Вход в Личный Кабинет РШБА
Наши контакты: тел.: 8 903 615-90-36, эл.почта: rusla@rusla.ru
   
 
 
 
 


Издания РШБА:

ЖУРНАЛ «ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА»:

НОВЫЕ КНИЖНЫЕ ИЗДАНИЯ:

  

ВЫСТАВКИ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ:

 

Партнеры

      
     
   
         

 

Новости

18.10.2010

Школьные библиотеки в действии!

г. Брисбен, штат Квинсленд, Австралия

С 28 сентября по 1 октября в г. Брисбен, штат Квинсленд, Австралия, состоялась 39-я ежегодная конференция Международной Ассоциации школьных библиотек (IASL), а так же 12-я конференция Ассоциации школьных библиотек штата Квинсленд и 14-й международный форум, посвященный исследованиям в области школьного библиотечного дела. Тема конференции этого года: Diversity Challenge Resilience: SCHOOL LIBRARIES IN ACTION. Начиная с 2008 года, когда РШБА стала членом IASL, в работе конференций принимает участие президент РШБА Татьяна Жукова.

На церемонии открытия конференции присутствовал губернатор штата Квинсленд, а также выдающиеся деятели в области школьного библиотечного дела Австралии.

Конференция началась с вручения грантов и премий за значительные вклады и достижения в области школьного библиотечного дела. Были выделены средства на приобретение книг для школьных библиотек в развивающихся странах Африки, Азии, стран южной части Тихого океана, Южной Америки и стран Карибского бассейна. Часть грантов можно охарактеризовать как финансовую помощь библиотекарям развивающихся стран, которая позволит им присутствовать на международной конференции в следующем году, а также поможет оплатить членские взносы. Отдельно были отмечены проекты в области школьного библиотечного дела, в которых эффективно используются существующие и вновь появляющиеся технологии и информационные услуги.

В рамках конференции были организованы визиты в школьные библиотеки г. Брисбен, состоялись секции и круглые столы.

Основные темы секций конференции:

  • Разработка учебного плана: Сотрудничество учителей и библиотекарей, а также библиотекарей и учащихся, совместная работа которых приведет к повышению эффективности школьных библиотечных программ внутри учебного плана школы. Отдельное внимание было уделено разработке и представлению обучающих программ, способствующих социальному обучению учащихся.
  • Достижение совершенства через стандарты: Разработка и внедрение стандартов в области информационной и цифровой грамотности в рамках государственных и международных программ, а также стандартов для библиотечного дела как профессии.
  • Цифровое обучение: Изменения в информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ) и их влияние на обучающие программы; проблемы, с которыми приходится сталкиваться при внедрении ИКТ, их доступность и диапазон, а также социальная и моральная ответственность при использовании.
  • Образование грамотных сообществ: Развитие грамотности и креативности учащихся с помощью чтения, письма, книг, искусства и литературы

На конференции выступили с докладами приглашенные специалисты:

  • Доктор Майкл Хау сделал доклад – «Центральная роль школьной библиотеки в современных быстро изменяющихся условиях (в эпоху перемен)». В докладе были рассмотрены неблагоприятные социальные и экономические обстоятельства, под воздействием которых изменяется мир, в котором мы живем, а вместе с этим меняются и школы. Доктор Хау дал краткий обзор последних тенденций в области информационно-коммуникационных технологий и рассказал об их влиянии на процесс преподавания и обучения. Он также отметил, что на процесс обучения влияют различия между поколениями. Доктор Хау дал свои рекомендации по поводу того, как должна выглядеть школа и школьная библиотека в век цифровых технологий и привел пример предпочтительного варианта развития событий, в котором библиотекарь становится главным информационным директором школы, а сама библиотека – ее информационным центром.
  • Доктор Ненси Эверхарт сделала доклад – «Участие библиотекарей в обсуждении государственных инициатив и их личный вклад в формировании национальной политики в области библиотечного дела». В своем докладе она рассказала о совместной работе библиотекарей и специалистов в области образования, а так же разработке эффективных программ в области школьного библиотечного дела, направленных на лучшую интеграцию навыков, необходимых в 21 веке. Несмотря на то, что на уровне школы такое взаимодействие приветствуется, очень частой является практика, когда участие специалистов в области библиотечного дела в обсуждении насущных проблем и важных вопросов игнорируется на уровне государства. Правительство и государственные образовательные группы часто разрабатывают стандарты, учебные планы, программы и формируют бюджеты без привлечения к обсуждению специалистов в области библиотечного дела. В докладе был рассмотрен опыт Австралии и США, где ситуации развивались противоположно. В Австралии библиотекари были приглашены для обсуждения внедрения цифровой и информационной грамотности в учебный план, а в США, напротив, библиотекари были вынуждены вносить поправки в уже представленные государством стандарты.
  • Доклад Профессора Эрики МакВильям. «Высокие стандарты или высокий уровень стандартизации?» Парадоксальная ситуация, с которой приходится сталкиваться любому специалисту в области библиотечного дела, когда с одной стороны, для того чтобы двигаться в ногу со временем, необходимо разрушать старые подходы к образованию, но, с другой стороны, отвечать стандартам, предъявляемым к профессии государством и обществом. В докладе были проанализированы проблемы, с которыми приходится сталкиваться в 21 веке специалистам в области школьного библиотечного дела в своем профессиональном развитии. С одной стороны, всех работников сферы образования призывают мыслить и действовать прогрессивно, активно сотрудничать с коллегами и учащимися. Кроме прочего, для этого потребуется «забыть» стандартные образовательные приемы и практики, а также критерии их оценки. С другой стороны, всем преподавателям приходится работать в более жестко регламентированной и прозрачной образовательной сфере. Профессор Эрика МакВильям попыталась ответить на вопрос о том, как установить и поддерживать высокие стандарты профессии, одновременно привнося что-то новое и действуя в установленных профессиональных рамках.

Участники конференции активно делились своим опытом, выступая на секциях с презентациями и докладами. Обсуждалось влияние информационных технологий, социальных сетей и интернета на результаты обучения учащихся. Поднималась проблема ответственного и этичного использования интернета, бездумное поведение на просторах которого порой приводит к ужасающим последствиям. Участники конференции пытались понять, какая грамотность, обыкновенная или цифровая, будет важнее в новых условиях, и размышляли о будущем традиционной книги, сопоставляя ее с электронной.

Одним из интересных проектов, представленных на конференции, стал проект GiggleIt. Проект являлся инициативой Международной Ассоциации Школьных Библиотек (IASL) и призван расширить мировоззрение школьников, научить их расовой терпимости, а также дать им возможность развивать навыки сотрудничества, информационные навыки и изучать английский язык. В проекте может участвовать любая школа, в учебную программу которой входит английский.

В конференции приняли активное участие представители компаний, создающих и поддерживающих инфраструктуру школьного библиотечного дела – компании, производящие мебель и оборудование для школьных библиотек, ведущих издательств, которые предоставили детские книги, учебные пособия, словари и периодические издания, как в традиционном, так и в электронном виде. Были широко представлены компании, специализирующиеся в области информационно-коммуникационных технологий.

В рамках конференции Татьяной Жуковой были проведены переговоры с президентами ассоциаций школьных библиотек многих стран. С подробной информацией о конференции и докладами можно будет ознакомиться в очередном выпуске журнала «Школьная библиотека», а также на портале www.rusla.ru.

  

Пресс-служба РШБА 


Возврат к списку

© 2007 «Русская Школьная Библиотечная Ассоциация»
Все права защищены