17.03.2011
Школьные библиотеки и информационные ресурсы для образования
На ХIV-й весенней Национальной выставке-ярмарке «Книги России» 17 марта состоялся круглый стол «Проблемы взаимодействия школьных библиотек с агрегаторами информационных ресурсов». Подготовила и провела круглый стол Русская школьная библиотечная ассоциация (РШБА) при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. В ходе работы предполагалось обсуждение вопросов, связанных с использованием электронного информационного контента библиотеками общеобразовательных учреждений.
Вступительное слово ведущего круглого стола Жуковой Татьяны Дмитриевны – Президента РШБА, Главного редактора объединённой редакции специализированных журналов по чтению и библиотечному делу:
«Тему школьных библиотек сегодня удалось поднять на достаточно высокий уровень законодательной и исполнительной властей, на котором можно ожидать принятия решений, способных изменить ситуацию коренным образом. В процессе модернизации школьного образования очень важна модернизация школьной библиотеки как ключевого звена инновационных процессов образования.
В любой стране условия для прогрессивного развития создаёт инновационное образование. Стандарты образования меняются сегодня не только в России, но и во всём мире, так как для формирования человека будущего недостаточно лишь бурного развития ИКТ и внедрения их в школе. Вся система образования должна перейти на новый качественный уровень, потому что традиционное классно-поурочное преподавание не способно справиться с лавинообразным ростом потока информации. В современных условиях количество информации удваивается ежегодно, а не раз в 5 лет, как это было в начале 2000-х годов, и прирост знаний в развитых странах удваивается каждые 72 часа (как, например, в Корее).
К сожалению, сегодня при обсуждении проекта нового Стандарта образования основное внимание уделяется тому, какие предметы будут обязательными в старшей школе и сколько часов на них будет выделено. И остаётся незамеченным тот факт, что впервые законодательно закреплена необходимость создания условий для реализации самого образовательного стандарта, важнейшим из которых является реорганизация и модернизация школьной библиотеки (пункт 27 проекта ФГОС). Библиотека должна (и это закреплено в Стандартах!) стать центром педагогических инноваций и лабораторией творчества для наших учащихся.
Главной отличительной особенностью творческого человека XXI века становится нелинейное мышление, которое формируется в процессе развития мозга ребенка с раннего детства. Многие зарубежные специалисты рассматривают библиотеку как мозг школы, а в подготовку и переподготовку библиотекарей закладываются курсы изучения современных достижений нейробиологов. Создание школьной библиотеки, дружественной мозгу ребёнка, – таков сегодня лозунг при оформлении и оснащении библиотек в передовых зарубежных странах. Сама территория библиотеки достаточно просторна для проведения интегрированных уроков с несколькими классами одновременно. Все ресурсы библиотеки (в том числе огромные книжные фонды) находятся в открытом доступе, а библиотекари непосредственно участвуют в проведении занятий, во время которых каждый имеет возможность пользоваться и Интернетом, и электронными версиями справочно-энциклопедических изданий, различными электронными пособиями, базами данных и т.д.
На сегодняшнем круглом столе мы попытаемся, не претендуя на всеохватность, обсудить вопросы взаимодействия российских школьных библиотек и агрегаторов информационных ресурсов с разных сторон, понять, какие возникают проблемы, ставятся задачи. Система общего образования, в чьём ведении находятся общеобразовательные учреждения и внутри которых функционируют школьные библиотеки, накладывает на использование электронных интернет-ресурсов и другого электронного образовательного контента гораздо более широкие ограничения, по сравнению, например, с библиотеками вузов. Для этого мы пригласили представителей различных компаний, так или иначе имеющих отношение к затрагиваемой теме: это учёные, издатели, агрегаторы и производители информационных ресурсов, провайдеры, специалисты в области интернет-безопасности, ну и, конечно же, школьные библиотекари».
Письменное обращение к участникам круглого стола, в котором говорилось о важности прямого диалога учёных с российской молодёжью на страницах молодёжных и специализированных СМИ, в интернете, прислал Колин Константин Константинович, доктор технических наук, профессор, Заслуженный деятель наук РФ:
«…Сегодня окружающий нас мир стремительно изменяется. Причем не всегда в лучшую сторону. Он становится все более сложным, непредсказуемым и опасным. Социальные, техногенные, природные и другие катаклизмы обрушиваются на нас одна за другой <…>
Как разобраться в нем молодому человеку, только еще вступающему в свою взрослую жизнь? Чего ему следует ожидать от этой жизни? <…> перед каждым из них со всей своей драматической прямотой встают три сакраментальных вопроса, поставленные известным философом Иммануилом Кантом много лет назад и актуальные по сей день: Что я должен знать?; Как я должен поступать?; На что я могу надеяться?
