Наши контакты: тел.: 8 903 615-90-36, эл.почта: rusla@rusla.ru
   
 
 
 
 
Издания РШБА:

ЖУРНАЛ "ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА":

НОВЫЕ КНИЖНЫЕ ИЗДАНИЯ:

  

ВЫСТАВКИ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ:

 

Партнеры
 

Главные события

Международный месячник школьных библиотек – 2011

5 октября на веб-конференции, собравшей специалистов российских школьных библиотек из более чем 40 регионов России, президент Русской школьной библиотечной ассоциации (РШБА) Татьяна Жукова объявила о старте Российского месячника школьных библиотек. В 2011 году он проходит под девизом «Школьные библиотеки помогают ученикам выйти в жизнь».

Запись вебинара

Президент Международной ассоциации школьных библиотек (IASL) Дилжит Сингх в своем официальном обращении к международному сообществу школьных библиотекарей отметил:

«<…> Международный месячник школьных библиотек предназначен для популяризации школьных библиотек. Это время для демонстрации того, что сделали школьные библиотеки для учащихся и, что они еще могут сделать. Это время для привлечения всеобщего внимания к школьным библиотекам. ISLM - это время для того, чтобы проинформировать о достижениях и потенциале школьных библиотек. <…>

<…> Школьным библиотекам нужна поддержка. Мы должны убедить политиков, руководителей, учителей, родителей, книготорговцев, поставщиков технологий и многих других поддержать школьные библиотеки и дать им признание, которого они заслуживают. Одним из возможных путей достижения этого являются средства массовой информации. Нам нужно привлечь на нашу сторону радио, телевидение и газеты. Несмотря на рост социальных медиа ресурсов, традиционные средства массовой информации по-прежнему играют важную роль в построении связей и контактов с политиками. Сделайте что-нибудь, чтобы привлечь внимание средств массовой информации к школьным библиотекам. В то же время, используйте социальные медиа ресурсы для пропаганды школьных библиотек. Используйте свои сайты в социальных сетях, блоги, профессиональные сети, форумы, сообщества, фото и видео сайты, подкастиновые сообщества, а также все ресурсы, где можно распространять информацию о школьных библиотеках. И кроме этого, не забывайте о личном человеческом отношении. Расскажите своему начальнику, своим коллегам, ученикам, родственникам и друзьям о роли школьных библиотек, и как они расширяют права и возможности учащихся.<…>»

Уже 12 лет Международный день школьных библиотек отмечается во всем мире каждый четвертый понедельник октября. В октябре 2008 года по предложению Международной ассоциации школьных библиотек (IASL) международный День школьных библиотек был преобразован в Месячник.

Русская школьная библиотечная ассоциация в поддержку этой международной инициативы в 2008 году провела первый российский месячник школьных библиотек под девизом «Школьные библиотеки - на повестке дня!». Целью этой акции было привлечение внимания представителей органов власти, общества и бизнес-структур к важному социальному институту детства – школьной библиотеке.

С этой же целью с 2008 года Ассоциацией были проведены межрегиональные съезды школьных библиотекарей в пяти федеральных округах Российской Федерации, Парламентские слушания в Государственной Думе на тему «Законодательное обеспечение деятельности библиотек общеобразовательных учреждений в сфере духовно-нравственного воспитания детей», Всероссийские Форумы школьных библиотекарей в Михайловском в 2008–2010 годах и другие важные мероприятия.

Результатом этой работы стало внесение темы школьных библиотек на повестку дня органов законодательной и исполнительной власти. Важным событием в жизни школьного библиотечного сообщества стало введение должности «педагог-библиотекарь» в российских школах: Премьер-министр В.В. Путин объявил о новом статусе школьного библиотекаря в своем докладе на VI Съезде Всероссийского педагогического собрания 31 мая 2011 г.

В 2011 году Международный месячник проходит под девизом «Школьные библиотеки помогают ученикам выйти в жизнь».

Основные темы российского месячника:

  • Школьная библиотека – центр инноваций педагогов и лаборатория творчества учащихся
  • Школьному педагогу-библиотекарю – новые знания и технологии XXI века
  • Движение «Молодая Россия читает» – новая волна творческих читателей XXI века

Целью Российского месячника школьных библиотек является широкомасштабная рекламная акция, призванная сформировать в социуме ответственное отношение и новое понимание профессии педагог-библиотекарь и новой роли школьных библиотек в процессах модернизации образования, создать новую среду школьной библиотеки, способной поддержать и обеспечить инновации педагогов и творчество учащихся.

Месячник призван инициировать проекты, которые позволят привлечь дополнительные ресурсы для развития школьных библиотек. Дни месячника могут стать днями высокой оценки труда школьного библиотекаря, укрепления его статуса и повышения престижа этой профессии.

