06.05.2011
Вебинар «Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и школьные библиотеки»
К разговору были приглашены школьные библиотекари, специалисты органов управления образования, институтов повышения квалификации, педвузов, университетов культуры, а также все интересующиеся этой темой граждане России. В ходе вебинара было зарегистрировано более 100 подключений из 44регионов России, среди которых было немало коллективных: (Кострома – 50, Новосибирск – 40 чел., Красноярск – 20, и т.д.)
Вебинар задумывался как подготовка к одноимённому Круглому столу в Комитете по образованию Государственной Думы Российской Федерации, запланированному на май-июнь 2011 года. Напомним, что ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» до сих пор носит статус проекта и перед его окончательным принятием в качестве Закона состоится Круглый стол в режиме интернет-конференции, с подключением профильных Комитетов в области образования законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.
7 апреля в Государственной Думе состоялось совещание с руководителями этих Комитетов, где с докладом о проблемах школьных библиотек выступила президент РШБА Т.Д. Жукова.
Из выступления на вебинаре Т.Д. Жуковой по вопросам подготовки к общественному обсуждению третьего варианта законопроекта «Об образовании в Российской Федерации»:
«…Главная цель нашего вебинара – подготовка к круглому столу в Комитете образования в Государственной Думе Российской Федерации. Могу вам сказать, что круглый стол не отменен, он состоится, лишь сдвигается во времени: дополнительную информацию мы обязательно дадим.
Как вы знаете, Министр образования А.А. Фурсенко на последней коллегии Минобрнауки России объявил о продлении общественного обсуждения законопроекта «Об образовании в Российской Федерации». Сейчас готовится третий его вариант – для того, чтобы во время августовских мероприятий педагогическое сообщество, ещё раз обсудив законопроект, смогло высказать все предложения. Осенью обсуждение законопроекта выходит на финишную прямую, поэтому наша с вами задача обязательно проконтролировать процедуру обсуждения в ваших педагогических коллективах, чтобы в третий вариант наши предложения были внесены <…>.
На одном из заседаний Комитета по образованию Государственной Думы Российской Федерации была достигнута договорённость о прямом подключении профильных комитетов региональных законодательных собраний к готовящемуся круглому столу (он пройдет в режиме видеотрансляции и в аудитории могут присутствовать наши активисты, специалисты по школьным библиотекам). И в связи с этим у меня настоятельная просьба: выйти на контакт с руководителями Комитетов по образованию законодательных собраний ваших территорий, потому что именно в этих инстанциях формируется законодательное поле в системе образования вашего региона, которое регулирует деятельность территориальных органов управления образования. У нас сейчас есть три пути изменения правового положения школьных библиотекарей. Мы «штопаем огромную дыру» в правовом поле, первое – принятием Федерального закона, второе – созданием региональных «подзаконов», третье – созданием ведомственных документов, которые будут регулировать деятельность наших библиотек. Вот по этой вертикали мы все вместе и должны работать. Очень бы хотелось, чтобы наши специалисты на местах активнее начинали работать с органами власти в своем субъекте через региональные представительства РШБА. Мы готовы вам помогать, писать письма на имя губернатора, курировать создание попечительских советов. Надо объединяться с самыми различными общественными движениями – это увеличит наш ресурс для того, чтобы лоббирующая сила была у нас побольше<…>.
По второму пункту нашей повестки – обсуждения, связанные с переходом на новую должность «библиотекарь-педагог». Продолжается работа с Минобрнауки России в этом направлении.
Очень важно сегодня для нас продемонстрировать нашу позицию в отношении «библиотекаря-педагога». Мне известно, что не все библиотечное сообщество разделяет мнение относительно этой должности. Но сегодня важно проявить твердость и отстоять свою позицию, а значит интересы библиотекарей, и завершить работу, ведущуюся на протяжении 10 лет!
