Профессиональный стандарт педагога-библиотекаря. ПРОЕКТ
Пояснительная записка (объясняет подходы разработчиков)
Разработчиком Профессионального стандарта можете стать и Вы, документ рассчитан на будущее. Радостно, что эта работа объединила наше сообщество и всех тех, кто смотрит в будущее.
Создание новой профессии «Педагог-библиотекарь» потребовало разработки профессионального образовательного стандарта. За его создание взялся профессор СПбГУКИ А.В.Соколов. Были намечены три блока дисциплин: общекультурный, общепрофессиональный и профессиональный. Однако скоро стало ясно, что в качестве основы образовательного стандарта новой профессии должен быть положен Стандарт самой профессии «педагог-библиотекарь», ядром которого стала бы профессиограмма нового специалиста, раскрывающая содержание его труда: основные цели, функции, виды деятельности, требования к образовательной подготовке (знания, умения, навыки, компетенции) применительно к условиям формирующегося информационного общества и общества знаний.
Профессиональный стандарт - важнейший нормативный документ, рождающийся в результате коллективного творчества ученых и практиков. Это корпоративный инструмент, позволяющий лоббировать интересы библиотечных специалистов в государственных и общественных организациях, налаживать и регулировать связи с международными ассоциациями школьных библиотекарей и с многотысячной армией школьных библиотекарей России. Это системный продукт, представляющий школьную библиотеку как когнитивный ресурс инновационных образовательных процессов в школе. Это связующий инструмент вузов культуры, взявших на себя подготовку кадров для школьных библиотек.
Цель Стандарта продемонстрировать новую реальность для школьных библиотекарей, партнерство с социумом, стать движущей силой перемен, показать учителям, родителям учащимся и обществу в целом ценность продукта своего труда, защитить саму профессию и ее уникальность.
Стандарты профессии «педагог–библиотекарь» существуют во многих странах. В России он создается впервые. Создателями его являются Русская школьная библиотечная ассоциация, во взаимодействии с Центром развития межличностных коммуникаций. Требование к созданию отечественного Стандарта состоит в том, чтобы он отвечал российским культурным традициям, был тесно связан с гуманистическим воспитанием школьников, обеспечивал существующие образовательные программы и был устремлен к образованию завтрашнего дня.
Следует заметить, что новый статус, какой получил школьный библиотекарь символичен. В нем заложен интегральный смысл - соединение двух социальных институтов - образования и библиотечного дела. Это не просто сложение двух составляющих: педагог плюс библиотекарь, это специалист в школе, который осуществляет педагогическую деятельность библиотечными ресурсами и методами, а библиотечные ресурсы и методы реализует для совершенствования образовательного процесса и воспитания учащихся.
Профессии «педагог-библиотекарь» и «учитель» это разные профессии. Для учителя характерен предметоцентризм и оперирование оценками по пятибалльной шкале. Педагог-библиотекарь это надпредметная профессия, она шире, чем учитель. Этой профессии присущ особый демократизм взаимодействия с детьми и взрослыми, обеспечивающий свободу неформального общения, свободу выбора литературы для чтения и свободу интерпретации прочитанного, отличающиеся от стандартизированного диалога на уроке. Сама профессия «педагог-библиотекарь» олицетворяет тенденцию школьного образования на интеграцию, на межпредметные связи, на соединение печатных и электронных средств информации и потому направлена на перспективу образования, на его будущее.
19.10.2014 Уважаемые коллеги! Предлагаем Вашему вниманию проект профстандарта «Педагог-библиотекарь», разработанный научно-исследовательским коллективом КемГУКИ.
***
Дорогие коллеги! Один из участников Всемирного Форума IASL-2014 предоставил информацию о работе над национальными стандартами школьных библиотек Канады, которые стратегически совпадают с концепцией развития школьных библиотек России, несколько лет назад разработанной нашей ассоциацией.
Канадские коллеги определяют эффективную работу «школьно-библиотечного образовательного сообщества пятью основными стандартами практической деятельности, призванными в совокупности своей обеспечивать динамичное обучение. В описании каждого из них приведены взаимосвязанные показателей успеха и примеры из практического опыта реальных библиотек.».
Библиотека – это место, где учат учиться, центр интерактивного обучения. Поэтому мы приглашаем вас, дорогие профессионалы, к активному обсуждению и развитию нашего стандарта и для этого предлагаем вам материал наших зарубежных коллег. Ждем ваших отзывов, предложений, суждений.
7 Мар 2014 #
3.1.3. Трудовая функция
16 Мар 2014 #
Необходимость профессионального стандарта очевидна! Это основа для программ профессиональной подготовки и переподготовки, для составления планов методической поддержки библиотекарей в межкурсовой период. В нём формулируются профессиональные требования приёма на работу.
Кроме того, Профессиональный стандарт должен стать основой для написания должностной инструкции. Если так, то перечень трудовых действий ОЧЕНЬ обширен!!! Боюсь, ни один сотрудник библиотеки в полном объёме его не осилит. А руководители образовательных учреждений в соответствие с этим документом будут вправе настаивать на их выполнении.