<…> Мне представляется, что правильные ответы на эти вопросы многим молодым людям будет довольно трудно найти самостоятельно, без помощи российских ученых. Этому во многом препятствует и постоянно снижающийся в последние годы общий уровень российского образования, и малая начитанность нашей молодежи, и вся та информационная политика в средствах массовой информации, которая сегодня практически полностью ориентирована на сиюминутные потребности маргинальной культуры.
Выход мне видится в организации более тесного и постоянного взаимодействия ученых и молодых граждан России, различных новых форм их гражданского сотрудничества. <…> Прежде всего, нужно более активно использовать уже хорошо зарекомендовавшие себя специализированные и молодежные СМИ: они должны более активно приглашать к сотрудничеству ведущих российских ученых, заказывать им статьи и обзоры по тем актуальным проблемам, которые уже сейчас являются значимыми для молодежи, библиотечных работников и школьного учительства, или же станут таковыми в ближайшем будущем. Хорошим примером здесь может служить журнал «Школьная библиотека» , который освещает на своих страницах довольно крупные проблемы междисциплинарного характера <…>. Некоторые издательства учебной литературы также начали размещать на своих сайтах весьма полезную информацию для молодежи, школьных преподавателей и библиотечных работников. Так, например, на сайте издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» размещена моя довольно подробная публикация «Философские проблемы информатики» и целый ряд других работ по близкой тематике. Еще один путь – это использование новых научно-образовательных электронных журналов, которые планируется создавать и размещать для бесплатного использования в сети Интернет («Открытое образование», «Информационная эпоха» (Челябинский ГАКИ) и др.). В период 2010-2012 гг. научно-образовательным центром «Информатика, информационные технологии и управление», созданным совместно с рядом институтов РАН в Сибирском Федеральном университете, планируется подготовить 20 общеобразовательных академических лекций ведущих ученых России по актуальным проблемам развития науки, образования, техники и технологий для их использования в учебной и просветительской деятельности <…>»
Вопросы безопасного использования Интернета в школе с точки зрения информационного контента проанализировал Бырдин Дмитрий Александрович, руководитель отдела ООО «Центртелеком» - Тверской филиал
Компания «Центртелеком» - один из крупнейших операторов стационарной связи Российской Федерации, работающих в Центральном Федеральном округе (40% рынка телекоммуникационных услуг), обеспечивающий также доступ в Интернет. По оценкам Минкомсвязи России, для того, чтобы телекоммуникации обеспечивали не только развитие общества и укрепление безопасности страны, но и стали важнейшим источником стабильного экономического роста, сегодня требуется обеспечение 3%-го роста в телекоммуникационной индустрии на каждый процент роста экономики. Однако, как показывает практика, любое прогрессивное движение вперёд влечёт за собой различные негативные факторы и риски экономического и иного характера, тормозящие развитие. Например, развитие интернет-услуг повлекло к развитию «паразитного трафика», содержащего в себе большое количества спама и программы-вирусы: по результатам исследования на выявление заражённых вредоносными программами веб-сайтов, российская доменная зона RU заняла 5-е место в мире (6% российских сайтов небезопасны). Появились новые понятия – компьютерный, или информационный терроризм.
В целях реализации стратегии развития информационного общества в настоящее время Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации реализуется национальный проект «Образование», в рамках которого в Тверской области к сети Интернет было подключено 768 образовательных учреждений и около 200 детей-инвалидов. Благодаря этому проекту школы имеют возможность подключения к скоростному Интернету за абонентскую плату 4-6 тыс. рублей в месяц. Анализ полезного интернет-трафика в рамках этой программы выявил следующую его структуру: 25% - работа в поисковых системах, 12% - информация о компьютерах, компьютерных программах, по 9% приходится на информацию смешанного содержимого и почту, 5% - на развлечения, 3% - на работу в блогах, по 2% - на интернет-покупки, бизнес и новости, по 1% - на скачивание ПО и информацию о транспортных средствах, 19% - информация «без категории» и «остальные» запросы. И только 8% полезного трафика падает на обращения к образовательным сайтам.