Основные направления участия в месячнике:

  • Поднятие престижа профессии педагог-библиотекарь в обществе:
Чествование ветеранов библиотечного дела, учреждение знаков отличия, вручение почетных грамот, премий, подарков лучшим школьным библиотекарям, проведение мероприятий, способствующих поднятию престижа и привлечению вниманию общественности, в т.ч. молодежи к актуальной профессии педагога-библиотекаря. 
  • Школьная библиотека – стратегический ресурс развития общества:
Проведение круглых столов, телемостов, встреч руководителей регионов с профессиональным обществом, интернет-конференций с участием представителей органов государственной власти, общественных организаций на актуальные темы: «Роль школьных библиотек и стратегии их развития в условиях информационного общества», «Школьный библиотекарь – гарант национальной безопасности России», «Влияние школьной библиотеки на духовно-нравственное личности школьника» и др.

Главное событие месячника – V Юбилейный Всероссийский Форум школьных библиотекарей «Михайловское 2011», который состоится с 24 по 29 октября 2011 года в Пушкинском заповеднике (г. Пушкинские горы, Псковская область)

Форумы в Михайловском для многих его участников – это форумы просветителей. Знаменитые библиотековеды, директора крупнейших библиотек страны, государственные и общественные деятели – цвет российской интеллигенции – составляют интеллектуально-просветительскую среду наших форумов.

Юбилейный Форум станет эффективной площадкой для обсуждения и реализации поручений Председателя Правительства В. В. Путина по обеспечению нового социального статуса школьных библиотекарей.

В работе Форума примут участие более 250 специалистов школьных и детских библиотек, представители органов государственной власти, общественных организаций, книжного дела, деятели науки и культуры, детские писатели.

Портал РШБА (www.rusla.ru) будет постоянно информировать о проведении мероприятий месячника в регионах России. Присылайте свои материалы, фото- и видеосюжеты. Объявляем неофициальный конкурс на лучшую PR-акцию, направленную на формирование ответственного отношения общества к социально важной профессии библиотекаря и новой возрастающей роли школьных библиотек в XXI веке!

Дорогие единомышленники и коллеги, включайтесь в подготовку к проведению месячника школьных библиотек!

 

Информационное письмо «О месячнике школьных библиотек»

Методические рекомендации по проведению Российского месячника школьных библиотек в 2011 году

Мероприятия прошлых лет:

В ходе проведения Месячника проходит немало интересных мероприятий. Вот некоторые из них:

 

 

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

«Модернизация сети школьных библиотек, оснащение их самыми современными технологиями является одним из ключевых условий качественного прогресса российского образования. Важно привлечь к этому вопросу самое широкое общественное внимание, сконцентрировать на данном направлении необходимые финансовые, организационные и кадровые ресурсы»

В.В. Путин

Переход России в XXI веке к устойчивому развитию лежит через изменение парадигмы образования, трансформацию мышления и мировоззрения, прежде всего, российских педагогов. И дать толчок этим процессам, многократно увеличить потенциал современной российской школы способна сильная школьная библиотека.

Школьная библиотека для многих российских детей сегодня является первой и единственной библиотекой в их жизни, так как уже более 50% российских семей не имеют домашней библиотеки.

Школьная библиотека как важный социальный институт детства, «сердце и мозг школы» призвана выравнивать стартовые возможности наших детей, обеспечивая им равный доступ к информации. 

Поэтому решение современных задач, стоящих перед российским образованием и библиотечной политикой, требует сегодня разработки специальной системы мер, которая позволит не только вывести из кризиса крупнейшую библиотечную сеть страны — школьные библиотеки как важнейший ресурс, позволяющий многократно увеличить интеллектуальный и духовный потенциал современной российской школы, но и стать ускорителями реализации федеральных программ в области образования, развития библиотечного дела, инноваций, чтения, информационного общества, духовно(нравственного воспитания детей и др.

По мнению наших зарубежных коллег, «дружественная мозгу ребенка» школьная библиотека должна стать лабораторией «активного познания» и функционировать как «центральный мозг» школы. Для этого через библиотеку создается обогащенная инновациями среда и особый интеллектуальный климат в школе.

Если соотнести задачи сегодняшнего дня с целями стратегического порядка, то переход России на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал. И чтобы вырастить достойное думающее поколение россиян, необходимо инвестировать средства и в школьные библиотеки.


ЦИТАТА

Российские учреждения образования пока не стали для учащихся «школой инноваций». Целенаправленная работа по развитию компетенций в сфере исследований и разработок, мотиваций к инновациям в школах и вузах начата только в последние годы. 

«ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ — 2020 (Проект Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года)»

Уникальность школьной библиотеки в ее многофункциональности, которая развивалась в России еще с XVIII века. Такой подход развивается во всем мире, он эффективен и дает положительные результаты.

