жукова подчеркнула актуальность и важность проекта как с точки зрения модернизации системы общего образования в русле Президентской инициативы «Наша новая школа», так и вывода системы школьных библиотек из глубокого кризиса, в понятие которого входит, кроме кризиса кадров, еще и кризис ресурсного обеспечения школьных библиотек, в том числе фондов.

На примере школы города Брисбен (штат Квинсленд, Австралия), которую Татьяна Дмитриевна посетила во время своего пребывания на 39-й ежегодной конференции Международной Ассоциации школьных библиотек (IASL), фонд подписных периодических изданий составляет порядка 400 названий, в то время, как в России директора школ гордятся, если школа выписывает 10 названий СМИ, а в основном – это 2-3 названия, включая региональные издания. Конечно, школьные библиотеки Австралии, как и Финляндии, Южной Кореи, Канады и других развитых стран, включены в государственную программу финансирования и у них нет тех проблем, которые мешают развиваться нашим библиотекам. Именно поэтому уровень качества образования школьников в этих странах, равно и уровень их мышления, мягко говоря, сильно отличается от российских. Объективность этого тезиса ярче всего подтверждается результатами международного исследования PISA, в ходе которого исследуется способность школьников-подростков воспринимать прочитанную информацию. Дети из перечисленных стран стабильно занимают первые строчки в рейтинге, демонстрируя 5-й уровень глубины понимания текста, в то время, как российские школьники находятся на 37-40 месте, после Чили и Турции.

Проект «Электронная библиотека периодики» может реально решить вопросы комплектования фондов школьных библиотек, сделав беспочвенными ссылки на отсутствие средств у школы. Ребята получат возможность на доступном уровне проникнуть в мир техники, науки, искусства, приобщиться к культурным ценностям. Кроме того, учителям проект даст возможность существенно расширить дидактические возможности своих образовательных программ. Что касается школьных библиотекарей, то «Электронная библиотека» (возьмем здесь это понятие в широком смысле) дает им технологический инструмент для того, чтобы соответствовать статусу «информационный лидер школы», в функционал которого входит развитие информационной культуры учителей, учащихся, организация работы с информацией, органично влиться в образовательный процесс, проводить межпредметные уроки. Конечно, для успешного движения в этом направлении много чего нужно изменить в отношении к школьной библиотеке, к самой работе школьного библиотекаря, но это уже другая тема. В той же австралийской школе с количеством учащихся меньше 1000 библиотека имеет 6 ставок и занимает площадь, равную 7 классным помещениям, в читальных залах которой на интегрированные уроки собирается по 5 классов. И техническое оснащение там на самом высшем уровне!

Отдельно взятый круглый стол, конечно, не решает всех проблем, да и задача у него была другая – высветить направление, по которому есть определенные наработки, реализация которых позволит сделать технологический прорыв, заинтересовать партнеров, выяснить их мнение и понять степень готовности, наметить дальнейшие шаги развития проекта. По мнению участников круглого стола эти задачи решить удалось. Главное это то, что издательства, выпускающие СМИ, заинтересованы в создании и распространении электронных архивов своих изданий и готовы участвовать в этом проекте дальше, ведь он призван помочь редакциям СМИ выйти из кризисной ситуации, в которой большинство из нас оказалось.

Безусловно, на эту тему мы еще будем проводить не одно мероприятие в рамках проектов РШБА, выходить с нашими проектами на различные аудитории. В частности мы имеем предложение от Комитета по образованию Государственной Думы Российской Федерации о подготовке и проведении в феврале круглого стола на тему школьных библиотек, также постараемся принять участие в круглом столе, посвященном вопросам информатизации образования, который тем же Комитетом назначен на декабрь 2010 года. Надеемся, что мы сможем какой-то сегодняшний итог туда вынести. 


Посмотреть в блоге  

    

Пресс-служба РШБА


Возврат к списку

© 2007 «Русская Школьная Библиотечная Ассоциация»
Все права защищены