23.03.2011
Межвузовская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы детской литературы и читательского развития юного поколения»
23 марта 2011 г. кафедрой литературы и библиотечной работы для детей и юношества БИИН (МГУКИ) при поддержке Русской школьной библиотечной ассоциации (РШБА) была проведена Межвузовская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы детской литературы и читательского развития юного поколения». Заседание объединило в себе как исследователей детской литературы, так и библиотековедов, изучающих особенности библиотечной работы с детьми и юношеством.
Открыла конференцию директор Библиотечно-информационного института МГУКИ, доктор педагогических наук, профессор, Татьяна Викторовна Кузнецова, отметившая одной из приоритетных задач в становлении современной культуры — решение проблемы читательского развития юного поколения и значимости в этой работе детских библиотек. Николай Иванович Неженец, зав. кафедрой литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством МГУКИ, доктор филос. наук, профессор, также подчеркнул значимость художественной литературы и книги, в целом, в воспитании юного читателя составляющего культурный потенциал будущего нашей страны.
Среди гостей конференции наибольший интерес представляет выступление Н.А. Барсуковой, кандидата исторических наук, доцента кафедры филологического образования Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, зав. учебно-методическим кабинетом по работе с библиотеками, издательствами и СМИ. В своем докладе — «Структурно-функциональная модель социального партнерства как средства развития культуры чтения и информационной культуры учащихся сельской школы» — ученый не только рассказала об интересном опыте Ульяновской области в деле повышения читательского развития, но и затронула актуальные проблемы обновления деятельности детских библиотек на селе.
Своим опытом по формированию интереса к книге в детской и юношеской аудитории поделились и библиотекари-практики, обучающиеся в МГУКИ на заочном отделении. Так, А.А. Шахова, зав. отделом литературы на иностранных языках Дмитровской центральной межпоселенческой библиотеки, в докладе «Массовые мероприятия как средство продвижения чтения среди юношества», рассказала о сотрудничестве библиотеки с культурными иностранными центрами и посольствами (Норвежским информационным центром, Латиноамериканским, Индийским, Американским культурными центрами, Японским отделом культуры, посольством Южно-Африканской Республики, посольством Аргентины), о проекте «Чайные традиции народов мира», включающем как встречи с официальными представителями указанных стран, так и совместное проведение с издательством «Вокруг света» викторины «По стране изучаемого языка» среди учащихся 7-11 классов общеобразовательных школ Дмитровского района.
Практический опыт обобщила Т.Д. Жукова, президент Русской школьной библиотечной ассоциации, рассказав о современном состоянии в области читательского развития в рамках школьных библиотек, о сотрудничестве РШБА с государственными структурами (Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации) по созданию «Концепции развития библиотечного дела в российской федерации до 2015 года», а также о развитии и значимости печатных органов («Школьная библиотека», «Семейное чтение», «Читайка», «Крылья», «Юный краевед», «Краеведческий альманах»).
Преподаватели кафедры освещали теоретические аспекты темы конференции. Выдающийся ученый современности в области изучения библиотечной работы с детьми и юношеством, доктор педагогических наук, профессор, Г.А. Иванова, зав. сектором кафедры литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством, в докладе «Научно-методические подходы в воспитании детей и подростков творческими учащимися», говорила о таких инновационных направлениях работы с юным читателем как, например, создание авторских проектов и программ с активизацией чтения детей и подростков, или, использование новых информационных технологий как необходимого условия приобщения детей и подростков к чтению и развитию у них информационной культуры, и другие.
И.М. Немчина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством, обосновывала роль чтения и библиотеки в жизни современного школьника. По-прежнему актуальной проблемой остается подготовка кадров по квалификации «Библиотечно-информационная деятельность» 052700 со специализацией «Организация деятельности детских, школьных и юношеских библиотек». В частности, Е.В. Полевина, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством, раскрыла данный аспект в своем в докладе «Курс иллюстрации детской книги в читательском развитии подрастающего поколения».
Освещая проблему истории преподавания курса «История русской детской литеры», вообще, и в Институте культуры (МГУКИ), в частности, А.С. Матвеева, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством, посвятила свой доклад — «А.П. Бабушкина — теоретик и историк детской литературы» — выдающемуся ученому, теоретику детской литературы и первой заведующей кафедры детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством (МГУКИ), Антонине Петровне Бабушкиной.
Важно, что на конференции обсуждались и вопросы теории детской литературы, например, Л.Я. Зиман, кандидат педагогических наук, доцент кафедры литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством в докладе «Научно-познавательный материал в абсурдных сюжетных перипетиях» анализировал особенности перевертыша как поэтического жанра в творчестве разных поэтов.
Таким образом, заседание конференции показало, что вопросы теории детской литературы и читательского развития юного поколения волнуют как специалистов вузов (МГУКИ, МГПУ, Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования и др.), так и практиков, работников библиотек (ЦБС «Кунцево», Хасавюртовская городская ЦБС (заочное участие), Дмитровская центральная межпоселенческая библиотека и др.).
При подведении итогов работы конференции было решено, что, занимаясь сегодня проблемами читательского развития, крайне необходимо изучать и обобщать современный опыт такой работы школьных библиотек, модульных библиотек, Центральных библиотечных систем, методических центров, располагающихся как в столичном регионе, так и в других областях нашей страны. Вместе с этим нельзя забывать о развитии литературоведения и в частности, теории детской литературы, поэтому, заботясь о читательском развитии юного поколения, важно совмещать достижения в области филологического знания и библиотековедческого.
Источник информации: А.С. Матвеева, ст. преп. кафедры литературы и библиотечной с детьми и юношеством МГУКИ, к.ф.н.