Вход в Личный Кабинет РШБА
Наши контакты: тел.: 8 903 615-90-36, эл.почта: rusla@rusla.ru
   
 
 
 
 


Издания РШБА:

ЖУРНАЛ «ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА»:

НОВЫЕ КНИЖНЫЕ ИЗДАНИЯ:

  

ВЫСТАВКИ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ:

 

Партнеры

      
     
   
         

 

Прошедшие события

10.11.2011

Вебинар «Комплексный проект по развитию школьных библиотек в рамках ФЦПРО. Электронный мониторинг: цели, задачи, направления»

Основные ведущие семинаров:

  • Т.Д. Жукова, руководитель проекта, президент Русской школьной библиотечной ассоциации,
  • В.Е. Журавлев, директор по региональным проектам Русской школьной библиотечной ассоциации,
  • Б.И. Маршак – консультант проекта по IT-технологиям. 

План проведения семинара для региональных операторов

Название этапа/ форма проведения

Время

Ответственный

за проведение

1.

Цели и задачи проекта, сроки проведения основных мероприятий проекта, участие субъектов Российской Федерации

15 минут

Т.Д. Жукова

2.

Характеристика программного обеспечения, необходимого для заполнения форм электронного мониторинга

15 минут

В.Е. Журавлев

3.

Подходы к изучению и анализу деятельности школьных библиотек. Краткая характеристика основных исследований в области школьных библиотек за 10 лет.

15 минут

Т.Д. Жукова

4.

Современные подходы к повышению квалификации педагогических и административных

работников образовательных учреждений,

принимающих участие в проекте. Новые возможности непрерывного образования школьных библиотекарей, дистанционные формы и др.

15 минут

Т.Д. Жукова

5.

Заполнение отчетов регионального уровня в рамках Мониторинга

15 минут

В.Е. Журавлев

6.

Он-лайн консультация по заполнению отчетов регионального уровня

10 минут

В.Е. Журавлев

7.

Заполнение отчетов уровня ОУ мониторинга

15 минут

В.Е. Журавлев

8.

Он-лайн консультация по заполнению отчетов уровня общеобразовательного учреждения

10 минут

В.Е. Журавлев

9.

Заполнение отчетов муниципального уровня и уровня ОУ мониторинга

15 минут

В.Е. Журавлев

10.

Он-лайн консультация по заполнению отчетов муниципального уровня, уровня ОУ

10 минут

В.Е. Журавлев

11.

10 ноября

Круглый стол «Наша новая школьная библиотека»

50 минут

Т.Д. Жукова

12.

25 ноября Круглый стол

«Федеральный закон об Образовании в Российской Федерации» и школьные библиотеки»

50 минут

Т.Д. Жукова

13.

Подведение итогов семинара

10 минут

Т.Д. Жукова

Документы семинара

Презентация

10 ноября 2011 года в рамках дистанционного семинара «Комплексный проект по развитию школьных библиотек в рамках ФЦПРО. Электронный мониторинг: цели, задачи, направления» состоялся круглый стол «Наша новая школьная библиотека».

Основные выступающие:

  • Жукова Т.Д. Миссия библиотеки в школе 21 века (Русская школьная библиотечная ассоциация, Москва)
  • Маршак Б.И. Новые горизонты школьных библиотек (Государственная публичная научно-техническая библиотека России, Москва)
  • Юдин В.В. Новое образование – новая школа – новая библиотека (Департамент образования, Рыбинск)
  • Соколова Ю.В. Новая школа – «новый?» библиотекарь (Международная академия бизнеса и новых технологий (Академия МУБиНТ), Ярославль)
  • Кюребекова М.Н. Методическое сопровождение школьных библиотек Институтом развития образования Ярославской области (Институт развития образования, Ярославль)
  • Токмаков В.В. (предварительно) Корпоративный проект школьных библиотек (AVD, Екатеринбург)

Основные темы круглого стола:

  • актуальные вопросы работы школьных библиотек,
  • государственная политика по регулированию и поддержке школьных библиотек,
  • требования современного образования и нового стандарта общего образования,
  • компетенции школьного библиотекаря,
  • возможности для повышения квалификации,
  • примеры инновационной корпоративной работы школьных библиотек.

Количество участников

В ходе семинара было зафиксировано 100 точек подключения.

В семинаре приняло участие 100 человек в режиме онлайн, в том числе 41 специалист региональных органов управления образованием и 59 человек – специалисты библиотек общеобразовательных учреждений, методисты и др. 

