29.12.2021
Уважаемые коллеги!
Завершен всероссийский отбор лучших практик организации детского и семейного чтения в Российской Федерации. Спасибо всем, кто принял участие в конкурсном отборе, представил обоснованную, продуманную, системную работу по организации детского и семейного чтения, а также поделился своим успешным опытом!
Внимание! Дополненный вариант Атласа (на 29.12.2021)
Скачать «Атлас практик организации детского и семейного чтения»
Поздравляем победителей, чьи работы,
по итогам экспертного заключения и общественного голосования, включены в Атлас практик организации детского и семейного чтения:
1. Общешкольная практика «Прогимназия читающая»
- реализация комплекса проектов (урочная и внеурочная деятельность для школьников, клуб семейного чтения для родителей, повышения профессиональной компетентности педагогов), формирующих единое поле читательского взаимодействия для всех субъектов образовательных отношений в рамках общеобразовательной организации.
Регион – Курская область.
Образовательная организация – МБОУ «Прогимназия «Радуга»» г. Курска.
Авторы – Малявина Лариса Николаевна, учитель начальных классов; Травина Анна Алексеевна, директор.
2. Общешкольная практика «Читающая школа – территория знаний, творчества, развития» - внедрение комплекса читательских программ в урочную и внеурочную деятельность школьников различных возрастных групп.
Регион – Курская область.
Образовательная организация – МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 60 имени героев Курской битвы» г. Курска.
Авторы – Асадчих Лидия Евгеньевна, директор; Сергеева Инна Игоревна, заместитель директора.
3. Практика дошкольного образования «Развивающая программа «В мире сказок»» - осуществляется как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого, социально-коммуникативного общения, а также творческие способности и навыки общения у дошкольников.
Регион – Красноярский край.
Образовательная организация – Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад № 323".
Автор – Федоренко Людмила Леонидовна.
4. Библиотечная практика «Читаем с интересом» - создание условий для формирования активного читателя в 5-6 классах через развитие собственных творческих способностей ученика.
Регион – Республика Дагестан.
Образовательная организация – МБОУ «Мегебская СОШ» Гунибского района.
Автор – Курбанова Саида Тагировна.
5. Библиотечная практика «Мама читает мне» - ориентирован на становление личностных характеристик выпускника начальной школы посредством вовлечения в семейное чтение.
Регион – Новосибирская область.
Образовательная организация – МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №90 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла» Ленинского района г. Новосибирска.
Авторы – Иванова Наталья Александровна, педагог-библиотекарь.
6. Библиотечная практика «Семейные чтения на все настроения» - объединение усилий школьной библиотеки, семьи, образовательного учреждения для поддержки и развития интереса к книге и чтению у детей школьного возраста с использованием социальных сетей.
Регион – Республика Башкортостан.
Образовательная организация – МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 113 им. И.И. Рыбалко» г. Уфы.
Автор – Печникова Валентина Анатольевна.
7. Библиотечная практика «Наше Наследие» - программа приобщения подростков к историческим корням, к живому опыту народной культуры через читательскую деятельность.
Регион – Кировская область.
Организация – МБУК «Кирово-Чепецкая централизованная библиотечная система» Фатеевская библиотека-музейно-культурный центр.
Автор – Савинцева Татьяна Леонидовна, главный библиотекарь.
8. Библиотечная практика «Доктор Книга» - организация семейного клуба для дошкольников от 2 лет и их родителей в помощь формированию основных составляющих эмоционального интеллекта детей посредством семейного чтения и творчества.
Регион – Новгородская область.
Организация – МБУК «Библиотечный центр для детей и юношества «Читай-город» г. Великого Новгорода.
Авторы – Александрова Е.В., заведующий сектором; Алексеева Н.Л., педагог-психолог.
9. Библиотечная практика «По книжным лабиринтам Пензенского края» - мультимедийная интерактивная игра, в ходе которой школьники получают больше знаний о родном крае, знакомясь с классическими произведениями писателей и поэтов, прославивших родную землю.
Регион – Пензенская область.
Организация – ГКУК «Пензенская областная библиотека для детей и юношества».
Авторы – Шамшетдинова Ольга Викторовна, главный библиотекарь; Кровякова Кристина Сергеевна, библиотекарь.
10. Библиотечная практика «Закрытая книга» - цикл интерактивных занятий, дискуссий и обсуждений, организованных для подростков, направленных на развитие читательской компетентности.
