19.07.2010
Цифровая книга: литература не для всех
16 июля на «Радио России» вышла в эфир программа «От первого лица» с Натальей Бехтиной, в которой приняла участие президент РШБА Татьяна Жукова.
Беседа была посвящена проблемам детского и подросткового чтения, замене бумажного носителя электронной книгой. В ходе разговора Татьяна Жукова рассказала о недавно состоявшемся Всероссийском форуме школьных библиотек России «Михайловское 2010».
Фрагмент беседы:
Наталья Бехтина: XXI век на пороге, жизнь стремительно меняется. И получается, что как ни говори, а образ человека, который ведет ребенка в огромный, большой, разнообразный мир вытесняется новыми носителями информации – компьютерами. Наверно, вы помните, когда президент страны, говоря о новых технологиях, в том числе в образовании, упомянул и о том, что когда понадобилась книга "Герой нашего времени" сыну, но под рукой книги не нашлось – скачал ее из Интернета, или просто в Интернете прочитал… Вы, профессионал, спокойно относитесь к вытеснению, или, скажем так, к замене бумажного носителя, в том числе в библиотеке, этим ридером - электронной книгой?
Татьяна Жукова: Реплика об электронных книгах всех потрясла. Это было на заседании Госсовета, Совета по образованию, науке и технологиям и Совета по культуре при президенте. Это было в марте. Реплика, конечно, всколыхнула интерес к этой теме и у многих специалистов. Специалисты – и наши, и зарубежные считают, что смерть бумажной книги сильно преувеличена. Для ребенка особенно.
Мы считаем своей профессиональной миссией – пропагандировать и родителям, и обществу – что наши дети находятся в переходном периоде. Конечно, они перейдут к цифровым школам. И уже зачатки таких цифровых библиотек есть. И в мире, и в стране. Я была и в Японии, и в Южной Корее, где информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в несколько раз шире внедрены, чем у нас. Однако признана лучшей в мире реформа школьных библиотек в Южной Корее. Несмотря на то что у них по два робота на семью, они полностью переоснастили библиотеки именно бумажными книгами, именно для детей начальных классов и до 10 – 12 лет. Это зона самого большого риска, когда заканчивается строительство здания мозга. В это время чтение – мощнейший инструмент развития мозга, мощнейший инструмент развития целостного нечастичного мышления – интегрированного. В этот момент, учитывая шрифты, наличие иллюстраций – очень важно пройти школу творческого чтения на бумажных носителях. Потом уже он будет по диагонали быстро читать - не только быстро, но и качественно. Как мы говорим, оживляя буквы, понимая смысл и мысль. Пока наши дети, которые уже живут в электронном веке, отстают именно в расшифровке мыслей и смыслов, стоящих за текстом. Поверхностную информацию, так называемые информационные тексты, они расшифровывают легко, а то, что касается глубины мысли – очень плохо. Мы корень этих проблем видим как раз в дошкольном воспитании и в начальном образовании.
Тенденции развития книжного рынка хорошо отслеживаются на осенних Франкфуртских ярмарках. В прошлом году было 40 на 60 – 60 было на электронных носителях, а 40 бумажных. Несколько лет назад было 50 на 50. Но там где внедрены информационно-коммуникационные технологии, в этих же странах очень высокие показатели книг издательской отрасли. Не может быть сегодня Интернет единственным источником для детей. Для того чтобы он стал поистине культурной площадкой, предстоит еще потрудиться. Оцифровка идет, но оцифровано в разных странах по-разному – 20 – 30 % всего того, что накопило человечество на разных носителях, в том числе и на бумаге.
Прослушать запись беседы
Источник информации: «Радио России»
Пресс-служба РШБА