Вход в Личный Кабинет РШБА
эл.почта: rusla@rusla.ru
   
 
 
 
 


Издания РШБА:


ЖУРНАЛ «ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА»:


НОВЫЕ КНИЖНЫЕ ИЗДАНИЯ:

  

ВЫСТАВКИ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ:

 

Партнеры



      
     
 
 

       

 

Калейдоскоп новостей

12.08.2019

Созданы для историй

«Существовали великие общества, у которых не было колеса, но обществ, которые не рассказывали бы историй никогда не существовало», - Урсула Ле Гуин

Истории и рассказы являются основным элементом каждой страны, культуры, организации и семьи. Они заставляют нас смеяться, плакать, и чувствовать себя частью общества. С точки зрения нейробиологии, эта универсальность говорит нам о том, что наш мозг запрограммирован для историй. Мы стремимся делиться историями не потому, что хотим, а потому, что мы без этого не можем. Устное повествование, чтение, просмотр фильмов и другие способы повествования играют важную роль в работе наше мозга. Почему? Давайте рассмотрим несколько фактов о нашем мозге.

Факт №1: Наш мозг ищет шаблоны

Мозг - это ракетный комплекс для поиска шаблонов. Наше выживание зависит от способности делать прогнозы относительно того, где найти пищу и кров, или как не быть съеденными. Чтобы оставаться живыми и здоровыми, мы учимся искать закономерности. Этот внутренний импульс настолько силен, что мы делаем это и в совершенно безобидных ситуациях. Например, посмотрите на перепутанные ниже буквы и постарайтесь определить, что за слово там зашифровано:

ИРПЗ

Поняли? Если это заняло у вас слишком много времени, вы могли почувствовать легкий стресс. Это вызвано кортизолом, потому что ваш мозг хочет понимать смысл вещей. Как только вы поняли, что это слово «приз», вы, скорее всего, ощутили некоторый восторг. Это был дофамин, нейромедиатор поощрения мозга. Даже в чем-то таком относительно бессмысленном, как расшифровка слова, вы почувствовали удовольствие от определения шаблона. (Вот почему головоломки - это многомиллиардная индустрия.)

Как только в нашем мозгу устанавливается определенный шаблон, он меняет наш взгляд на новые факты. Предвзятость подтверждения, или игнорирование информации, противоречащей с ранее выявленным шаблоном, является нормальной функцией мозга. Мы проигнорируем 10 бит данных, противоречащих нашему пониманию, и с энтузиазмом примем 11-й пункт, который его подтверждает. Поэтому, прежде чем ткнуть в кого-то пальцем и сказать: «Теперь понятно, почему ты никогда не меняешь свое мнение!» - просто помните, что вы тоже так делаете. Да, вы тоже.

Факт №2: истории-это шаблоны со смыслом

Эмоции являются важнейшей функцией того, как мы учимся. Основной нейронной структурой для хранения и запоминания долговременных воспоминаний является гиппокамп, который ни что иное, как элемент лимбической или эмоциональной сети в центральной части вашего мозга. Мы можем вспомнить простые шаблоны, но мы вспоминаем их гораздо легче, если с ними связано какое-то значимое повествование. Вот обычный пример – созвездия. Каждая культура видит группу звезд и, чтобы легче их распознавать, создает о них истории и легенды.

Факт №3: Истории - это слияние сознаний

Без языка наше обучение было бы почти полностью ограничено тем, что испытываем только мы. Когда мы слышим какой-нибудь рассказ, у нас в мозгу происходят удивительные вещи. Когда описываются образы, запахи, действия, эмоции или другие ощущения, в нашем мозгу включаются соответствующие моторные, сенсорные и эмоциональные области, как будто мы сами их испытываем. Это слияние сознаний почти такое же сильное, как и в любой научной фантастике.

Внутри нас находятся переживания сотен, если не тысяч других людей, каждый из которых вносит свой вклад в нашу сеть знаний. И большая часть этой информации носит социальный характер.

Факт №4: Ваш мозг - это социальный регистр

В мозге существует группа структур, которая называется «Сеть по умолчанию». Хотя это не особенно поэтичное название, оно является очень наглядным, потому что эти области мозга активны по умолчанию. При решении конкретной задачи, например, при чтении этой статьи, работают разные области мозга. Однако, как только вы закончили читать статью и ваши мысли отвлеклись на что-то другое, вы включили сеть по умолчанию.

