Итоги конкурса «100 сказок о книге и чтении» – 2021
Подведены итоги всероссийского конкурса «100 сказок о книге и чтении». Конкурс был объявлен в 2021 году в рамках Международного месячника школьных библиотек, темой которого профессиональное мировое сообщество объявило «Сказки и народные сказки всего мира».
На конкурс были представлены 408 детских и 131 взрослая работа (работы, не соответствующие положению о конкурсе, при подсчёте не учитывались).
Лауреатами конкурса стали 161 детская и 19 взрослых работ.
Победители конкурса среди детских работ
Номинация «Буктрейлер»
Григорян Арина, 4 класс, МБОУ СОШ № 43 имени Героя Российской Федерации В.Д. Нужного, Ставропольский край, г. Ставрополь, руководитель Григорян Ирина Алексеевна, библиотекарь – 1 место (
https://disk.yandex.ru/d/xqWdKm7tBwnsVw)
Гричко Аким, 2 класс, МАОУ СОШ № 103, г. Краснодар, руководитель Воробьева Я.В., библиотекарь – 1 место (
https://disk.yandex.ru/d/oqTbYtxvsCvpBQ)
Номинация «Видеоролик»
Балакин Глеб, 4 класс, Балакина Виктория, 2 класс, МБОУ «Школа № 10», Московская область, г. Балашиха, руководитель Жамкова Ирина Валерьевна – 1 место (
https://disk.yandex.ru/d/tLXMp3U8Wc84DA)
Забелина София, 4 класс, МАОУ лицей № 135, г.Екатеринбург, руководитель Коновалова Татьяна Егоровна – 1 место (
https://disk.yandex.ru/d/m3S-YZnuW9Hx4w)
Константинова Полина, 2 класс, МБОУ «СОШ № 15», Марий Эл, г. Йошкар-Ола, руководители Коновалова Раиса Николаевна, педагог-библиотекарь, Петрова Наталья Ивановна, учитель начальных классов – 1 место (
https://disk.yandex.ru/d/r7NsDE6etZh0yQ)
Номинация «Комикс»
Иванов Тимофей, 1 класс, ГБОУ СОШ №134 имени Сергея Дудко, г. Санкт-Петербург, руководитель Чекаева Татьяна Вячеславовна, учитель-логопед – 1 место (
https://disk.yandex.ru/d/09GsKxJRD9Nl0w)
Номинация «Презентация»
Воробьев Артемий, 2 класс, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 64 имени Б. Ручьева», Челябинская область, г. Магнитогорск, руководитель Ушакова Екатерина Олеговна – 1 место (
https://disk.yandex.ru/i/4Zgu8Nwe4Xxfjg)
Габрусская Влада, Касаткина Настя, 3 класс, МБОУ «Сургутская технологическая школа», Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, руководитель Тухтубаева Эльза Айнуловна, учитель начальных классов – 1 место (
https://disk.yandex.ru/i/GK3eVGHpb1ZJVA)
Геворкян Альбина, 4 класс, МОУ Быковская СОШ, руководитель Воронина Софья Александровна, учитель начальных классов – 1 место (
https://disk.yandex.ru/i/cwxnBaUeQhYlgA)
Зайцев Сергей, 3 класс, МАОУ СОШ № 132, г. Екатеринбург, руководитель Комарова Татьяна Анатольевна – 1 место (
https://disk.yandex.ru/i/EyXieA0OzZKSfg)
Коновалов Артемий, 2 класс, БОУ г. Омска «Гимназия №69 имени Чередова И.М.», г. Омск, руководители Кенжина Марина Вадимовна, заведующая библиотекой, Богданова Анна Викторовна, учитель дополнительного образования – 1 место (
https://disk.yandex.ru/d/XSevtGwnEbsgCw)
Курбаналиев Оскар, 3 класс, МБОУ СОШ №46 с УИОП, ХМАО – Югра, г. Сургут, руководители Покатаева Ирина Павловна, учитель начальных классов, Габрусская Любовь Владимировна, педагог-библиотекарь – 1 место (
https://disk.yandex.ru/i/FePtGvLz5lKdsg)
Шевченко Кирилл, 3 класс, МКОУ «Поспелихинская СОШ № 4», Алтайский край, Поспелихинский район, с. Поспелиха, руководитель Классен Светлана Анатольевна, учитель начальных классов – 1 место (
https://disk.yandex.ru/i/9YcjUKu6AzyVxw)
Список всех победителей и призёров – в файле по ссылке внизу страницы.