Состав участников семинаров:

  • специалисты муниципальных и региональных органов управления образованием;
  • библиотекари общеобразовательных учреждений;
  • представители администрации общеобразовательных учреждений;
  • специалисты Министерства образования и науки Российской Федерации;
  • эксперты и экспертные организации.

Основные тезисы выступающих:

Директор Департамента образования г. Рыбинска В.В. Юдин. В своём выступлении «Новое образование – «Наша новая школа» – Новая библиотека» он подчеркнул, что вместе со сменой эпохи изменились и подходы к образованию, появились новые его черты – это и личностно-ориентированный подход, и субъектно-ориентированный тип педагогического процесса, и открытое образование. Эти новые особенности призваны помочь сформировать в каждом учащемся индивидуальную, творческую личность, способную к активной самореализации, способную ставить цели и быть ответственной за принимаемые решения. Для этого концепт «Наша новая школа» должен быть нацелен на активное использование в образовательном процессе передовых инновационных технологий, как то использование в обучении проектной деятельности и метода портфолио, обучение по индивидуальным образовательным траекториям, нацеленность на повышение информационной грамотности и компетентности обучающихся и др.

В организации образовательного процесса также появилось много изменений – факультативы, предметы по выбору, рейтинговая оценка, дополнительные образовательные программы. Да и средства обучения прошли существенную эволюцию – от доски и мела до интернет-обучения (E-learning). С развитием поисковых и справочных интернет-систем появляется возможность быстрого доступа к обширнейшим источникам информации – базам данных, электронным библиотекам, образовательным сайтам. Существенно расширяют возможности обучения применение интегрированных обучающих сред. В школьных библиотеках всюду осваиваются библиотечные системы – Ирбис, 1С-библиотека, MARK SQL.

Появилась острая необходимость комплексной электронной поддержки образования, включающей систематическое обновление программного обеспечения и информационного контента.

Решением Муниципального совета города Рыбинска в 2008 году была принята на вооружение Городская целевая программа развития системы образования на 2009 – 2012 годы, согласно которой школьная библиотека становится информационным центром школы, обеспечивающим организационно-технологическую поддержку E-learning: помощь в обеспечению доступа к информационных ресурсам; помощь в поиске необходимой информации (сервисы); помощь по пользованию компьютером и базовыми прикладными программами; тьюторская поддержка обучающихся.

Т.Д. Жукова отметила необходимость разработки концептуально осмысленной модели школьной библиотеки XXI века, опираясь как на опыт собственных инновационных проектов, так и зарубежных коллег.

Было также отмечено, что одной из первоочередных задач является создание комплексной системы подготовки и переподготовки кадров, которая будет играть ключевую роль как в период введения новой квалификации «библиотекарь-педагог», так и в решении сопряженных вопросов о количестве ставок и профильной специализации сотрудников школьной библиотеки, об укреплении методической поддержки и подготовке корпуса «тьюторов».

На Форуме «Михайловское 2011» одна из секций была посвящена вопросу системы переаттестации школьных библиотекарей, где шел разговор обо всей процедуре перехода на новую квалификацию «Педагог-библиотекарь».

В рамках общественных обсуждений нового проекта Закона об образовании в Комитете по образованию Государственной Думы Российской Федерации в апреле 2011 года состоялся круглый стол «Школьная библиотека и Закон об образовании», посвященный вопросам школьных библиотек.

Это важное мероприятие прошло в режиме web-конференции и уже достигнута договорённость об организации прямого подключения во время круглого стола профильных комитетов региональных Законодательных собраний всех субъектов Российской Федерации.

Президент РШБА особо отметила в своём докладе, что наряду с неизбежным ростом хранения и представления информации в электронном виде, роль книги в формировании творческой, читающей личности ребёнка ещё долго будет значительной. Именно поэтому в школьных библиотеках даже самых технологически развитых стран формированию книжной коллекции уделяется огромное внимание. Существует закономерность: чем выше уровень развития ИКТ в стране, тем более высокую строчку она занимает в развитии издательского дела. Наверное и результаты международных исследований PISA как-то тоже связаны с этим? Сейчас идет переходный период, на протяжении которого будет происходить оцифровка книг, решаться правовые вопросы, сокращаться технологическое отставание. Поэтому, обновлению книжной коллекции школьной библиотеки прежде всего детской и подростковой художественной литературой, произведениями современных авторов, пополнению периодикой, справочно-энциклопедическими изданиями должно уделяться особое внимание, что, собственно, прописано в пункте 27 ФГОС.