Многофункциональность школьной библиотеки в современных условиях выражается через понимание ее традиционных функций:

  • учебная — обеспечение учебного процесса документами и ресурсами,
  • специальная — обслуживание педагогического коллектива,
  • публичная — обслуживание учащихся (проектная и творческая деятельность), поддержка внеклассной и внешкольной работы, особенно в условиях школы полного дня.

Но в условиях перехода России на инновационный путь развития многофункциональность школьной библиотеки можно рассматривать в более сложных контекстах духовной и национальной безопасности.

Школьная библиотека способна сегодня обеспечить:

  • обращение к истокам духовного самосознания первоклассника, влияние на духовное формирование читателей,
  • работу школы как центра межкультурной коммуникации, центра национальной идентификации и самоопределения национальной идентичности учеников,
  • расширение культурного понимания и информационного знания, учащихся с использованием новых форматов и технологий.

Политика в области школьных библиотек требует сохранения многофункционального понимания школьной библиотеки.

Это особенно важно в связи с неутешительными последними результатами международного исследования PISA1 по качеству чтения. Уже в четвертый раз наши старшеклассники показывают низкие результаты в тестировании на понимание прочитанного. В 2009 году — это 41–43 место из 65 развитых стран мира.

Международное исследование PISA: рейтинг российских учащихся по читательской грамотности среди своих сверстников 

Качество чтения — это качество мышления наших детей. По мнению западных специалистов, существуют 10 критериев оценки школы с точки зрения PISA. И важный среди них — школьная библиотека, ее фонд, организация и роль в процессе обучения. Считается, что эффективность школы напрямую зависит от количества и качества библиотечного фонда, а также организации пространства как активной читательской среды школьника.

Качественные фонды школьных библиотек — это, прежде всего, качество и доступность образования. Фонд — основа работы любой библиотеки. А сегодня фонды российских школьных библиотек практически не пополняются новой литературой. Особенность детского запроса состоит в том, что материалы детям нужны здесь и сейчас.


МАСШТАБ ПРОБЛЕМЫ

Изношенность фондов в настоящее время составляет 69% в городских школах и 90% — в сельских, тогда как по нормативам ЮНЕСКО библиотечный фонд должен ежегодно обновляться на 10 %.


ЦИТАТА

Самая главная боль библиотекарей наших школ — это отсутствие пополняемых основных фондов. В рамках подготовки Парламентских слушаний мы запросили данные по численности основных фондов у 10 типичных школьных библиотек. Литературные фонды у нас есть, и по количеству, казалось бы, неплохие, но когда я в средней школе №8 города Ельца уточняла эти цифры, мне ответили: «Неужели мы будем списывать «Войну и мир» 1958 года издания, её всё равно нечем заменить!». Вот и клеят, переклеивают и сохраняют, как могут, библиотекари свои основные фонды. По нашим данным, ветхой литературы вшкольных библиотеках — 69%.

Е.Н. СОКОЛОВА, г. Липецк

А это значит, что нашим детям закрыт сегодня доступ к хорошей книге, детскому журналу. В российских школах наши библиотекари хранят и подклеивают «Войну и мир» еще 1958 года издания. Необходимо возродить традиции отечественного образования: качество образования через сильные школьные библиотеки и чтение. По данным ЮНЕСКО обновляемость книжного фонда должна составлять ежегодно 10%.


ЦИФРЫ И ФАКТЫ

В годы Великой Отечественной Войны в блокадном Ленинграде продолжала работать Ленинградская юношеская библиотека имени А.П. Гайдара. Продолжалось и комплектование фонда. В целом сначала Великой Отечественной войны и до полного снятия блокады эта библиотека увеличила свой книжный фонд на 662 единицы.

В современных условиях информационного и культурного разрыва школьная библиотека способна компенсировать издержки среды, стать для наших детей своеобразной «духовной скорой помощью», «аптекой для души». Сегодня здесь, в библиотеке формируется духовное здоровье нации.

 

ФАКТЫ

При раскопках в Египте, над входом в одно из помещений дворца фараона, археологи обнаружили надпись: «Аптека для души». Этотвход, украшенный золотом, вёл в библиотеку, основанную более трёх тысяч лет тому назад. По мнению египтян, книги можно сравнить с лекарством, которое делает сильным ум человека, облагораживает его душу. 

Школьная библиотека — это максимально безопасная и доброжелательная среда обучения, физическое пространство для обеспечения широкого спектра образовательных мероприятий. 

Давайте вместе укреплять школьную библиотеку – важное пространство для развития наших детей!

 

Пресс-служба РШБА


© 2007 «Русская Школьная Библиотечная Ассоциация»
Все права защищены