Поэтому, дорогие коллеги, хочу сейчас обратиться к вам с просьбой активно провести анкетирование среди библиотекарей относительно правильности введения должности «библиотекарь-педагог», чтобы я могла доказать, что большинство наших специалистов стоит на этой позиции. Здесь же хочу прокомментировать, что не я придумала эту должность. Сама формулировка «библиотекарь-педагог» была взята из положительного зарубежного опыта, потому что все страны, и развитые, и развивающиеся, пошли по этому пути, доказав, что очень много в работе библиотекаря педагогической составляющей.
Наша главная задача – вывести наших специалистов из техперсонала и перевести в педагогический состав, чтобы у них были все льготы, все повышения, которые сегодня идут педагогам (и в этом году еще больше, а значит, еще больший разрыв будет между нами). А как назовет Минобрнауки России, как позволит Минздравсоцразвития России – это уже второй вопрос. К сожалению, очень много «мутного» сейчас в библиотечной среде. В одних регионах библиотекари имеют достаточно высокую оплату труда, в других регионах ситуация близка к критической.Поэтому нам сейчас необходимо выработать механизмы защиты нашего консолидированного мнения <…>.
Уверена, что мы близки к решению проблемы. Несколько дней назад у меня был разговор с Л.А. Путиной, она интересовалась результатами работы и держит этот вопрос на контроле. Я сказала ей о нашем разговоре с А.А. Фурсенко, о том, что пока тормозит принятие решения Минздравсоцразвития России. И сейчас мы просим содействия Председателя Правительства России в активизации этого процесса. Конечно, это сразу подтянет и вопрос о профессиональном развитии: нужна другая структура непрерывного образования, с применением дистанционных методов обучения, в том числе и для тех, у кого среднее специальное образование при огромном стаже работы <…>».
Т.Д. Жукова сообщила о переносе V Форума школьных библиотекарей на конец октября. И основная причина такого решения – неготовность решения нашего вопроса на государственном уровне. Также юбилейный Форум решено приурочить к Международному дню школьных библиотек и Месячнику школьных библиотек. Уже идет активная организационная работа, различные подготовительные мероприятия и консультации, и это вселяет уверенность в том, что вопрос о школьных библиотекарях и библиотеках всё-таки решится благополучно для всех нас.
Е.В. Головань, заведующая отделом развития школьных библиотек ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования», председатель Костромского регионального представительства Русской школьной библиотечной ассоциации, в своём выступлении «Модель новой школьной библиотеки и стандарт будущего книжного фонда» сформулировала требования, которым должен соответствовать фонд современной «модельной» библиотеки.
В документе «Примерная основная образовательная программа начального общего образования», опубликованном Министерством образования и науки Российской Федерации, указано, что в результате освоения основной образовательной программы начального общего образования выпускник начальной школы должен быть готов и способен к саморазвитию:
«Выпускник научится: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета... И получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек»...
«Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы».
С этими задачами хорошо коррелируются требования ФГОС к материально-техническому оснащению образовательного процесса, каковыми является обеспечение «доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических материалов, аудио- и видеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности».
Именно библиотека общеобразовательного учреждения как источник информационно-образовательной среды становится обязательным условием для реализации основных образовательных программ общего образования и, в конечном счёте, образовательных стандартов второго поколения.
С точки зрения комплектования, одна из приоритетных задач современной школьной библиотеки – формирование основного (документного) фонда классическими и современными источниками информации на различных носителях, формирование учебного фонда, соответствующего Федеральному перечню учебников, с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
Важным показателем качества комплектования и обслуживания пользователей является коэффициент обновляемости фонда. Рекомендуется исчислять количество новых поступлений по формуле, разработанной специалистами Российской национальной библиотеки: 0,038w, где w – размер годовой книговыдачи. Не менее 5 % от общего количества поступления в фонд должны составлять издания текущего года…
Л.И. Гришкина, директор СОШ № 3 г. Пикалево Ленинградской области, в своём выступлении «Школьная библиотека в условиях ФГОС нового поколения» ещё раз подчеркнула высказанную выступающими идею, что образ библиотекаря в современном обществе меняется. Сегодня это должен быть человек, шагающий в ногу с развитием информационных технологий, информационный менеджер, владеющий не только педагогическими, но и информационно-коммуникативными технологиями. Библиотекарь нового времени должен изменить отношение школьников к чтению и получению новой информации.
