Вход в Личный Кабинет РШБА
Наши контакты: тел.: 8 903 615-90-36, эл.почта: rusla@rusla.ru
   
 
 
 
 


Издания РШБА:

ЖУРНАЛ «ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА»:

НОВЫЕ КНИЖНЫЕ ИЗДАНИЯ:

  

ВЫСТАВКИ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ:

 

Партнеры


      
     
   
         

 

Калейдоскоп новостей

22.06.2012

ЧУДЕСА НЕ ЗАСТАВИЛИ СЕБЯ ЖДАТЬ

В ФГНУ «Психологический институт» Российской академии образования  состоялся методологический семинар «Психология и педагогика сказки», организованный совместно с ФГНУ «Институт художественного образования» РАО.

Идейным вдохновителем семинара стала доктор педагогических наук в.н.с. ФГНУ ПИ РАО Н. Л. Карпова. Семинар проходил в форме литературной импровизационной игры, которую провела кандидат педагогических наук, с.н.с. Института художественного образования И. Л. Масандилова.

Чудеса не заставили себя ждать: строгая «Большая аудитория» Психологического института превратилась в сказочное пространство, где ученики вместе с учителем сбежали из школы и попали в царство волшебника, а именитые ученые и учителя превратились в фей – правительниц волшебных стран.

Не желая оставаться вне сказочной реальности, кинооператор тоже стал волшебником, который и отправил в неведомые страны четырех героев (их с большим удовольствием играли педагоги, методисты и журналисты), где те должны были пройти испытания, выполнив задания волшебниц и выслушав их тронные речи (вне сказочной реальности – доклады). Остальные участники семинара разделились на четыре группы; каждая группа построила свое королевство.

Тронные речи волшебниц вызвали живой интерес и множество вопросов слушателей. Так, «Сварливая старуха» – она же член Союза писателей России, кандидат педагогических наук, в.н.с. ФГНУ ИХО РАО Э. И. Иванова – рассказала о сказках братьев Гримм и современных симулякрах.

Якоб и Вильгельм Гримм – выдающиеся ученые, создатели новой комплексной науки, охватывающей самостоятельное «ответвление» – язык, литературу, историю, право, культуру, быт и нравы германских народов, – германистики. Братья Гримм – основоположники плодотворного направления в изучении народного творчества – так называемой мифологической школы – приобрели, как это ни парадоксально, поистине сказочную популярность во всём мире.

Собрание «Детские и семейные сказки» представлено в музее братьев Гримм в г. Касселе на 160 языках и наречиях мира. Сказочный свод отражает богатство не только немецкого, но – шире – европейского фольклора.

Наиболее распространенные сюжеты, мотивы, проблематика, типажи, художественные образы и детали этого наследия братьев Гримм становятся основой для многочисленных интерпретаций (удачных и не очень) современных творцов культуры. Нередки случаи, когда аллюзии и реминисценции приобретают характер простой имитации или примитивной отсылки к всемирно известным персонажам. Возможно, создателями современных версий движут благородные цели сбережения классического сказочного наследия и побуждения к последующему, более подробному знакомству со знаковыми фигурами культуры. Но обратятся современные школьники к оригиналам или ограничатся суррогатами?

«Детские семейные сказки» братьев Гримм причислены ЮНЕСКО к «мировым сокровищам культуры». Мировое значение данного собрания обусловлено, с одной стороны, исчерпывающим объемом использованных письменных и устных источников, а с другой – поэтической обработкой в русле господствующего тогда и обаятельного во все времена романтического стиля.

«Волшебница Потомуния» – лауреат Премии Правительства России в области образования, член Союза писателей России, кандидат психологических наук, вед.н.с. ФГНУ ПИ РАО З. Н. Новлянская говорила о том, какова роль сказки в учебном курсе литературы в основной школе.

«Волшебница-сказочница» – доктор психологических наук, в.н.с. ФГНУ ПИ РАО Н. Л. Карпова рассказала об исцеляющей силе сказок в системе семейной групповой логопсихотерапии.

«Волшебница, отвечающая на вопросы» – учитель высшей категории Прогимназии № 1755, лауреат премии Правительства в области образованияО. В. Гвинджилияговорила об использовании сказочных сюжетов в УМК по русскому языку для 1–4 классов под ред. Г. Г. Граник.

После возвращения из сказочного мира И. Л. Масандилова рассказала о сути разработанной ею методики театра импровизации и возможностях ее использования в преподавании.

Импровизационная игра и применение элементов психо- и социодрамы на уроках литературы, а также во внеурочной деятельности дают школьникам возможность, используя литературный материал, самостоятельно выбирать роли-«маски», в которых соединяются литературный образ и особенности внутреннего мира подростка (выбор ролей и создание сюжета происходят «здесь и сейчас», без заранее намеченного сценария). Это помогает учителю, отталкиваясь от важных для ученика реалий литературного произведения, способствовать их художественному структурированию. Театрально-импровизационная деятельность, соответствующая таким ключевым психологическим особенностям подросткового возраста, как стремление к самопознанию, саморазвитию и самореализации, помогает подростку постигнуть чувства и поступки героев, приблизиться к пониманию идейно-художественного своеобразия произведения. Создание своего произведения, его последующее обсуждение и сравнение с оригиналом помогают постепенному проникновению в текст, осознанию авторского замысла. В качестве дополнительного эффекта в импровизационной игре подросток выявляет свою картину мира, наполняя сюжет собственным опытом и получая возможность открытого проявления своих чувств.

Под конец семинара все слушатели и докладчики получили в подарок «волшебные ручки», которые помогут каждому из них написать свою собственную, особенную сказку.

 

Информацию подготовила доктор психологических наук, в.н.с. ФГНУ ПИ РАО Н. Л. Карпова

Пресс-служба РШБА 


Возврат к списку

     

© 2007 — 2019 «Русская Школьная Библиотечная Ассоциация», Информационный портал школьных библиотекарей России, свидетельство о регистрации сетевого издания ЭЛ № ФС 77 - 76029 от 19.06.2019
Все права защищены