Кроме полезной, Интернет содержит и массу негативной информации, пагубно влияющей на развитие наших детей, пропагандирующей культ жестокости, насилия, содержащей аморальный контент. Анализ трафика запрещённой для школ информации показал следующую его структуру: 17% - программы удалённого доступа (по сути – программы взлома), 15% - FTP-сервисы негативного содержания, 12% - чаты (включая чаты экстремистского содержания), 11% - социальные сети, 10% - информация подозрительного содержания, 9% - аудио- и видеоклипы, по 5% - на игры и торренты, 4% - сайты для взрослых, по 3% - порнографические сайты и программы взлома, и по 2% - эротика, персональные страницы и шпионские программы.
В целях обеспечения информационной безопасности детей Тверской области в 2009 году был заключен государственный контракт между Тверским филиалом Центртелекома и областным Департаментом образования на создание виртуальной сети для общеобразовательных учреждений «Безопасный Интернет», в рамках которого осуществляется активная фильтрация вредоносного контента и защита от программ-вирусов. С 2008 года успешно действует система «Спамоборона» для защиты почтового трафика от спама, с помощью которой удалось снизить уровень спама в почтовых ящиках пользователей на 82%. В ближайшей перспективе планируется подключение к услугам по интернет-безопасности частных пользователей (прежде всего родителей) и корпоративных клиентов.
Обеспечение доступности и безопасности телекоммуникационных услуг, применение современных технологических и управленческих решений по их защите от негативных факторов и угроз являются одним из основных направлений деятельности операторов связи в настоящее время. Как и всякая другая, разработанная в Тверской области система несовершенна. Основные трудности связаны с тем, что на сегодняшний день нет принятой на законодательном уровне системы категорий, на основании которой можно было бы более чётко фильтровать недопустимый для школ интернет-контент, нет единого аналитического центра по оценке вредоносности контента – приходится во многом полагаться на интеллектуальный и моральный уровень разработчиков. Есть надежда, что с вступлением в силу в сентябре 2012 года «Закона о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», принятие которого добивались 10 лет, эти проблемы, как и многие другие, связанные с теле-, радио- и интернет-коммуникациями, будут решены.
О возможностях использования в общеобразовательных школах ресурсов современных вузовских Электронных библиотечных систем (ЭБС) рассказала Назарова Татьяна Олеговна, руководитель отдела комплектования ЭБС IQ-LIB (ООО «Интегратор авторского права»)
В настоящее время рынок Электронных библиотечных систем в России бурно развивается. Разносторонние вопросы, связанные с деятельностью агрегаторов информационных ресурсов для высшей школы, были подробно рассмотрены на конференции «Электронное книгоиздание и инновации в книжной отрасли» , проходившей в рамках 14-й НКВЯ «Книги России» (Москва, ВВЦ, 16-21 марта 2011 г.)
Проект «IQ-Lib», начатый в 2006 году, подразумевает размещение в сети Интернет учебной и научной литературы, в основном вузовской, но, тем не менее, представляющей определённый интерес для старшеклассников и абитуриентов. Отдельным блоком представлены издания ретроспективного фонда – это более 6 тысяч произведений классической литературы в удобном для чтения формате. За доступ к фондам с этого года взимается абонентская плата. Основные наши пользователи – это вузы, колледжи, районные библиотеки, культурные центры. Что касается общеобразовательных школ, то, как уже было сказано, на наш взгляд, ЭБС, электронные библиотеки рассчитаны не на младших школьников – дети должны держать в руках и учиться читать по бумажным книгам, а представляют интерес для старшеклассников: научная, учебная, учебно-методическая литература, учебные пособия с развитой системой поиска по тексту незаменима в современных условиях, когда Интернет становится естественной жизненной средой для наших подростков.
О специализированных электронных проектах, рассчитанных на общеобразовательные учреждения, вобравшие в себя весь спектр требований к современным электронным изданиям и позволяющим создавать целостную образовательную среду, в которую интегрируется образовательный процесс, рассказал Демичев Евгений Владимирович, Заместитель Генерального директора издательства «Академкнига-Учебник».