Регион – Ивановская область.
Организация – ГБУ «Ивановская областная библиотека для детей и юношества».
Авторы - Беркутова А.А., библиотекарь; Голубева Е.В., заведующий отделом; Зайцева Л.А., главный библиотекарь.
11. Библиотечная практика «Литературный марафон «С книгой по Франции»
– популяризация чтения и раскрытие творческого потенциала подростков через чтение произведений французских писателей.
Регион – Нижегородская область.
Организация – Центральная детская библиотека МАУК «Борские библиотеки» МАУК ЦДБ.
Авторы – Скворцова К.Н., ведущий библиотекарь; Зрилина Е.А., библиотекарь.
12. Муниципальная практика «Литературная акция «Русская классика» среди детей-мигрантов и детей, для которых русский язык не является родным» - акция для школьников 4 – 7х классов, направленная на поддержку русского языка как государственного языка в Российской Федерации и его популяризацию как средство межнационального общения.
Регион – Челябинская область.
Образовательная организация – МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Троицка Челябинской области.
Авторы – Фадеева Ирина Юрьевна, педагог-библиотекарь.
13. Школьная практика «Чемпионат школы по чтению» – практика работы педагогического коллектива школы по развитию читательской грамотности и творческих способностей обучающихся в виде чемпионата школы по чтению для обучающихся 1 – 11х классов.
Регион – Челябинская область.
Образовательная организация – МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Троицка Челябинской области.
Авторы – Фадеева Ирина Юрьевна, педагог-библиотекарь.
14. Библиотечная практика «Дружим с книгой всей семьёй» – проект для обучающихся 1-4х классов, родителей, педагогов, направленный на формирование интереса к книге и чтению через возрождение семейного чтения на основе взаимодействия школьной библиотеки, семьи, педагогического коллектива.
Регион – Республика Татарстан.
Образовательная организация – МБОУ «Заинская средняя общеобразовательная школа №6» Заинского муниципального района Республики Татарстан.
Автор – Денисова Галина Николаевна, педагог-библиотекарь.
15. Школьная практика «Жизнь немыслима без книг» – организация литературных клубов детского и семейного чтения для обучающихся 1 – 9х классов для приобщения школьников к чтению за счет формирования нового имиджа чтения как основы успешности процесса обучения в школе и средства самореализации и активного взаимодействия с окружающим миром.
Регион – Краснодарский край
Образовательная организация – МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 103» г. Краснодара
Авторы – Гайфутдинова Светлана Николаевна, библиотекарь, Воробьева Ярослава Владимировна, библиотекарь, Воробьева Дарья Михайловна, педагог-организатор, Шауджен Наина Хусеновна, библиотекарь.
16. Школьная практика «Читайте сами, читайте с нами» – ежегодный общешкольный день чтения для обучающихся 1 – 11х классов, направленный на повышение личностных результатов обучающихся по формированию функциональной грамотности для обеспечения качества образовательного процесса и социализации обучающихся, мотивации к систематическому чтению, как главной ценности человека через организацию эффективного взаимодействия семьи, школы и библиотеки путём активизации форм внеурочной деятельности
Регион – Ленинградская область
Образовательная организация – МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» города Пикалёво Ленинградской области
Авторы – Гришкина Людмила Ивановна, директор; Дудина Ольга Юрьевна, заведующая школьной библиотекой; Говорова Елена Владимировна, библиотекарь.
17. Библиотечная практика «Рыщет рыжая лиса по страницам басен» – практические игры и занятия для школьников 10 – 12 лет (4 – 6 классы), направленные на повышение читательского интереса у обучающихся посредством новым интерактивным способом подачи материала.
Регион – Республика Татарстан
Образовательная организация – МБОУ «Уруссинская гимназия» Ютазинского муниципального района Республики Татарстан
Авторы – Шарифьянова Юлия Радиковна, педагог – библиотекарь.
18. Школьная практика организации детского и семейного чтения «Читающая мама – читающая школа - читающая страна» – для детей старшего дошкольного возраста, обучающихся, сообщества родителей обучающихся, население микрорайона школы, учителей-предметников, классных руководителей, школьных библиотекарей направлена на формирование и повышение коммуникативной, общекультурной, читательской компетенций, родительской компетентности в вопросах детского чтения на основе возрождение традиций семейного чтения и развитие культуры чтения ребенка на основе усилий школы, семьи, педагогического коллектива; повышение читательской и функциональной грамотности; развитие навыков смыслового чтения.
