Вход в Личный Кабинет РШБА
эл.почта: rusla@rusla.ru
   
 
 
 
 


Издания РШБА:


ЖУРНАЛ «ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА»:


НОВЫЕ КНИЖНЫЕ ИЗДАНИЯ:

  

ВЫСТАВКИ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ:

 

Партнеры



      
     
 
 

       

 

Калейдоскоп новостей

12.09.2019

Международный день грамотности

Международный день грамотности, который отмечается ежегодно 8 сентября, предоставляет возможность правительствам и гражданскому обществу отметить повышение уровня грамотности в мире и проанализировать вызовы, стоящие на пути ее распространения. Эта задача является ключевым компонентом Целей в области устойчивого развития ООН, которые содержатся в Повестке дня на период до 2030 года.

Цели в области устойчивого развития ООН, принятые мировыми лидерами в сентябре 2015 года, включают в себя задачи по обеспечению всеохватного и справедливого качественного образования и поощрению возможности обучения на протяжении всей жизни для всех. Цель 4 содержит компонент о необходимости обеспечить, чтобы все молодые люди и значительная доля взрослого населения, как мужчин, так и женщин, умели читать, писать и считать.

Международный день грамотности 2019 года предоставляет возможность выразить солидарность с празднованиями по случаю Международного года языков коренных народов в 2019 году, а также 25-й годовщины Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями, в ходе которой была принята Саламанская декларация по вопросам инклюзивного образования.

Международный день грамотности 2019 года был посвящен теме «Грамотность и многоязычие». Несмотря на достигнутый значительный прогресс, проблемы в области грамотности сохраняются и могут существенно отличаться по своему характеру и охвату в разных странах и группах населения. Поощрение языкового разнообразия в образовании и в области распространения грамотности имеет решающее значение для решения проблем неграмотности и достижения Целей в области устойчивого развития ООН.

В рамках празднования Международного дня грамотности 2019 года прошли обсуждения основных аспектов многоязычия в современном глобализированном мире цифровых технологий, а также их значения в пересмотре практики и политики в области распространения грамотности с целью обеспечения более инклюзивного многоязычного образования.

Основные сведения

Международный день грамотности, отмечаемый 8 сентября, был учрежден 26 октября 1966 года делегатами 14-й сессии Генеральной Конференции ЮНЕСКО с целью напомнить о важности грамотности в жизни людей и общества и о необходимости укрепления усилий по ее распространению.

Идея провозглашения Дня была озвучена на Всемирном конгрессе министров образования по вопросам ликвидации неграмотности, состоявшемся 8-19 сентября 1965 года в Тегеране (Исламская Республика Иран).

В заключительном документе Конгресса говорится:

«Развитие в современном мире, обретение независимости большим числом стран, необходимость освобождения людей и возрастающая роль активного и продуктивного участия в экономической, социальной и политической жизни общества сотен миллионов неграмотных взрослых заставляют нас пересмотреть национальные программы по образованию. Эти системы должны предоставлять молодым и старшим поколениям равные возможности получать начальное образование.

[...]

Национальные образовательные планы должны включать образование для детей и курсы для взрослых в качестве параллельных элементов».

С момента празднования первого Дня в 1967 году по всему миру ежегодно под эгидой ЮНЕСКО проходят мероприятия по продвижению грамотности на национальном, региональном и международном уровне.

 

Послание Генерального директора ЮНЕСКО г-жи Одрэ Азуле по случаю Международного дня распространения грамотности 2019 года, посвященного теме «Грамотность и многоязычие»

8 сентября 2019 года

Наш мир богат и разнообразен, он насчитывает около 7000 живых языков. Эти языки представляют собой средства общения, обучения на протяжении всей жизни, участия в общественной и трудовой жизни. Они также тесно связаны с самобытностью, культурами, мировоззрениями и системами знаний различных групп населения. Поэтому учет языкового разнообразия в процессе образования и распространения грамотности является ключевым элементом развития инклюзивных обществ, основанных на принципах уважения разнообразия и различий и защиты человеческого достоинства.

Сегодня многоязычие, то есть использование более одного языка в повседневной жизни, стало гораздо более распространенным явлением в условиях возросшей мобильности людей и повсеместного распространения разноформатных средств мгновенной коммуникации. Глобализация и распространение цифровых технологий оказали влияние и на его форму. В то время как использование некоторых языков для межстранового и межобщинного диалога возросло, многие языки меньшинств и коренных народов оказались под угрозой исчезновения. Эти тенденции отражаются на распространении грамотности.

Содействие распространению грамотности предполагает учет различных политических и практических аспектов, при этом создание прочной базы грамотности на родном языке до перехода к изучению второго или иностранного языка имеет многочисленные преимущества. Однако около 40% населения мира не имеет доступа к образованию на языке, на котором эти люди   говорят или который они понимают. Нам необходимо изменить эту ситуацию путем адаптации политики и практических методов к языковой и культурной среде, расширения условий для распространения многоязычной грамотности и изучения потенциала цифровых технологий. На протяжении более семи десятилетий ЮНЕСКО оказывает поддержку многоязычным подходам к образованию на основе родного языка в качестве средства повышения качества образования и укрепления межкультурного взаимопонимания. Нельсон Мандела сказал: «Если вы говорите с человеком на языке, который он понимает, ваши слова доходят до его головы. Но если вы говорите с ним на его родном языке, вы можете достучаться до его сердца». Для эффективного обучения нужно задействовать и голову, и сердце.

В этом году мы отмечаем Международный год языков коренных народов, а также 25-летие Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями, в ходе которой была принята Саламанкская декларация об инклюзивном образовании. В знак солидарности с этими датами и по случаю Международного дня распространения грамотности 2019 г. ЮНЕСКО предлагает вам переосмыслить понятие грамотности в нашем современном многоязычном мире, которая является частью права на образование и одним из средств создания более инклюзивных и разнообразных в языковом и культурном отношении обществ.

Источник: https://www.un.org/

 


Возврат к списку

     

© 2007 — 2024 «Русская Школьная Библиотечная Ассоциация», Информационный портал школьных библиотекарей России, свидетельство о регистрации сетевого издания ЭЛ № ФС 77 - 76029 от 19.06.2019
Все права защищены