Вход в Личный Кабинет РШБА
Наши контакты: тел.: 8 903 615-90-36, эл.почта: rusla@rusla.ru
   
 
 
 
 


Издания РШБА:

ЖУРНАЛ «ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА»:

НОВЫЕ КНИЖНЫЕ ИЗДАНИЯ:

  

ВЫСТАВКИ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ:

 

Партнеры

      
     
   
         

 

Прошедшие события

07.08.2008

Международный форум школьных библиотек (IASL)

3-7 августа 2008 г. в г. Беркли (шт. Калифорния, США) состоялась 37-я Ежегодная конференция Международной ассоциации школьных библиотек (International Association of School Librarianship - IASL).

IASL была основана в 1971 г. в целях объединения людей из разных стран мира, заинтересованных в развитии школьных библиотек и продвижении эффективных библиотечных программ, способствующих улучшению учебного процесса. Ассоциация допускает индивидуальное и коллективное членство, которое начиная с 2008 г. действительно в течение календарного года - с января по декабрь. В числе индивидуальных членов - библиотекари, специалисты по библиотечным учебным ресурсам, учителя, консультанты по библиотечной работе, представители администрации школ, профессора и преподаватели из университетов и колледжей, предлагающих учебные программы для школьных библиотекарей, а также студенты, обучающиеся по этим прогрммам. Коллективными членами могут стать библиотеки, ассоциации школьных библиотек, библиотечные школы, другие образовательные учреждения и коммерческие организации. Ежегодные конференции IASL являются международным форумом школьных библиотек, предоставляя возможности для обмена опытом, мнениями и идеями по вопросам оптимизации их работы, совершенствования профессиональной подготовки и непрерывного образования школьных библиотекарей и другим актуальным проблемам. Конференции обычно сопутствует Международный форум по исследованиям в области школьного библиотековедения.

Первая международная конференция IASL состоялась в Лондоне в 1971 г. Последующие конференции проходили в разных городах и странах мира: г. Ванкувер, Канада (1997), г. Рамат-Ган, Израиль (1998), г. Бирмингем, шт Алабама, США (1999), г. Мальмё, Швеция (2000), г. Окленд, Новая Зеландия (2001), г. Дурбан, ЮАР (2003), г. Дублин, Ирландия (2004), г. Лиссабон, Португалия (2006), г. Тайбэй, Тайвань (2007) и др.

На последней конференции, проходившей в Калифорнийском университете (г. Беркли, США), было зарегистрировано 250 участников из 25 стран. Канада была представлена 22 делегатами из пяти канадских провинций.

Основная тема конференции: "Обучение и грамотность через школьные библиотеки мира" (World Class Learning and Literacy through School Libraries). Она включала несколько подтем: "Цифровая грамотность" (Digital Literacy), "Формирование сообщества читателей" (Building a Community of Readers), "Роль школьных библиотек в распространении грамотности" (Building Literacy Skills in School Libraries), "Оказание помощи в обучении чтению" (Supporting Reading Instruction). В рамках конференции проходил 12-й ежегодный международный форум по исследованиям в области школьного библиотековедения. Конфереции предшествовали пять семинаров, которые привлекли большое количество участников. Материалы конференции, включая доклады, представленные на семинарах, распросранялись на компакт-диске. На сайте IASL (www.iasl-online.org) опубликован отчет о конференции (авторы: Джералд Браун и Эдит Дойл, Канада), в котором, называются имена основных докладчиков и тематика их выступлений, даются сведения о профессиональных заседаниях, мероприятиях и событиях на конференции, представляющих особый интерес. Доклад одного из основных докладчиков, Стивена Крашена (Stephen Krashen), был посвящен анализу результатов тестирования чтения и грамотности учеников 4-го класса в 40 странах. Приведенные им данные и наблюдения свидетельствовали о важной роли качественных программ и фондов школьных билиотек в обучении чтению. Тема выступления Джеймса Херринга (James Herring), Австралия, - "Читая Web-сайты: предположения, проблемы, потенциальная стратегия" - касалась использования ресурсов Интернет (текстовой информации, графических данных, фотографий, видеоизображений и др.) как фактора стимулирования чтения. Энн Карлсон Уикс (Ann Carlson Weeks), США, продемонстрировала в своей презентации возможности использования Международной детской цифровой библиотеки (International Children's Digital Library - ICDL), которая представляет собой полнотекстовую библиотеку детских книг из разных стран мира, доступную в Интернет из Университета штата Мэриленд (США).

В числе наиболее интересных заседаний и докладов авторы отчета назвали:

  1. "Круглый стол", посвященный теме "Образование школьных библиотекарей в международном контексте", под председательством д-ра Дженифер Бранч (Jennifer Branch, Канада), участники которого обсуждали опыт и программы профессиональной подготовки библиотекарей для школьных библиотек, существующие в разных странах мира.
  2. "Значение раннего обучения чтению для занятий в школе" - выступление Карин Горстэд (Karin Gaarsted), Дания, о влиянии чтения в раннем возрасте на формирование постоянных и компетентных читателей, которые понимают, что чтение - залог успеха в обучении по всем другим учебным предметам.
  3. Семинар для исследователей: "Новый подход к обучению грамотности в школьных библиотеках".
  4. Доклад Джеймса Хенри (James Henri), Китай / Австралия, об опыте использования "ступенчатой" модели развития навыков чтения у детей в сельских общинах Китая, о спонсорах и участниках этого проекта и методах оценки результатов его выполнения.
  5. Обсуждение новых "Стандартов для учащихся в XXI столетии", разработанных Американской ассоциацией школьных библитекарей (American Association of School Librarians - AASL). Участники дискуссии рассматривали возможности использования стандартов.
  6. "Как научить учащихся учиться в течение всей жизни" - доклад Доны Хартуич (Dona Hartwich), Австралия, акцентировал внимание на важности оказания помощи детям в овладении умением учиться.
  7. "Библиотечное обслуживание учащихся, подверженых аутизму" - выступление Лесли Фармер (Leslie Farmer), США, обратившее внимание на возможности использования библиотечных ресурсов в оказании помощи таким детям.

В числе важных событий конфенции авторы отчета отметили также презентацию архива (1971 - 2007) Международной ассоциации школьных библиотек. Указатель к электронной базе, составленный Джералдом Брауном, содержит 65 тыс. записей, доступ к которым возможен по автору / инициатору, времени (издания и т. д.), названию, предметной рубрике, стране. В отчете названы имена тех лиц, чьи успехи и достижения были удостоены в 2008 г. различных наград IASL. Приводятся краткие сведения о предстоящей в сентябре 2009 г. 38-й Ежегодной конференции IASL.

Заслуживает упоминания такой факт, что на Web-страницах, освещающих конференцию IASL 2008 г., предоставляется возможность увидеть и прослушать видеоинтервью с несколькими ее участниками, в том числе: с Джеймсом Хенри, президентом IASL, вышеназванными основными докладчиками, Энн Карлсон Уикс и Джеймсом Херрингом, и Т. Д. Жуковой, президентом Российской ассоциации школьных библиотек. Из интервью с последней можно узнать, в частности, о том, Российская ассоциация школьных библиотек вступила в члены IASL в 2008 г.

Материал подготовлен С. В. Пушковой,
зав. Центром международного
библиотековедения
Библиотеки иностранной литературы 
  

 

Материалы сайта ВГБИЛ: http://www.libfl.ru/about/dept/librarianship/display.php?file=news/2008/05.html


Возврат к списку

     

© 2007 «Русская Школьная Библиотечная Ассоциация»
Все права защищены