Ученые выяснили, что основной целью этой сети является обработка нашего социального окружения: кто вам нравится, кому нравитесь вы, ваш текущий социальный статус, беспокойство о том, чтобы не выглядеть на встрече полным дураком, размышления о том, как сегодня вечером сообщить вашему спутнику жизни плохие новости, и так далее. Главный приоритет мозга - выживание, и нет ничего более важного, чем наша сеть отношений и социальных связей. Вполне логично, что на выявление шаблонов наших взаимодействий будет уходить много умственной энергии.

Одним из наиболее важных результатов этой работы является то, что ученые называют «Моделью психического состояния человека». Когда мы взаимодействуем с семьей, друзьями, коллегами, учениками, родителями и другими людьми, которых мы встречаем в течение дня, мы пытаемся читать и интерпретировать их мысли и побуждения. Это происходит мгновенно и автоматически, и обычно неосознанно. Сеть по умолчанию должна быть готова к этому моменту! 

 

Например, если вы посмотрите на эту женщину, то наверняка быстро почувствуете ее настроение:


А если бы вы столкнулись с этой дамой, то быстро бы поняли ее отношение к текущей ситуации:


А как насчет этого парня? На его лице читается интерес или презрение? Как вы это поняли?


На вашу сеть по умолчанию повлияют истории, которые остались в вашем сознании, и помогут вам определить и интерпретировать его мотивы.

 

Факт №5: истории рассказывают нам о людях и о том, как они к нам относятся

Получается, что сеть по умолчанию активна и всё остальное время. Сканирования мозга доказывают, что, когда вы слушаете или читаете рассказ, ваш мозг занят, и он не ищет просто какие-то старые шаблоны. Ваш мозг ищет шаблоны, связанные с людьми, их мотивациями и тем, как они взаимодействуют с другими. Даже когда рассказ, предположительно, о животных или неодушевленных предметах, эти персонажи могут содержать такие отчетливо человеческие качества, что наш мозг не может их отличить. Сеть по умолчанию не статична, она активно работает, чтобы точно настроить наше социальное понимание, и в этом процессе нашему мозгу помогают истории.

Факт №6: Наши истории - это наш мир

Истинным отражением того, как мы обрабатываем истории, является вопрос: «А как бы поступил такой-то?». Наш мозг постоянно контролирует и фильтрует, игнорируя некоторые биты информации, принимая другие и придавая смысл каждому факту. Персонажи и события, о которых мы узнаем из рассказов, становятся частью нашего социального и эмоционального программирования так же, как и наш собственный жизненный опыт, и становятся нашими ориентирами в трактовке окружающего мира. Как писатель Терри Пратчетт заявил в «Witches Abroad»: «Все думают, что это люди создают истории. На самом деле, все наоборот».

Что это значит для нас

То, что истории – это очень мощный фактор, конечно же, не новость для преподавателей, но мы можем применить это знание, чтобы помочь нашим ученикам.

  • Сюжетные истории, будь то научная или художественная литература, имеют важное значение для когнитивного, социального и эмоционального развития. Знакомство с увлекательными историями – это не ненужное дополнение, это основная потребность.

  • Истории с разнообразными персонажами помогают учащимся расширить свое социальное понимание людей и культур, отличных от них самих. Точно так же, как богатый словарный запас поможет вам точнее понять содержание и идеи, большой запас историй поможет учащимся лучше взаимодействовать с другими людьми, которые отличаются от них в социальном плане.

  • Истории с различными персонажами, занятыми в недопредставленных областях, могут помочь учащимся изменить свои внутренние рассказы о том, что они могут сделать и достичь.

  • Все школьники имеют свои собственные уникальные истории; на эти истории влияют те условия, которые мы им создаем и то, как мы с ними взаимодействуем. Как вы думаете, вы в их повествовании протагонист или антагонист? Вы в этом уверены? Как удостовериться в том, что ваша школа и/или библиотека является благоприятной средой в истории каждого ученика?

  • Дайте своим учащимся возможность самим стать рассказчиками. Создание истории может стать очень мощной формой метапознания, поскольку оно заставляет писателей учитывать то, что их персонажи чувствуют, думают и как реагируют. Помогите своим ученикам понять структуру повествования и позвольте им взять под контроль свою собственную историю. Об этом когда-то хорошо сказал Билл Мойерс: «Свобода начинается в тот момент, когда вы понимаете, что вашу историю пишет кто-то другой, и пришло время отобрать у него ручку и начать писать ее самостоятельно».

 

Автор статьи: Конн МакКуинн

Источник: www.slj.com


Возврат к списку

     

© 2007 — 2024 «Русская Школьная Библиотечная Ассоциация», Информационный портал школьных библиотекарей России, свидетельство о регистрации сетевого издания ЭЛ № ФС 77 - 76029 от 19.06.2019
Все права защищены