10.03.2011
Вебинар «Наша новая школьная библиотека»
25 февраля состоялся вебинар «НАША НОВАЯ ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА».
Организаторы: Международная академия бизнеса и новых технологий (МУБиНТ, Ярославль) , Государственная публичная научно-техническая библиотека (ГПНТБ России) и Русская школьная библиотечная ассоциация (РШБА).
Вебинар был посвящен актуальным вопросам работы школьных библиотек: государственная политика по регулированию и поддержке школьных библиотек, требования современного образования и нового стандарта общего образования, компетенции школьного библиотекаря, существующие возможности для повышения квалификации, примеры инновационной корпоративной работы школьных библиотек.
В ходе вебинара было зафиксировано 80 точек подключения, в том числе из Украины, Беларуси. Во многих городах в институтах повышения квалификации, методических центрах и других учреждениях было организовано коллективное подключение библиотекарей во время семинаров. По самым скромным подсчетам в вебинаре приняли участие более 300 человек в режиме онлайн.
Открыл обсуждение директор Департамента образования г. Рыбинска В.В. Юдин. В своём выступлении «Новое образование – «Наша новая школа» – Новая библиотека» он подчеркнул, что вместе со сменой эпохи изменились и подходы к образованию, появились новые его черты – это и личностно-ориентированный подход, и субъектно-ориентированный тип педагогического процесса, и открытое образование. Эти новые особенности призваны помочь сформировать в каждом учащемся индивидуальную, творческую личность, способную к активной самореализации, способную ставить цели и быть ответственной за принимаемые решения. Для этого концепт «Наша новая школа» должен быть нацелен на активное использование в образовательном процессе передовых инновационных технологий, как то использование в обучении проектной деятельности и метода портфолио, обучение по индивидуальным образовательным траекториям, нацеленность на повышение информационной грамотности и компетентности обучающихся и др.
В организации образовательного процесса также появилось много изменений – факультативы, предметы по выбору, рейтинговая оценка, дополнительные образовательные программы. Да и средства обучения прошли существенную эволюцию – от доски и мела до интернет-обучения (E-learning). С развитием поисковых и справочных интернет-систем появляется возможность быстрого доступа к обширнейшим источникам информации – базам данных, электронным библиотекам, образовательным сайтам. Существенно расширяют возможности обучения применение интегрированных обучающих сред. В школьных библиотеках всюду осваиваются библиотечные системы – Ирбис, 1С-библиотека, MARK SQL.
Появилась острая необходимость комплексной электронной поддержки образования, включающей систематическое обновление программного обеспечения и информационного контента.
Решением Муниципального совета города Рыбинска в 2008 году была принята на вооружение Городская целевая программа развития системы образования на 2009 – 2012 годы, согласно которой школьная библиотека становится информационным центром школы, обеспечивающим организационно-технологическую поддержку E-learning: помощь в обеспечению доступа к информационных ресурсам; помощь в поиске необходимой информации (сервисы); помощь по пользованию компьютером и базовыми прикладными программами; тьюторская поддержка обучающихся.
На наш взгляд Владимир Владимирович в своем выступлении продемонстрировал блестящее практическое решение (причем на муниципальном уровне) вопросов, связанных с реорганизацией и модернизацией школьной библиотеки в составе образовательного учреждения, направленное на реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта, где в пункте 27 (как действующего для начальной школы, так и проекта для старшей) достаточно подробно расписаны роль и функции школьной библиотеки в реализации образовательной программы школы.
Этому разговору, показанному в телеэфире, предшествовало немало событий, среди которых были две встречи с Министром в 2010 году и встреча с Л.А. Путиной в январе 2011 г. во время которой шёл заинтересованный разговор как о будущем новой школьной библиотеки, её роли в развитии «Новой школы», так и о проблемах сегодняшнего дня – статусе библиотекаря, о его профессиональной переподготовке, о необходимых условиях для эффективной работы.
Татьяна Дмитриевна призвала заинтересованных специалистов и школьных библиотекарей сосредоточиться на вопросах и предложениях, которые помогут создать концептуально осмысленную модель школьной библиотеки XXI века, опираясь как на опыт собственных инновационных проектов, так и зарубежных коллег. В ожидании решения о государственной поддержке школьных библиотек мы должны продемонстрировать готовность нашего профессионального сообщества к грядущим переменам, понимание вектора правильного пути развития школьных библиотек вместе с профессией школьного библиотекаря, заняться, наконец, содержанием работы.
В этой связи одной из первоочередных задач является создание комплексной системы подготовки и переподготовки кадров, которая будет играть ключевую роль как в период введения новой квалификации «библиотекарь-педагог», так и в решении сопряженных вопросов о количестве ставок и профильной специализации сотрудников школьной библиотеки, об укреплении методической поддержки и подготовке корпуса «тьюторов». И здесь опыт академии МУБиНТ, Ярославского областного ИРО, Департамента образования г. Рыбинска играет неоценимую роль, демонстрируя то, как можно и нужно практически строить работу в регионах, чтобы реализовать заложенные в Стандартах образования требования к современной школьной библиотеке, укрепление и модернизация которой является одним из основных условий реализации самих стандартов.
В рамках общественных обсуждений нового проекта Закона об образовании в Комитете по образованию Государственной Думы Российской Федерации принято решение, что круглый стол «Школьная библиотека и Закон об образовании», посвященный вопросам школьных библиотек, состоится в апреле 2011 года. Это важное мероприятие пройдёт в режиме web-конференции и уже достигнута договорённость об организации прямого подключения во время круглого стола профильных комитетов региональных Законодательных собраний всех субъектов Российской Федерации. Участники, имеющие практику инновационных преобразований школьной библиотеки и преодоления барьеров на этом пути, имеют возможность напрямую поделиться своим опытом. Есть время подготовить серьёзные выступления чтобы интересный региональный опыт лёг в основу как общегосударственных, так и местных законодательных решений, опираясь на которые не только Правительство РФ, но и Губернаторы регионов могли бы осуществлять финансовую поддержку наших преобразований, так как очень многие вопросы, касающиеся темы преобразования школьных библиотек, относятся к компетенции субъектов Российской Федерации.
Участники вебинара не только слушали и смотрели выступления докладчиков, но и активно общались в чате, задавали вопросы, высказывали пожелания и предложения. По окончании вебинара в анкете слушатели оценили его как полезный, выразили свое мнение об основных проблемах школьных библиотек и пожелания по тематике последующих вебинаров.
Запись вебинара
Список городов участников: Балаково, Вологда, Воронеж, Гаврилов Посад, Днепропетровск, Духовницкое, Екатеринбург, Закаменск, Иваново, Иркутск, Карпинск, Киев, Минск, Москва, Муромцево, Мухоршибирь, Нижневартовск, Новоуральск, Новочеркасск, Новый Оскол, Новый Уоян, Пермь, Рыбинск, Санкт-Петербург, Саратов, Северобайкальск, Сергиев Посад, Стерлитамак, Сургут, Тольятти, Тутаев, Челябинск, Ярославль.
Ещё на эту тему:
Обсудить в блоге
Пресс-служба РШБА