Победители конкурса среди взрослых работ
Клюкина Ирина Алексеевна, педагог-библиотекарь, ГБОУ «СОШ № 3», Свердловская область, г.Верхотурье, номинация «Проект» – 1 место
Федосова Любовь Антоновна, Китаева Алла Леонидовна, Литовкина Виолетта Руслановна, педагоги-библиотекари, МАОУ КУГ № 1 – «Универс», г. Красноярск, номинация «Проект» – 1 место
Редколлегией журнала «Школьная библиотека» принято решение провести отбор среди победителей и призёров конкурса лучших взрослых работ и опубликовать их в журнале.
Список всех победителей и призёров – в файле по ссылке внизу страницы. Своё мнение о работах победителей конкурса высказал Юрий Николаевич Столяров, доктор педагогических наук, профессор, составитель двухтомника «100 сказок о книге и чтении».
Узелки на память, или замечания о конкурсных работах по теме книги и чтения в сказках
Хотелось бы проявить своё отношение к некоторым призовым работам. Возможно, это окажется полезным как для победителей, так и для других участников конкурса.
В глубокой древности, когда до буквенной письменности должны были пройти ещё многие века, люди для записи своих мыслей пользовались узелковой письменностью – завязывали узелки на память. Обратившись к ним через какое-то время, они восстанавливали повод, по которому узелки были завязаны, и сверяли с ним новую ситуацию. Какие же узелки были завязаны перед проведением повторного конкурса, о которых полезно вспомнить и с которыми можно сопоставить полученные результаты?
Узелок № 1: цель конкурса
Главное, ради чего этот конкурс был повторён после 2008-2009 гг., когда мы осуществили его впервые и с неожиданно большим успехом, – чтобы дети убедились, что тема книги, грамотности, чтения широко представлена в русских народных сказках, а это свидетельствует о повсеместной грамотности славян. Из сюжетов сказок видно, что книга считалась у наших предков высшей ценностью, поскольку в ней сосредоточена мудрость народа. Книга выручала героев в самых трудных жизненных обстоятельствах, учила правильному поведению, добру, человечности, мужеству. Грамотными были люди всех сословий, как мужского, так и женского пола. Хотелось, чтобы дети прежде всего вынесли из сказок именно эти культурные и ментальные ценности. И усвоившие их вызывают у меня особое уважение и даже умиление.
Узелок № 2: самое глубокое проникновение в суть сказок
Точно выполнил условия конкурса четвероклассник Кирилл Шевченко из села Поспелиха Алтайского края (руководитель Светлана Анатольевна Классен, учитель начальных классов). Кирилл пересказал суть прочитанных им сказок и точно объяснил, какую роль в развитии сюжета имела книга, письмо, чтение. Его сочинение удачно дополняется выразительными рисунками, на которых изображены эти произведения письменности. Особенно удачны рисунки к сказкам «Косоручка», «Волк-дурень». А красна девица из рисунка к сказке «Берёза и три сокола» – просто сама прелесть! Всего он охарактеризовал – и совершенно правильно – 12 прочитанных сказок.
Сказанные добрые слова можно отнести и к презентации десятилетней Альбины Геворкян «Кто грамоте горазд, тому не пропасть» (Быковская средняя образовательная школа Московской области; руководитель: учитель начальных классов Софья Александровна Воронина).
Выделяется презентация Артемия Воробьёва (второклассника из Магнитогорска Челябинской области; руководитель Екатерина Олеговна Ушакова). В нескольких, но очень точных словах он выразил значение сказочного образа для читателя: «Царица-гусляр»: сказка о находчивости, смелости девушки, о её настоящей любви к мужу. Сказка учит ответственности и умению помогать. «Птичий язык»: сказка учит прислушиваться к другим людям, доброте и прощению. «Никита Кожемяка»: учит защищать нашу родину, помогать людям, быть смелым и отважным. «Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове»: сказка о рыбе-Ёрш, на которую подали жалобу за то, что он не давал житья другим. Сказка учит нас справедливости, тому, что нужно иметь совесть и не забывать о других людях. И так далее. Недостаток презентации состоит в том, что на рисунках тема книги изображена только к двум сказкам из шести: «Скорый гонец» и «Берёза и три сокола».
Узелок № 3: развитие творчества конкурсантов
Остроумно подошёл к участию в конкурсе краснодарский второклассник Аким Гричко (руководитель: библиотекарь Я. В. Воробьёва). Он сочинил собственную сказку на тему книги и чтения. Она называется «Библиотечный мальчик и одна очень интересная книга». Главный герой Аким много времени проводит в библиотеке, где работает его бабушка. Приводится список из 17 прочитанных им книг и 10 сказок. Акиму попалась книга про кота Ваську, который читает книгу и умеет делать чудеса. Хотя эта работа и выходит за границы конкурсного задания, она всё же привлекательна необычностью сюжета, рекламой библиотеки, книги и чтения, здравой моралью и чувством юмора.