Инициатива «Наша новая школа» побуждает развитие такой структуры, как школьная библиотека, ее потенциал до сих пор недооценивался либо вообще не учитывался при разработке программ развития образовательного учреждения, да и муниципальных и региональных образовательных систем. Поэтому роль школьных библиотек и школьного библиотекаря в реализации президентской инициативы в работе по стандартам второго поколения становится сегодня одной из главной.
Свои предложения Л.И. Гришкинасформулировала следующим образом:
1. Включить в тарификационный список профессий обязательную ставку школьного библиотекаря: в сельских школах появились библиотеки без библиотекарей (таких школ в каждом районе 3–4, что составляет 5% от всего количества школ Ленинградской области).
2. При аттестации школы и директора школы учитывать работу школьной библиотеки.
Н.А. Барсукова, председатель Ульяновского регионального представительства РШБА, заведующая учебно-методическим кабинетом Ульяновского ИПКПРО, размышляя о программе повышения квалификации школьных библиотекарей как основе для подготовки библиотекаря-педагога образовательного учреждения, остановилась на следующих основных аспектах:
«…Главной задачей системы повышения квалификации для нас является встраивание работы школьной библиотеки в инновационные процессы учреждения образования. Программа повышения квалификации школьных библиотекарей разработана на основе тарифно-квалификационных характеристик библиотекарей. Она учитывает специфику условий деятельности школьной библиотеки и отражает особенности содержания предметной подготовки для школьных библиотекарей, обеспечивая вариативность содержания, форм и технологий обучения библиотекарей общеобразовательных учреждений…
Дополнительная образовательная Программа учебно-методического кабинета по работе с библиотеками, издательствами и СМИ Ульяновского ИПКПРО «Библиотековедение» (108 часов) направлена на обеспечение деятельности библиотеки общеобразовательного учреждения как библиотечно-информационного центра по обеспечению перехода школы на новые образовательные стандарты и подготовку библиотекаря-педагога и может быть основой для разработки требований к аттестации школьных библиотекарей как библиотекарей-педагогов…»
Е.Л. Астапенко, методист по библиотечным фондам г. Усолье-Сибирское Иркутской области, осветила в своем докладе проблемы и перспективы развития методической службы школьных библиотек в условиях модернизации образования и внедрения новых образовательных стандартов.
«…Нужно ли вводить должность библиотекарь-педагог? Безусловно. Если сегодня школьный библиотекарь не осознает необходимости перемен в своей профессии, то завтра его должность будет сокращена ввиду оптимизации средств или просто за ненадобностью таковой, а полномочия будут переданы в нагрузку учителям. И это реальность введения «НСОТ» и перехода на «АУ». Участием в муниципальном исследовательском проекте школьные библиотекари города доказывали, что в профессии школьного библиотекаря есть педагогическая составляющая, и она достаточно сильна. Из 20 библиотекарей города активное участие в проекте приняли 4 человека, но результаты были распространены на всех школьных библиотекарей. Если в ближайшее время профессия школьного библиотекаря не будет переосмыслена в полной мере, согласно требованиям новым ФГОС, то практика сокращения этой должности до уровня минимальной оплаты труда будет продолжена либо на эту должность придут учителя, попавшие под сокращение или вышедшие на пенсию.
Самым сложным было организовать курсы повышения квалификации так, чтобы большую часть составляли знания по педагогике и психологии. Преподаватели Иркутского института повышения квалификации пошли нам навстречу и 25 школьных библиотекарей города и района прошли обучение.
