Книгам – вторую жизнь!
Итоги конкурса «Книжкина больница»
Обращение с книгами приготовляет к обращению с людьми. И то, и другое равно необходимо
Историк Н. М. Карамзин
Лучшее лекарство для книги – бережное к ней отношение
Ксения Муртузалиева, 1 класс СОШ № 24, г. Чебоксары
Книги – это переплетённые люди
Марина Исламова, 4а, г. Чапаевск
Закончился Всероссийский детский конкурс по культуре обращения с книгой «Книжкина больница», объявленный
журналом «Читайка». Журнал отмечал, что Книжкина больница открылась в тяжелейшие для школьных библиотек времена, когда новых книг поступает очень мало. Тем важнее сохранить имеющиеся! Врачом в ней мог стать каждый желающий. Требовалось вылечить хотя бы одну книгу и прислать фотографии своей «пациентки» до и после лечения. Ребят, приславших лучшие работы, «Читайка» обещал отметить Дипломом книжного доктора. По условиям конкурса помимо вылеченных книг, следовало:
- Написать сочинение: сказку или историю в защиту книги.
- Нарисовать плакат, из которого было бы понятно, как надо или как не надо обращаться с книгой.
- Прислать видеоклип или просто компьютерную презентацию о правильном обращении с книгами.
- Сообщить сколько книг вылечено, перечислить авторов и названия этих книг, рассказать о самой интересной из них.
К работе можно было привлекать друзей, родственников, учителей. От библиотекарей мы ждали рассказов о том, как они организовали эту работу, с какими трудностями встретились и как их преодолевали.
Поступило 158 конкурсных работ, включая и коллективные, из разных регионов России – от Причерноморья до Дальнего Востока. В работе принял участие 561 ученик. Наибольшую активность проявили девочки- учащиеся начальных классов. Организаторами в большинстве были школьные библиотекари, помощь в работе учащимся оказали 37 учителей. В этом благородном деле приняли участие 26 мам, пап, бабушек и один дедушка, которым по условиям конкурса разрешалось помогать детям.
Из библиотекарей особо отметим: Валентину Афанасьевну Морелёву и классного руководителя Альфию Халиловну Ахметзянову (г. Чебоксары), Ольгу Алексеевну Бузынникову (г. Пыть-Ях Тюменской области), Ольгу Анатольевну Лютову (г. Чапаевск Самарской области), которые подготовили большое количество участников конкурса.
Самым активным регионом в организации конкурса оказалась Тюменская область, откуда пришли 24 работы, в следующую пятёрку попали: Саха-Якутия – 12 работ, Республика Чувашия – 11 работ, Самарская область – 10 работ, Свердловская область – 9 работ, Республика Башкортостан – 7 работ.
Участниками конкурса прислано 46 презентаций, 4 сценария, 189 сочинений, 12 стихотворений, 8 фильмов, более 250 фотографий, более 200 плакатов, памятки читателям, песни. Участники вылечили 1693 книги. Многие из присланных работ заслуживают публикации на страницах журнала «Читайка».
Повышение уровня книжной культуры – основной итог конкурса
Но главный эффект всё же в ином – в том, что юные участники конкурса повысили уровень своей книжной культуры, научились сопереживать близким.
Качественный анализ конкурса
В основном участниками оказались ученики второго – четвёртого классов. Самые младшие – первоклассники, самые старшие – выпускники, но, надо сказать правду, последних – считанные единицы.
Подводить итоги оказалось затруднительно. Но одновременно и радостно. Практически из каждой работы можно черпать и черпать свежие мысли, видеть остроумные рисунки, читать оригинальные сказки и так далее. В итоговой статье хотелось бы дать как можно большее представление о творчестве наших талантливых участников конкурса. Многое из этого библиотекари могут использовать при воспитании у своих читателей культуры бережного обращения с книгой.
Об участниках конкурса и их работах
Самые взрослые участники конкурса – 17–летние Андрей Полянский и Вячеслав Титов из Санкт–Петербурга. Они учатся в 11–м классе специальной школы–интерната с ограниченными возможностями здоровья. Они в течение нескольких лет обучаются картонажному делу и уже отремонтировали по 25 – 30 книг. По окончании школы ребята продолжат обучение в Профессионально–реабилитационном лицее по специальности переплётчик.
По итогам конкурса жюри отмечает самых лучших участников и их руководителей и награждает Дипломами следующих конкурсантов:
- Александр Сергеевич Тихонов – ученик 4 класса СОШ № 3 г. Юрга Кемеровской области,
- Вячеслав Евгеньевич Сабаев – ДОУ № 6 г. Ишим Тюменской области,
- Анастасия Евгеньевна Шавырина – ученица 3в класса МОУ СОШ № 34 г.Златоуста,
- Игорь Кукушкин] – ученик 1 класса ГОУ СОШ № 24 г. Чебоксары Чувашской Республики,
- Анастасия Сергеевна Вязовских – ученица 2 класса МОУ СОШ №2 г. Заводоуковска Тюменской области,
- Андрей Полянский – ученик 11а класса спецшколы-интерната № 37 г. Санкт-Петербурга,
- Вячеслав Титов – ученик 11а класса спецшколы-интерната № 37 г. Санкт-Петербурга,
- Елена Алексеевна Николаева – учитель начальных классов СОШ № 1 г. Кашин Тверской области,
- Татьяна Анатольевна Зайцева – заведующая библиотекой СОШ № 20 г. Ангарск Иркутской области.
Кроме дипломов все победители конкурса будут награждены годовой подпиской на журнал «Читайка».
Выводы
Закончу обзор поступивших работ словами заведующей библиотекой СОШ № 12 с углублённым изучением отдельных предметов г. Орехово-Зуева Светланы Анатольевны Козловской: «“Книжкина больница” для ребят – это и игра, и труд, и познавательный урок, с помощью которого они ненавязчиво научились любить, ценить, сочувствовать и бережно относиться к книгам. Работа по ремонту книг, а в их число вошли самые любимые и дорогие читателям, получила второе дыхание, и случилось это благодаря конкурсу. Скучное занятие – ремонт книг – превратилось в интереснейшее дело!»
Удачи вам в новых конкурсах «Читайки»!
Председатель жюри
доктор педагогических наук,
профессор Ю. Н. Столяров
Пресс-служба РШБА