Регион – Республика Башкортостан
Образовательная организация – СОШ №11» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
Авторы – Кириллова Т.В., директор; Валиева А.Ю., заместитель директора по научно-методической работе; Сафиуллина Р.А., заведующий библиотекой; Дятлова А.В., школьный психолог.
19.
Школьная практика «В гостях у сказки» - развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения в процессе изучения сказок посредством ЛЭПБУКА.
Регион – Свердловская область.
Образовательная организация – МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №72» Городского округа «Город Лесной» Свердловской области.
Автор – Иванова Людмила Александровна, учитель начальных классов.
20. Школьная практика «С начала книга идет к нам, а потом мы идем к ней» - развитие интереса к чтению у младших школьников посредством проведения регулярных обучающих и воспитательных занятий в библиотеке.
Регион – Красноярский край.
Образовательная организация – МБОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа» Шарыповского муниципального округа.
Автор – Гордиенко Светлана Александровна, педагог-библиотекарь.
21. Школьная практика «Через игру – к чтению» - использование художественной литературы, как средства воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста, при участии в традиционных фольклорных играх и праздниках.
Регион – Кабардино-Балкарская республика.
Образовательная организация – МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14» г. Майского.
Авторы - Довгая Елена Александровна, методист.
22. Межшкольная практика «Самая, самая, самая … КНИГА!» - повышение читательского интереса младших школьников через приобщение к любимым произведениям школьников среднего школьного возраста.
Регион – г. Санкт-Петербург.
Образовательная организация – ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 263 с углубленным изучением английского языка» Адмиралтейского района Санкт-Петербурга; ГБОУ «Начальная общеобразовательная школа №615» Адмиралтейского района.
Авторы – Гриневич Екатерина Павловна, педагог-библиотекарь; Смирнова Ольга Борисовна, библиотекарь.
23. Школьная практика «Увидел? Прочитай!» - создание тематических видео-обзоров книг, как способ знакомства с литературными произведениями и привлечения к чтению обучающихся 3-10 классов.
Регион – Приморский край.
Образовательная организация – МБОУ «Лицей» г. Дальнереченска.
Автор -– Янтудина Татьяна Анатольевна, педагог-библиотекарь.
24. Образовательная практика «В мире книг» - поэтапное становление грамотного и активного читателя начальной школы в урочной и внеурочной деятельности.
Регион – Калужская область.
Образовательная организация – МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» г. Обнинска.
Автор – Дудкина Яна Викторовна, учитель начальных классов.
25. Библиотечная практика «Челлендж как современная форма продвижения чтения» - вовлечение школьников среднего и старшего школьного возраста в читательскую деятельность посредством участия в современных молодежных форматах взаимодействия.
Регион – Ханты-Мансийский АО.
Образовательная организация – МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 имени Сирина Николая Ивановича» г. Ханты-Мансийска.
Автор – Викторова Римма Сергеевна, заведующая библиотекой.
26. Библиотечная практика «От колобка до Достоевского» - повышение мотивации обучающихся к чтению на основе использования игровых и компьютерных технологий.
Регион – Белгородская область.
Образовательная организация – МАОУ «Лицей №3» имени С.П. Угаровой».
Автор – Яценко О.Н., заведующая библиотекой; Антонова Ю.Н., библиотекарь.
27. Образовательная практика «Пиши-читай» - предназначена для детей 5-6 лет и предполагает написание и последующее воспроизведение рассказа на заданную тематику.
Регион – Воронежская область.
Образовательная организация – МБОУ Бобровский образовательный центр «Лидер» им. А. В. Гордеева (структурное подразделение – детский сад) г. Бобров, Бобровский район.
Автор – Проша Алена Геннадьевна, учитель-логопед.
28. Школьная практика «Когда зажигаются елки» - организация читательской деятельности обучающихся начальной школы в условиях дистанционного и смешанного обучения (инклюзивное образование).
Регион – Красноярский край.
Образовательная организация – г. Красноярск, Советский район, МАОУ «Средняя школа №150 имени Героя Советского Союза В.С. Молокова».
Авторы – Попыхова Татьяна Юрьевна, библиотекарь; Русакова Олеся Олеговна, учитель-логопед; Чигряй Наталья Валерьевна, учитель-дефектолог.