Издательство «Академкнига» наряду с выпуском научной и учебной литературы на бумажных носителях ведет активную работу по внедрению в образовательный процесс инновационных проектов, отвечающих требованиям концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы. В 2009 – 2010 годах нами разработан и запатентован Электронный учебно-методический комплекс на базе образовательного портала, электронного учебника и устройств доступа к ним ученика и учителя. Анализируя рынок образовательных электронных средств обучения, аналогов в российском образовании, да и в мировой практике на сегодняшний день мы не нашли. По сути, создана новая образовательная парадигма.
Комплекс, обеспечивая учебно-образовательный процесс в любых областях знаний на всех важнейших этапах позволяет организовать: индивидуальную работу каждого ученика с образовательным порталом, в том числе доступ к Электронной библиотечной системе; работу учащихся по индивидуальным маршрутам с использованием электронного девайса – аналога букридера; интерактивный обмен информацией между учениками и учителем, в том числе наблюдение за продвижением каждого ученика во время урока и возможность оказания помощи по мере необходимости, тестирование учащихся, ведение электронного дневника и журнала; формирование для школьной администрации общей картины динамики продвижения учащихся в каждой предметной области и хранение этой базы данных на протяжении всех лет обучения каждого ребенка в школе; электронный доступ родителей к дневнику своего ребенка и к общей информации об общешкольных и классных мероприятиях; формировать электронное портфолио ученика на протяжении всего периода обучения в школе; обеспечение образовательной внеурочной работы (проектной деятельности, олимпиад, web-конференций) за счет ресурсов Интернет-портала и др.
«В настоящее время создан электронный курс по обществознанию на базе учебника для 6-го класса, рекомендованного Минобрнауки России. В 2011 году планируется выпуск курсов ещё по 5 предметам для 6-го класса, в т.ч. по истории, биологии. Создается электронная библиотека художественных произведений – в первую очередь тех, где нет вопросов с авторскими правами. При работе с Электронным учебно-методическим комплексом решены вопросы информационной безопасности, т.к. вся работа происходит на закрытом портале, куда дети и учителя входят со своим логином и паролем, а вся информация находится на центральном сервере. Основная проблема, возникающая у школ при работе с электронным комплексом, – это высокоскоростной Интернет. Ещё один важный момент – подготовка преподавателей: для успешной работы с электронным комплексом преподаватель должен пройти курсы повышения квалификации. На стадии экспериментальных внедрений этот вопрос решался силами издательства, кроме того, постоянно на связи находятся наши специалисты и помогают решить возникшие вопросы».
С сентября 2010 года комплекс проходит апробацию в ряде регионов Российской Федерации. В ходе апробации получены первые положительные результаты. В 2011-2012 учебном году планируется расширение эксперимента за счет вовлечения в него новых регионов. Внедрение электронного образовательного комплекса позволит школьникам осваивать передовые информационные технологии и использовать в процессе обучения разнообразные мультимедийные средства, а администрации региона и конкретного учебного заведения делать доступной школьникам, родителям и преподавателям любую социально значимую информацию, проводить мониторинг всех участников образовательного процесса, в любой момент получать достоверную и исчерпывающую информацию об успеваемости, посещаемости, уровне здоровья школьников.
Деревянко Константин Сергеевич – директор по развитию издательства «АСТ-ПРЕСС» отметил очень интересные выступления предыдущих ораторов, представивших обозначенную тему круглого стола с различных точек зрения и продемонстрировавших необратимость широкого внедрения электронных технологий в сферу образования, в том числе и «наступление» на традиционную учебную литературу: традиционная книга трансформируется в «новую книгу». Электронные продукты, связанные с современными девайсами, в том числе реагирующими на движение, на место расположения, требуют принципиально нового подхода, совершенно других текстов, иллюстраций, видеоматериалов.
«К сожалению, одна из проблем разработчиков подобных продуктов для России – проблема немедленной «монетизации» больших инвестиций в свои разработки, в отличие, например, от США.
Издательство «АСТ-ПРЕСС», совместно с компанией «ABBYY LINGVO» разрабатывает проект «Система электронных словарей», адаптированный для общеобразовательных учреждений, публичных библиотек, вузов и частных пользователей в онлайн и офлайн режимах и по своим принципам построения и работы отличающийся от ЭБС.
Сегодня, совершенно заслуженно, говорилось о контенте информационных ресурсов, что для общеобразовательного учреждения имеет двойной смысл: с одной стороны – допустимость использования в школе с точки зрения безопасности, с другой стороны – вопрос качества содержания. Если говорить о словарях, то в школы зачастую попадают издания сомнительного происхождения, низкого качества, что не удивительно – ведь стоят такие «произведения» 100 рублей. И в этом еще одна проблема наших школ – отсутствие денег и отсутствие информации о том, что действительно стоит покупать.
