18.06.2009
Шестнадцатая Международная Конференция «Крым 2009»
Крым
С 6 по 14 июня проходила ежегодная Международная Конференция «Крым 2009» «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса». Она традиционно проходила в одном из древнейших городов Крыма – Судаке, а также в Алуште, Коктебеле, Новом Свете, Симферополе, Феодосии и других городах Крыма. Мировой профессиональный форум собрал около 1000 человек из 35 стран: специалистов и руководителей из библиотек, издательств, музеев, архивов, информационных центров, университетов, техникумов, компьютерных и Интернет-компаний, бизнеса, права, учреждений науки, культуры и образования, книготорговых организаций и книгораспространителей.
Главный организатор Конференции: Государственная научно-техническая библиотека России, а её соорганизаторы: Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное агентство по науке и инновациям (Россия), Министерство культуры и туризма Украины, Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий, Министерство культуры и искусств Автономной Республики Крым (Украина), Российская государственная библиотека (Москва), Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино (Москва), Международный библиотечный, информационный и аналитический центр, Национальная библиотека Украины им. В.И. Вернадского, Научно-техническая библиотека Национального Технического Университета Украины "Киевский политехнический институт", Научная библиотека Национального университета "Киево-Могилянская Академия", Московский государственный университет культуры и искусств.
Международная конференция проводилась под эгидой ИФЛА, тема 2009 года – «Трансформация библиотечно-информационных технологий и открытый доступ к информации в правовом поле». В программу профессионального форума было включено более 60 различных мероприятий. Работа проходила на пленарных заседаниях, секциях, круглых столах и презентациях новых проектов и изданий по следующим основным проблемно-тематическим направлениям:
-
Мировая информационная инфраструктура, межбиблиотечная кооперация и проекты международного сотрудничества
-
Национальные библиотеки и национальные информационные ресурсы
-
Формирование и сохранность фондов. Взаимодействие библиотек, книгоиздателей и книжного рынка
-
Онлайновые технологии, CD-ROM, электронные издания и Интернет в библиотеках
-
Электронные библиотеки и электронные ресурсы. Электронное обучение
-
Автоматизированные библиотечные системы и информационные технологии
-
Информационное обеспечение процессов образования и управления
-
Корпоративные библиотечно-информационные системы, корпоративные технологии и библиотечные консорциумы
-
Информационно-лингвистическое обеспечение библиотечно-информационных систем. Библиографические форматы. Метаданные. Стандарты и протоколы обмена данными
-
Библиотечные кадры, профессия и образование. Развитие образовательных технологий в эпоху информационного общества
-
Проблемы формирования фондов библиотек на национальных языках
-
Библиотека, муниципальная и краеведческая информация
-
Библиотечно-информационное обслуживание людей с ограничениями в жизнедеятельности
-
Библиотеки, музеи и архивы в едином пространстве информации и искусства
-
Этика и безопасность электронной информации
-
Экологическая информация и роль библиотек в экологическом образовании населения
-
Юридическая и правовая информация. Официальные публикации. Авторское право и интеллектуальная собственность
-
Современные проблемы и программы чтения. Писатель и библиотека
-
Библиотека и бизнес в современном информационном пространстве
-
Менеджмент в библиотеках, библиотечных и других профессиональных ассоциациях
-
Библиотековедение, библиографоведение и книговедение. Библиотечная статистика
-
Медицинские информационные ресурсы и системы. Больничные библиотеки. Библиотерапия
-
Дети, компьютеры и Интернет, школьные библиотеки и компьютерная грамотность
-
Библиотека – территория толерантности. Библиотека и политика
-
Инновации в науке, культуре и образовании: роль библиотек.
Основное внимание на Конференции «Крым 2009», как и ранее, было уделено состоянию и перспективам развития информационных, компьютерных и Интернет-технологий в библиотечной практике, правовой и деловой информации, активизации сотрудничества между библиотеками, научными, культурными, образовательными, издающими, книготорговыми организациями и книгораспространителями.
Особый акцент был сделан на проблематике открытого доступа и открытых архивов информации, системной и сетевой интеграции информационных и библиотечных ресурсов; роли Интернета в трансформации библиотечно-информационного обслуживания; содействии библиотек развитию чтения; работе библиотек в обеспечении современных инновационных образовательных технологий.
К числу отличительных особенностей Международной конференции «Крым 2009» по праву относится особое внимание к образовательному компоненту, поэтому в её программу были включены секции и семинары по современным проблемам подготовки кадров и образовательным технологиям, а также практические занятия и тренинги по вопросам автоматизации библиотечных процессов, классификационным системам, правовым основам информационной деятельности.
С основным докладом «Библиотеки в электронной среде и вызовы современного общества» выступал доктор технических наук, профессор Яков Леонидович Шрайберг, генеральный директор ГПНТБ России, президент Международной ассоциации пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий, заведующий кафедрой информационных технологий и электронных библиотек Московского государственного университета культуры и искусств. В частности, в своем докладе Я. Л. Шрайберг отметил, что «дуэт «книга – читатель» в последние годы является предметом пристального изучения многих экспертов, да и в рамках наших конференций проблеме чтения посвящено достаточно много времени; тем не менее, не утихают, глупые на мой взгляд, споры о скором конце книги, о её замене на компьютерные файлы и т.д. Всё это уже настолько непрофессионально и неинтересно, что не хочется и время тратить…». Он также отметил большие блоки вопросов, которые волнуют «информационно-библиотечное сообщество в мировом масштабе:
-
интеллектуальная собственность, патентное право и обслуживание читателей библиотек, в том числе и копиями;
-
лицензирование для процессов оцифровки, в частности, выдача лицензий библиотекам;
-
воспроизводство «осиротевших произведений», т.е. произведений у которых невозможно или затруднительно отыскать правообладателей;
-
крупные книжные проекты, связанные с оцифровкой, в частности, Мировая электронная библиотека и проекты Googl».
В заключении Я.Л. Шрайберг сказал: «Безусловно, что задачей библиотек завтрашнего дня, помимо приобщения своих читателей к информационной культуре, должно стать и воссоздание связанного с книгами типа общения, которого сегодня мы почти лишились».
Русская школьная библиотечная ассоциация является постоянным участником Международных конференций «Крым». В этом году на научно-практическом семинаре «Информационная культура и информационная грамотность» был представлен совместный проект РШБА и НИИ информационных технологий социальной сферы КемГУКИ. Семинар проводила директор этого НИИ, доктор педагогических наук, профессор КемГУКИ Наталья Ивановна Гендина. В рамках семинара с докладами «Информационная культура личности и информационная грамотность: проблемы диагностики и действенность рецептуры», «Курс «Основы информационной культуры личности» в условиях библиотеки: явные преимущества и скрытые опасности» выступила Н.И. Гендина. Прошел Круглый стол, а также состоялась презентация книги «Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности». Книга подготовлена специалистами КемГУКИ, издана РШБА в начале 2009 года в серии 1 «Профессиональная библиотека школьного библиотекаря» (приложение к журналу «Школьная библиотека»). Представляли этот новый совместный проект Президент РШБА Татьяна Дмитриевна Жукова и Наталья Ивановна Гендина. Эта книга большой подарок для школьных библиотекарей России, которые смогут успешно и грамотно строить работу по освоению основ информационной культуры с учащимися 1–11-х классов и учителями. На презентации присутствовали профессионалы-библиотекари из многих регионов России.
ФОТОРЕПОРТАЖ
Собственная информация