29. Библиотечная практика «Книголюбы» - направлена на развитие и реализацию творческих, культурных, социальных способностей читателей-волонтёров, формирование их лидерских качеств; помогает найти помощников – волонтеров школьной библиотеки.
Регион – Ленинградская область.
Образовательная организация – Ленинградская область, Всеволожский район, д. Агалатово, МОБУ «СОШ «Агалатовский ЦО».
Автор – Исаева Анна Владимировна, главный библиотекарь.
30. Библиотечная практика «Остров познания, чтения и ярких впечатлений» - развитие навыков литературного чтения, повышение культурного уровня обучающихся, а также популяризация книги с помощью индивидуальных форм деятельности и массовых форм работы.
Регион – Ленинградская область.
Образовательная организация – Ленинградская область, Всеволожский район Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа «Всеволожский центр образования» (МОУ «Всеволожский ЦО»).
Автор – Савченко Ольга Хорисовна, заведующая школьной библиотекой.
31. Библиотечная практика «Литературное краеведение в работе школьной библиотеки» - духовно - просветительский проект, посвященный Станиславу Олефиру, объединил обучающихся с 1 по 11 класс и родителей.
Регион – Ленинградская область.
Образовательная организация – Ленинградская область, город Приозерск, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени Героя Советского Союза Георгия Петровича Ларионова».
Автор – Степченкова Татьяна Викторовна, Акопян Елена Владимировна.
32. Школьная практика «Читая, взрослеем!» - программа внеурочной деятельности общекультурного направления дает возможность ученикам познакомиться с современной подростковой литературой, научиться способам визуализации информации с помощью интернет - сервисов Web 2.0 и возможностью применения их в учебной деятельности.
Регион – Ленинградская область.
Образовательная организация – Ленинградская область г. Сосновый Бор Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9 им. В.И. Некрасова».
Авторы – Смирнова Лариса Геннадьевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Актянова Елена Геннадьевна, учитель русского языка и литературы, Иванова Алла Алексеевна, заведующая информационно-библиотечным центром.
33. Библиотечная практика «Книга. Чтение. Библиотека.» - ежегодная областная читательская конференция для учеников начальной школы.
Регион – Омская область.
Образовательная организация – город Омск БОУ «Средняя общеобразовательная школа № 110».
Автор – Лавневич Татьяна Владимировна, педагог – библиотекарь.
34. Школьная практика «ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!» - базируется на рациональном сочетании эффективных методов и приемов работы, направленных на популяризацию книги и чтения среди детей школьного возраста.
Регион – Оренбургская область.
Образовательная организация – Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Ефимовская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Г.М. Манакова» с. Ефимовка, Курманаевского района.
Автор – Манакова Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы, педагог-библиотекарь.
35. Школьная практика «Читаем вместе» - социально - педагогический проект рассчитан на сотрудничество школьной библиотеки и классных коллективов в решении проблем информационно-библиографического обслуживания читателей.
Регион – Рязанская область.
Образовательная организация – МОУ «Сынтульская средняя общеобразовательная школа р.п. Сынтул Касимовский район.
Автор – Астахова Е.М., педагог-библиотекарь, воспитатель ГПД
36. Школьная практика «Чтение с увлечением» - полипроект, нацеленный на развитие читательской компетенции и информационной культуры школьников в процессе реализации программ основного и дополнительного образования. Регион – г. Санкт-Петербург.
Образовательная организация – Санкт-Петербург, ГБОУ «Академическая гимназия №56».
Авторы – Данилов С.В., директор ГБОУ «Академическая гимназия №56» Санкт-Петербурга, заслуженный учитель Российской Федерации; Пильдес М.Б., председатель Совета гимназии, Народный учитель РФ; Тенютина Е.Д., заместитель директора, Заслуженный учитель РФ, к.п.н.; Черенкова И.В. - руководитель медиатеки.
37.
Школьная практика «Информация посредством интеграции» – направлена на изучение истории своей страны и семьи, вовлечении обучающихся в изучение и сохранение истории страны и своей малой Родины.
Регион – Краснодарский край.
Образовательная организация – МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15 имени Героя Советского Союза Виктора Ивановича Гражданкина».
Авторы – Ирина Васильевна Бабенко, заведующая библиотекой; Людмила Александровна Кравченко, библиотекарь.
38. Квест – выставка: «Путешествие с Хранимирами» – направлена на развитие читательской грамотности младших школьников и воспитание экологической культуры посредством работы с художественными текстами.
Регион – Московская область.