Сегодня большинство курсов повышения квалификации направлены на развитие навыков обслуживания автоматизированных библиотечных систем – это говорит о востребованности такой тематики и внедрении информационных технологий в библиотечную жизнь школы, однако для реализации требований ФГОС необходимо включить психолого-педагогическую и информационную составляющую профессии, обучение которым лучше проводить непрерывно, не отрываясь от основной деятельности. Для этого была создана модульная программа повышения квалификации, основанная на принципе взаимообучения.
Итоги опроса «Какую роль, по вашему мнению, выполняет методист по бибфондам: помощник, инспектор, лидер, три в одном?»: большинство голосов (40%) было отдано ответу «3 в 1», это положительный показатель, и он свидетельствует о правильной трактовке обязанностей методиста, поскольку методист не имеет права жесткого инспектирования. Он обязан оказать грамотную методическую помощь и показать направление развития как школьному библиотекарю, так и педагогу…»
Полякова Т.И., председатель регионального представительства РШБА (г. Санкт-Петербург), заведующая информационно-библиотечным центром СПбАППО, рассказала о развитии библиотек образовательных учреждений в контексте реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Санкт-Петербурге.
Современная библиотека под руководством грамотного специалиста, готового к переменам, профессионально компетентного и мобильного, с принципиально новой политикой формирования фондов, надежной локальной сетью образовательного учреждения, в которую объединены все компьютеры школы и в которой библиотека играет ведущую роль по накоплению и распределению информационных ресурсов, является залогом высоких показателей успеваемости, независимо от социально-экономического и образовательного уровня учащихся и их родителей, признаками чего являются более глубокое изучение предметов, улучшение грамотности и проч.
Сегодня в свете новых требований образовательных стандартов возникает чёткое понимание, что изменения в школьном библиотечном деле неизбежны! Новая миссия библиотек – создание среды для развития детей, отвечающей их возрастным социокультурным и индивидуальным особенностям, через чтение, печатные, аудиовизуальные, электронные документы.
При обсуждении проблем статуса библиотеки и роли школьного библиотекаря возникает ряд вопросов: что собой сегодня представляет библиотекарь школы?; чем он сегодня должен заниматься?; какие виды социальных инструментов и сервисов для лучшего доступа к информации и образовательным текстам должны выбирать школьные библиотечные медиацентры для работы с учащимися?; чему конкретно необходимо обучать современных библиотекарей и медиаспециалистов школьных библиотек, чтобы помочь учащимся грамотно работать с информацией 21 века?
Для того чтобы ответы на эти вопросы легли в основу развития профессии, в Санкт-Петербурге разрабатывается Программа развития библиотек образовательных учреждений, в ходе реализации которой предполагается, в частности, постоянное переобучение и повышение квалификации школьных библиотекарей, построенное на формировании ключевых компетенций библиотекаря школы будущего. Однако порой возраст специалистов библиотек понижает степень готовности к внедрению новаций.
В городе проводится ряд акций, проектов, рассчитанных на активное участие специалистов школьных библиотек (например, в рамках Программы поддержки и развития чтения в Санкт-Петербурге на 2009–2011 годы). Планируется в 2012 году в рамках поддержки инновационной деятельности школьных библиотек организовать конкурс «БиблиОбраз Петербурга».
Вместе с тем успешному развитию школьных библиотек мешает ряд проблем, главная из которых – отсутствие правого поля деятельности библиотек общеобразовательных учреждений, определяющего их статус и, соответственно, круг обязанностей, которые на них можно возлагать в законном порядке.
Стоит упомянуть также о недостаточном финансировании для обеспечения комплектования фондов и развития материально-технической базы библиотек, что не позволяет им, в частности, иметь высокоскоростной доступ к сервисам в Интернете и, тем самым, лишает возможности создавать в школах информационно-библиотечные центры с эффективным использованием их в образовательном процессе.
***
Каждый участник вебинара смог задать свой вопрос любому из выступающих в чате, где проходило оживленное обсуждение докладов и обмен мнениями. Полную запись вебинара можно посмотреть здесь
Информация на Портале студентов Академии МУБиНТ
Большое спасибо всем участникам и гостям!
Пресс-служба РШБА