Развитие школьной библиотеки не должно ограничиваться только обновлением книжной коллекции. В мировой практике современная школьная библиотека сегодня трансформируется в библиотечно-информационный центр, становится «надпредметным» кабинетом, в открытое пространство которого в свободном доступе интегрирована информация на всех носителях. Техническое оснащение и площадь читальных залов позволяют проводить интегрированные уроки для нескольких классов одновременно, и проводить такие уроки помогает, наряду с учителями-предметниками, библиотекарь-педагог.

Что касается тотального перехода школ на использование в образовательном процессе электронного контента, то Б.И. Маршак – заместитель Генерального директора ГПНТБ России – оценил это коротко: «Это плохо. Мы не просто теряем библиотеки – мы теряем возможность давать полноценное образование». Вчерашние школьники, приходя в вузы, демонстрируют слабое умение правильно работать с информацией, при её поиске они не вычитывают контент и довольствуются тем, что найдено поисковыми программами по прямым запросам. Учеников общеобразовательной школы при использовании электронных средств обучения нужно учить работать с электронным контентом! Хочется добавить к сказанному, что для этого они должны уметь работать с текстом, т.е. попросту быть подготовленными читателями.

Б.И Маршак отметил, что по своей сути школьная библиотека ничем не отличается от других библиотек – в ней протекают такие же процессы и развивается она по таким же законам, что и всё библиотечное сообщество. Поэтому и с технической точки зрения программное обеспечение для автоматизации школьных библиотек не должно разрабатываться специально, должно быть высокотехнологично, хорошо опробовано в библиотечном мире, но, все же, позволять учитывать некоторые технологические особенности школьной библиотеки. Этим требованиям полностью соответствует автоматизированная библиотечная система «ИРБИС».

В свете стоящих перед школьными библиотекарями задач новые технологии должны не усложнять жизнь библиотекарю, заставляя заниматься рутинной работой по формированию электронного каталога, а освобождать его время для решения творческих задач. Отсюда и новый подход к автоматизации – снимая дополнительную нагрузку, давать как можно больше сервисов, что возможно только при корпоративном взаимодействии школьных библиотек с профессиональным библиотечным сообществом на базе профессиональных библиотечных систем, с использованием высоких технологий и с привлечением специалистов-профессионалов, активно помогающим школьным библиотекарям участвовать в процессе автоматизации. В том числе, предполагается встраивание системы обучения в общую систему подготовки-переподготовки библиотечных кадров.

О практическом внедрении АБИС «ИРБИС» в рамках развития проекта «Система корпоративного взаимодействия школьных библиотек» рассказал директор компании «AVD-SYSTEMS» (Екатеринбург) В.В. Токмаков. Основной идеей проекта является организация полноценного представительства в межрегиональной корпоративной сети библиотек общеобразовательных учреждений и информационно-методических центров системы среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального образования. Проект предполагает создание в регионе Базового библиотечного центра (ББЦ), осуществляющего методическое, технологическое и информационное администрирование. ББЦ выполняют функции координации информационных потоков входящих в него структур, предоставляющих свободный доступ к ресурсам сети всем пользователям библиотечной системы – учителям, учащимся, руководителям системы образования, методистам и др. на основе эталонных электронных каталогов.

В качестве «стартового бонуса» школам предлагается создать свой собственный электронный каталог учебной литературы с использованием бесплатного модуля «Книгообеспеченность», который предназначен для формирования сводной базы данных по обеспеченности образовательных учреждений территориального образования любого уровня учебной литературой на основании действующего Федерального перечня учебных изданий. Территориальные органы Управления образования получают бесплатную возможность получения реальной картины обеспеченности образовательных учреждений учебной литературой и прогнозирования обновления фондов библиотек. Школьные библиотеки при этом получают бесплатную возможность создания своего электронного каталога учебной литературы, не занимаясь рутинной работой по вводу библиографических данных и при этом соответствующего библиотечным стандартам.

Ю.В. Соколова, Директор информационно-библиотечного центра Академии МУБиНТ представила анализ того, как с введением новых образовательных стандартов должна измениться школьная библиотека как система: какие новые требования возникают к основным её элементам – информационные ресурсы, клиенты, материально-техническая база, персонал. Какими видами компетенций должны обладать школьные библиотекари, прошедшие переподготовку, или пришедшие со студенческой скамьи? Особенно было выделено, что наряду с профессиональными навыками особое значение будут иметь компетенции в области стратегического менеджмента, IT, новых педагогических технологий. 

Запись вебинара 

Материалы презентаций докладчиков

Ещё на эту тему:


Пресс-служба РШБА


Возврат к списку

     

© 2007 «Русская Школьная Библиотечная Ассоциация»
Все права защищены