Образовательная организация – МБОУ СОШ «Горки-Х».
Автор – Чернявская Елена Владимировна, заведующая библиотекой.
39. Библиотечная практика «По страницам русских литературных сказок» – приобщение детей к чтению художественной литературы через изучение русских авторских сказок с применением современных информационно-коммуникационных технологий.
Регион – Омская область.
Образовательная организация – МБОУ «Богословская средняя общеобразовательная школа».
Автор – С.С. Павлючкова, педагог-библиотекарь.
40. Библиотечная практика «Я читаю» – основана на организации деятельности читательских клубов и литературных кружков в формате детско-взрослых сообществ.
Регион – Республика Марий Эл.
Образовательная организация – МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21 с. Семёновка» г. Йошкар-Ола.
Автор – С.В. Шабалина, педагог-библиотекарь.
41. Библиотечная практика «Декада православной книги» – направлена на нравственное развитие школьников путем приобщения к православным традициям, культуре и литературе.
Регион – Московская область.
Образовательная организация – МАОУ «Апрелевская СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов» Наро-Фоминского муниципального района.
Авторы – Н.И. Медведева, педагог-организатор; Е.А. Аршинова, педагог-библиотекарь.
42. Школьная практика «История книги в жизни моей семьи» – направлена на развитие читательской активности через популяризацию традиции семейного чтения.
Регион – Санкт-Петербург.
Образовательная организация – ГБОУ «Академическая гимназия № 56».
Автор – А.В. Слепова, учитель русского языка и литературы, канд. филол. наук.
43. Библиотечная практика «С книгой поведешься – ума наберешься!» – проектная читательская деятельность, основанная на выстраивании сотрудничества «ученик – родитель – учитель – библиотекарь».
Регион – Краснодарский край.
Образовательная организация – МБОУ «СОШ № 10 имени братьев Игнатовых» станицы Васюринской Динского района.
Автор – С.Ю. Склярова, Е.А. Лукашева, сотрудники библиотеки.
44. Школьная практика «Мама, папа, я – читающая семья» – организация семейного чтения с привлечением электронных инструментов и источников.
Регион – Краснодарский край.
Образовательная организация – МАОУ «Лицей № 11 им. В.В. Рассохина» г. Армавира
Авторы – Д.Н. Чуйко, педагог-библиотекарь.
45. Школьная практика «С книгой по жизни» – развитие читательского интереса дошкольников через интеграцию читательской среды семьи и школы.
Регион – Воронежская область.
Образовательная организация - МБДОУ «Павловский д/с “Мозаика”» г. Павловска
Авторы – М.Ю. Кириленко, учитель-логопед; Н.А. Колядинцева, воспитатель; О.Б. Халтурина, музыкальный руководитель.
46. Библиотечная практика «Книги – добрые друзья» – привлечение детей младшего школьного возраста к чтению посредством развития их творческого потенциала.
Регион – Воронежская область.
Образовательная организация – МБОУ «Воронцовская ОШ» Павловского муниципального района.
Авторы – Валентина Егоровна Грезина, заведующая библиотекой.
47. Школьная практика «Организация деятельности школьной газеты как средство повышения читательской активности школьников» – развитие читательской активности школьников среднего школьного возраста путем вовлечения в организацию деятельности школьных СМИ.
Регион – Курская область.
Образовательная организация – МБОУ «Гимназия № 2» г. Курчатова.
Автор – Ю.М. Некрасова.
48. Муниципальная практика «Читающая мама» – вовлечение родительской общественности в формирование читательской среды социума путем реализации библиотечного проекта муниципального уровня.
Регион – Курская область.
Образовательная организация – МБОУ «Обоянская средняя общеобразовательная школа №1» Обоянского района
Автор – Е.М. Харланова, педагог-библиотекарь.
49. Библиотечная практика «Организация Библиомузея, учебно-познавательной площадки мира книжной культуры» – организация музея книги в школьной библиотеке.
Регион – Курская область.
Образовательная организация – МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» г. Курска.
Автор – Э.А. Масленникова, педагог-библиотекарь.
50. Школьная практика «Библиогном» – внедрение комплексной программы урочной и внеурочной деятельности, направленной на развитие читательской и информационной культуры школьников.
Регион – Курская область.
Образовательная организация – МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени Героя Советского Союза летчика – космонавта И.П. Волка» г. Курска
Автор – Т.Н. Авдеева, педагог-библиотекарь.