Собственную сказку сочинил и ученик 3-го класса из Сургута (руководители: учитель начальных классов Ирина Павловна Покатаева и педагог-библиотекарь Любовь Владимировна Габрусская) Оскар Курбаналиев. В его сказке «Волшебные часы» присутствует образ записки, без которой было бы невозможно остановить Великую обидную войну.
Узелок № 4: рукописание
София Забелина (4-й класс лицея в г. Екатеринбурге, руководитель Татьяна Егоровна Коновалова) поразила меня количеством прочитанных сказок – 152! Прочитала она их со смыслом: в каждой правильно выделила ключевые слова по теме конкурса. Высоко оцениваю и то, что столь длинный список она написала от руки. Другие работы, тексты в которых выполнены стандартным машинным шрифтом, теряют в своей индивидуальности. При выдвижении условий конкурса стоило бы специально оговорить, чтобы участники присылали не только выполненные от руки рисунки, но и самостоятельно написанные тексты. Как свидетельствует практика, современным детям куда легче даются рисунки, чем собственноручное правописание. Конкурс стимулировал бы их к тому, чтобы и они, подобно сказочным героям, умели бойко писать от руки.
Узелок № 5: стимулирование творчества руководителей детского чтения
Для того, чтобы провести конкурс успешно, к нему предстоит тщательно готовиться, продумав всё до мелочей. Отлично подошли к выполнению этой задачи педагог-библиотекарь Ирина Алексеевна Клюкина и классный руководитель 3 «А» класса средней общеобразовательной школы № 3 г. Верхотурье Свердловской области Юлия Викторовна Лагунова. Их проект «Сказка – быль, да в ней намёк, добрым молодцам урок» именно так и продуман. Авторы обосновали актуальность, цель, задачи проекта, его предмет, участников, определили этапы проведения и содержание мероприятия. На выходе оказалось, что третьеклассники в общей сложности прочитали 40 сказок, выполнили рисунки по ним, познакомились с историей книги, научились пользоваться Словарём живого великорусского языка В. И. Даля, а итогом стал большой фольклорный праздник. Он был организован в русском народном стиле – с песнями, загадками, играми, потешками. Думается, что каждый день этого конкурса запомнится детям надолго: такой он был познавательный, увлекательный, оригинальный. Устроители убедились, что чтение сказок мотивирует учащихся интересоваться историей своего народа, его бытом, культурой, благодаря чему у них развивается творческая фантазия, мастерство и любовь к прекрасному.
Эту разработку хорошо бы издать отдельной брошюрой как методическое пособие для всех школьных библиотек.
Общий вывод
Сделано ещё одно большое и доброе дело: к истокам нашей национальной культуры, основам русского менталитета приобщился новый пласт подрастающего поколения, а через них и руководители детского чтения: педагоги-библиотекари, учителя, родители и прародители. После первого проведения этого конкурса я высказывал пожелание, чтобы проводить его периодически, с интервалом в 10 лет, когда подрастёт новое поколение читателей. Исполнение этого пожелания показало, что идея и в самом деле плодотворна. Детям захотелось самореализоваться не только как читателям и иллюстраторам сказок, но и продемонстрировать свои собственные творческие задатки в виде презентаций, поделок, постановок, видеоклипов и других форм. Такие формы проведения конкурса можно всячески приветствовать. Но перекос в формальную, чисто внешнюю его сторону нежелателен. По форме представления работ этот конкурс гораздо богаче прежнего. Радует, что участвовали в нём представители самых разных регионов страны, что он оказался равно интересен детям и крупных городов, и небольших деревенек, а дети везде проявили талант в равной мере.
Но видны и слабые места. Желающих участвовать в конкурсе оказалось втрое меньше, чем 15 лет назад, их собственноручный вклад более скромен, он выразился в основном только рисунками, а рисунки эти беднее и по замыслу, и по исполнению. Создаётся впечатление, что усилия были направлены в основном на то, чтобы представить свои результаты как можно зрелищнее. Недаром в техническом оформлении работ явно просматривается рука взрослых, тогда как дорого, чтобы участник конкурса буквально всё сделал своими руками. Вот почему хотелось бы, чтобы в следующий раз, когда техника разовьётся ещё больше, свои рисунки и написанные от руки сочинения демонстрировали с экрана крупным планом.
При всём том мне хочется от души поздравить всех, кто приобщился к конкурсу, – от его участников и победителей до руководителей детского чтения, членов жюри и РШБА в целом во главе с её душой и движущей силой – Татьяной Дмитриевной Жуковой. И пусть вызревают идеи для следующего такого конкурса: как известно, Бог троицу любит.
Положение о конкурсе:
смотреть тут
Список победителей и лауреатов конкурса:
загрузить тут
Дипломы победителей и лауреатов конкурса, сертификаты участников:
загрузить тут