eng
Наши контакты: тел.: 8 903 615-90-36, эл.почта: rusla@rusla.ru
   
 

 

                     Издания РШБА                    

ЖУРНАЛ "ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА":

НОВЫЕ КНИЖНЫЕ ИЗДАНИЯ:

  

ВЫСТАВКИ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ:

 

Смотрите также:
Партнеры
 

Прошедшие события

01.06.2009

Школьные библиотеки — на повестке дня в Государственной Думе 

Москва

1 июня 2009 года в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации состоялись Парламентские слушания на тему «Законодательное обеспечение деятельности библиотек общеобразовательных учреждений в сфере духовно-нравственного воспитания детей».

Слушания, посвященные проблемам школьных библиотек, были инициированы Русской школьной библиотечной ассоциацией. Организаторами выступили три комитета Государственной Думы: Комитет по вопросам семьи, женщин и детей, Комитет по культуре, Комитет по образованию.

Обсуждались актуальные вопросы законодательного регулирования деятельности школьных библиотек как важнейшей системы формирования духовно-нравственного мира ребёнка, развития его интеллектуальных и творческих способностей, а также создания организационных и ресурсных условий для преодоления кризисного состояния самой крупной библиотечной сети страны и обеспечения нового качества информационно-библиотечного обслуживания учащихся. В дискуссии принимали участие депутаты, представители органов государственной власти и общественности, ученые-библиотековеды, специалисты управлений образования, директора школ, методисты по фондам школьных библиотек, заведующие школьными библиотеками почти из 30 регионов России, представители ряда издательств, писатели. На слушаниях присутствовало более 200 человек.

Открывая заседание, председательствующий Надежда Васильевна Герасимова, заместитель Председателя Государственной Думы отметила, что «чтение способно воспитать духовность и культуру, развить интеллект у ребенка. От того, как и где будет привита ребенку любовь к чтению, зависит, каким он войдет в мир познания, поэтому так необходимо развивать именно школьные библиотеки. Школьные библиотеки должны стать не просто хранилищем книг, но информационным, культурным и досуговым центром для учащихся».

От Общественного Комитета содействия развитию библиотек выступил Ответственный секретарь Виктор Васильевич Федоров, генеральный директор Российской государственной библиотеки. В числе ключевых проблем библиотек назвал проблемы кадров и фондов. «Фонды старятся, в лучшем случае пополняются строго по школьной программе. Но задача школьной библиотеки шире, чем только образование». Вместе с тем, по его словам, в вопросе комплектования библиотечных фондов нельзя целиком полагаться на вкус библиотекаря. «Должно быть какое-то выработанное профессиональным сообществом и утвержденное министерством ядро: что непременно должно быть в школьной библиотеке, без чего она не должна существовать». Он предложил включить комплектование фондов школьных библиотек в параметры оценки работы директора школы.

Елена Борисовна Мизулина, Председатель Комитета по вопросам семьи, женщин и детей в своем выступлении подчеркнула, что школьная библиотека может и должна стать не только информационным, но воспитательным центром, и предложила внести в закон об образовании поправки, обязывающие учредителя образовательного учреждения регулярно обновлять библиотечные фонды. По ее словам, необходимо также обновить положение о школьной библиотеке, повысить статус школьного библиотекаря.

Григорий Петрович Ивлиев, Председатель Комитета по культуре отметил, что именно школьные библиотеки, составляющие более половины от общего числа библиотек, «формируют читающего человека». По его мнению, «школьная библиотека должна научить ребенка читать книгу». Он указал и на противоречие между публичным интересом широкого доступа к знаниям, бесплатного предоставления возможности чтения книг и законодательством, которое ограничивает такие возможности, не точно регулируя права авторов на произведения. Предстоит «найти баланс между необходимой и обязательной защитой прав авторов и способами предоставления их произведений бесплатно через библиотечную систему для всего общества». Председатель Комитета по культуре высказался за «более осознанное» формирование библиотечных фондов.

Александра Васильевна Очирова, Председатель Комиссии Общественной палаты по социальным вопросам отметила, что создание современных библиотек в условиях формирования информационного общества - сложный процесс, и необходимо учитывать возможные негативные последствия. «Компьютер для ребенка и для взрослого человека ослабляет общение, - сказала она. - Великую литературу нельзя воспринимать по компьютеру».

С основными докладами на слушаниях выступили Светлана Леонидовна Тетерина, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации и Татьяна Дмитриевна Жукова, Президент Русской школьной библиотечной ассоциации (см. доклад Т.Д. Жуковой).

Светлана Леонидовна Тетерина напомнила, что все школы в России подключены к сети Интернет. Повышению социального статуса и увеличению заработной платы библиотечных работников общеобразовательных учреждений, по её словам, «будет способствовать переход на новую систему оплаты труда, которая успешно внедряется в регионах страны». Она также заявила, что Министерство образования и науки готово «рассмотреть обоснование» для введения должности «библиотекарь-педагог» и предложить Минздравсоцразвитию дополнить список должностей работников сферы образования.

Татьяна Дмитриевна Жукова отметила, что около 40 процентов российских семей не имеют дома ни одной книги, предложила в системе антикризисных мер предусмотреть меры по поддержке школьных библиотек. Она представила подготовленный ассоциацией общественно-государственный проект Концепции развития библиотек общеобразовательных учреждений до 2015 года.

На слушаниях выступали также Владимир Александрович Александров, начальник департамента по взаимодействию со СМИ аппарата Полномочного представителя Президента в Центральном федеральном округе, член Общественной палаты, директор Центра образования «Царицино» №548 г. Москвы Ефим Лазаревич Рачевский, а также заведующие ряда школьных библиотек из некоторых регионов России и методисты по фондам школьных библиотек и др. (см. Порядок ведения парламентских слушаний).

 

 

По итогам обсуждения был выработан проект Рекомендаций органам государственной власти. В течение месяца проекты Концепции и рекомендаций будут дорабатываться.

По мере поступления фрагменты выступлений и впечатления участников Парламентских слушаний будут помещаться на портале.

Дополнительная информация на сайте Государственной Думы РФ: www.duma.gov.ru

Пресс-релиз

Хроника событий

ФОТОРЕПОРТАЖ

Полный доклад Т.Д. Жуковой

Порядок ведения Парламентских слушаний

Рекомендации Парламентских слушаний

Концепция развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года

План мероприятий по улучшению библиотечного дела в общеобразовательных учреждениях (ОУ) и совершенствованию практики информационно-библиотечного обслуживания учащихся

 

Пресс-служба РШБА


Возврат к списку

     

© 2007 «Русская Школьная Библиотечная Ассоциация»
Все права защищены