Объединив два наших брэнда – академический проект «Словари XXI века» и электронные словари «ABBYY LINGVO», хорошо зарекомендовавшие себя в российской образовательной среде – мы создали совершенно новый продукт, позволяющий не просто искать значение или правописание нужного слова, но включающий звуковое, видеосопровождение, тестовые задания (включая тренировку правильного произношения для иностранцев, изучающих русский язык). Презентация проекта состоится на Конференции в Судаке и на сентябрьской Книжной ярмарке в Москве.
Ещё хочется отметить, что кроме электронных словарей издательство «АСТ-ПРЕСС» вместе с «ABBYY» и издательством «Просвещение» готовит электронные словарные приложения и тренажёры к учебникам русского языка с 1 до 11 класса. Думаю, что в этом направлении издательством «Просвещение» можно не ограничиваться и двигаться шире. Спасибо!»
Т.Д. Жукова: На этом круглом столе мы говорим о школьных библиотеках в определённом аспекте, но принципиальная задача школьной библиотеки сегодня – это воспитание нового поколения, способного к творчеству и созиданию. Насколько наши старшеклассники готовы к этому? Лев Толстой замечательно сказал, что «знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Насколько наши дети умеют глубоко читать? На этот вопрос даёт ответ международное исследование PISA 2009 о качестве чтения, по результатам которого российские школьники занимают 41-43 места из 65 развитых стран мира. А ведь общепризнано, что индекс PISA – это индекс качества мышления, что влияет, в конечном итоге, на уровень развития государства. Может быть, поэтому лидируют Шанхай, Южная Корея, Гонконг, Сингапур?
В силу многих причин российские школьники имеют доступ в подавляющем большинстве только к учебникам, а это – деловое чтение, лишённое эмоции и тренирующее в основном память. На наш взгляд, одной из причин того, что «эмоция ушла из делового чтения», стало то, что наши дети лишились замечательных журналов, которыми мы зачитывались в детстве и с нетерпением ждали следующих номеров. Нехватка денег на подписку привела к тому, что в школах выписывают хорошо если 3-5 печатных СМИ, а то и вовсе прекратили подписываться на периодику. Да и сами журналы, некогда популярные, содержащие выверенный контент, сегодня «стоят на коленях». При этом сверстники наших ребят за рубежом имеют возможность читать сотни наименований СМИ, которые выписывает библиотека их школы.
Чтобы помочь нашим детям иметь через школьные библиотеки равный доступ, в частности, к журналам образовательного, научно-популярного, литературного характера, был инициирован совместный с компанией ССТ «Технология хаоса» проект «Школьная интернет-библиотека периодических изданий», о котором расскажет генеральный директор компании Юрий Дмитриевич Калафати.
«Послушав сегодняшние выступления, я в первую очередь хотел посочувствовать школьным библиотекарям. Ведь даже в узком аспекте сегодняшнего круглого стола понимаешь, как много им нужно знать: это и безопасность в Интернете, и авторские права, и сами технологии, с которыми нужно уметь работать. Наша компания, в той или иной степени, занимается всеми затронутыми сегодня проблемами, в том числе и интернет-безопасностью с системой фильтрации текстовой и графической информации. В последние два года по безопасности сделано довольно много, в частности создано несколько некоммерческих проектов: «Дружественный Интернет» (совместно с МВД России), «Лига безопасного Интернета» (совместно с Минкомсвязи России).
Второй аспект, о котором хотелось поговорить, – это технологии электронных библиотек. Здесь очень важным моментом является содержание – что это за содержание, как его готовить для Интернета, как показывать в Интернете, чтобы заинтересовать молодого читателя? Этому посвящен совместный с РШБА проект «Школьная интернет-библиотека периодических изданий», связанный с представлением в Интернете коллекций архивов десятков научных и научно-популярных журналов, таких как «Химия и жизнь», «Квант», «Наука и жизнь», «Юный техник», «Техника молодёжи» и др. Сегодня школы заинтересованы в реализации этого проекта не меньше, чем издатели, потому что он способствует решению многих задач.
Во-первых, это получение достоверной и качественной информации. В отличие от Интернета, СМИ, в особенности такие, как образовательные, научно-популярные, культурологические и искусствоведческие журналы, стремятся публиковать проверенные и качественные материалы, причем на очень приличном русском языке, что тоже немаловажно.
Во-вторых – вовлечение детей и подростков в мир чтения. В нашем случае использование, осознано или из любопытства, электронных архивов неизбежно связано с прочтением текстов, т.е. поиск информации стимулирует чтение.
В-третьих, современная поисковая система и развитый интерфейс электронного архива (а объем информации действительно очень большой: если взять журнал «Химия и жизнь» – это 50 тысяч страниц!) позволят развивать информационно-коммуникационные навыки у детей, что положительно скажется на формировании у них информационной культуры. А это сегодня также является одной их главнейших задач Новой школы.
Как рабочий пример такой интернет-коллекции можно рассмотреть проект для Ханты-Мансийского автономного округа, в результате которого на Информационно-просветительском портале ХМАО-Югра появилась страница с электронными архивами журналов «Квант», «Химия и жизнь», «Северные просторы», доступная для 300 школ округа.
Подвёл итог круглого стола начальник отдела Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Александр Николаевич Воропаев, выразив благодарность организаторам за успешное его проведение:
«Книжный рынок переживает череду переломных моментов – тиражи книг падают, новых книг издаётся всё меньше, а то, что издано, всё хуже и хуже продаётся. Поэтому сегодня книжная отрасль должна перестраиваться, сегодня все мы понимаем, что книги в электронном виде в скором времени серьезно потеснят традиционные издания, а в ряде случаев смогут и заменить их. Уже давно не редкостью стали различные мультимедийные приложения к книге: игры, фильмы, тесты и др. Но каким бы ни было сочетание, в основе всего лежит, прежде всего, текст, замысел автора, на каком бы носителе он ни был изложен. Поэтому очень важна интеграция школьных библиотек в информационное пространство, так как именно со школьной скамьи начинается движение человека в информационное общество. Понимание этого было ещё в 95-м году, когда Т.Д. Жукова создала прообраз сегодняшнего информационно-методического центра на базе библиотеки методического центра Северо-западного округа Москвы. Собрав в одном месте большую коллекцию книг – учебных, методических, художественных, справочников, словарей, энциклопедий, а также всевозможных мультимедийных приложений к ним и самостоятельных изданий, как тогда говорили – «на нетрадиционных носителях». Имея в своём арсенале электронный каталог учебной и учебно-методической литературы и мультимедийный компьютер с выходом в Интернет, Татьяна Дмитриевна первая тогда создала модель окружного ИМЦ, где школьным библиотекарям полутора сотен школ округа предоставлялось информационно-методическое обслуживание и возможность сделать заказ на понравившиеся издания. Библиотекари, учителя школ не только получали информацию, но и сами учились работать с информацией на различных носителях, чтобы затем обучать школьников <…>.
Сегодня, когда на дворе 21-й век, современный школьник должен уметь работать с самыми различными видами информационных ресурсов во всём многообразии форм их проявления. Я считаю, что прошедший сегодня круглый стол – очень важный. Это первый круглый стол на тему взаимодействия школьных библиотек с агрегаторами информационных ресурсов, и мы будем «наращивать» эту тему в дальнейшем, потому что уверены, что через год-два уже сами издательства почувствуют острую необходимость в обсуждении целого ряда вопросов, связанных с ней. Не за горами переход от бумажных учебников к электронным, массовая закупка электронных ридеров в школы. Стоит лишь решить вопрос с санитарно-гигиеническим одобрением самих электронных устройств, которые претерпевают постоянные технологические изменения, в том числе и со стороны безопасного их использования детьми. И тогда нам уже нужно будет решать совсем другие задачи, мы должны этот момент предвосхитить и быть к нему готовыми!»
Конференция «ЭЛЕКТРОННОЕ КНИГОИЗДАНИЕ И ИННОВАЦИИ В КНИЖНОЙ ОТРАСЛИ»
Видеоотчёт о работе конференции
Статья К.К. Колин «Русский язык как стратегический фактор национальной и международной безопасности России и стран Евразии» // «Школьная библиотека».- 2007.-№8.-17-29
Статья А.В. Соколова «Национальная безопасность и школьный библиотекарь» // «Школьная библиотека».- 2010.-№6-7.-18-21
Обсудить в блоге
Пресс-служба РШБА