На мой взгляд, надо везде, где можно, прописать, что библиотекарь не берёт полностью на себя какую-то деятельность, а организует её совместно с педагогическим коллективом (психологом, социальным педагогом, педагогом-организатором, зам. дир. по воспитательной работе и т.д.).
Глядя на II раздел Профстандарта, я думала, что в трудовой деятельности по коду А будет отражена педагогическая составляющая профессии, а по коду В - библиотечная. Но в III разделе - в основном, педагогическая составляющая. На мой взгляд, недостаточно отражена вся внутрибиблиотечная работа, которая требует и знаний, и умений, и больших затрат рабочего времени.
Крен в сторону педагогической нагрузки мне показался слишком большим.
С огромным уважением к разработчикам стандарта, Н.В.Еговкина.
22 Мар 2014 #
Согласна с комментариями предыдущих коллег. В перечень "трудовых действий" включили обязанности почти всех сотрудников школы, начиная с учителей начальных классов, учителей-предметников и социально-психологических служб. У библиотечных работников основная цель - информационная поддержка образовательного процесса, а в проекте стандарта больше педагогической нагрузки, которую выполняют другие специалисты школы.
С уважением, Ф.А. Аникина
24 Мар 2014 #
Хотелось бы, чтобы разработчики пректа учли и эту особенность, иначе возникнут серьезные проблемы с введением новой професси в сельских школах.
С уважением и с пожеланием успехов, Чочишвили Е. Е.
6 Апр 2014 #
На мой взгляд, в проекте стандарта рассматриваются трудовые действия и необходимые умения педагога внеурочной деятельности, классного руководителя, педагога-психолога и в самую последнюю очередь библиотекаря. Внутрибиблиотечная работа, которая требует много времени, учтена не вся.
Некоторые положения вызывают у меня сомнения и вопросы, например, библиотекарь-педагог ведет библиотечную и внеурочную деятельность, почему тогда необходимыми является знание методики преподавания школьных предметов, способов оценки результатов обучения. Я не хотела бы, чтобы библиотекаря превратили в "учителя на замену" отсутствующих педагогов-предметников.
Каким образом библиотекарю выполнять такое трудовое действие, как "развитие у педагогов умений и навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями"? (составлять программы, проводить библиографические уроки?) или "формирование детско-взрослых сообществ, приобщение родительской общественности к ценностям семейного чтения"? В массовой библиотеке, куда дети приходят вместе с родителями это реально, а в школе, где библиотекарь может общаться с родителями только через классного руководителя или три минуты на родительском собрании, это не реально.
9 Апр 2014 #
10 Апр 2014 #
Проработав документ, хотелось бы отметить, что функции, выполняемые в библиотеке любого типа, давно определены и их восемь.
Из этих функций в стандарте выделили воспитательную и из нее выделили отдельно развивающую, а все остальные внесли в разряд библиотечной деятельности. По моему мнению, это не совсем правильно.
Совершенно не раскрыта внутренняя работа библиотеки, такая как комплектование (заказ, обработка книг, ведение учетной документации), работа с фондом (организация фонда, расстановка и т.д.) работа с каталогами (создание, ведение, редактирование и т.д.), с документацией (ведение дневника, листка учета), библиотечная статистика для анализа, которая требует больших затрат рабочего времени
Вся работа в библиотеке давно регламентирована ГОСТами и нормами времени и разработчики стандарта, возможно, забыли об этом. При планировании работы библиотеки, где в основном работает один педагог-библиотекарь, а во многих школах и на 0,5 ставки выполнение всех видов деятельности одним человеком просто не реально. Пример: 1702 ч. на ставку в год. Специалисты, работающие на 0,5 ставки, соответственно должны выполнить годовую нагрузку в 851 ч. Одни и те же трудовые действия повторяются во всех трех разделах, правда сформулированы по разному.По моему мнению, нужно было вменить в обязанности педагогу-библиотекарю только одну задачу разработать программы по «Информационной культуре педагога» и «Информационной культуре школьника» и попытаться реализовать их в школе в полном обьеме, как программу по литературе или математике, во внеурочное время. Эту задачу ставят перед нами программы ЮНЕСКО «Информация для всех» , «Медийная и информационная грамотность педагога»
Все трудовые действия, подменяющие учителей, психологов, социальных работников не уместны в стандарте и если останутся, то могут принести только вред детям не квалифицированными действиями. Работать в тандеме с этими специалистами возможно.
По многолетней практике я давно замечаю, что если библиотекарь в школе ведет педагогическую работу в полном объеме, то библиотечно-информационная деятельность западает или скажем так, отсутствует, по этой причине до сих пор мало в каких школьных библиотеках есть электронные каталоги, правильно ведется учетная и статистическая документация.
4 Май 2014 #
Создание профессионального стандарта - это та необходимость, без которой статус школьной библиотеки и школьного библиотекаря не поднять.
Но необходимо чётко осознавать, что мы хотим получить: "педагога на замену" или действительно уникальную (на сегодняшний день для нашего образования) профессию "педагог-библиотекарь". Если второе, то нельзя просто компилировать обязанности всех педагогов школы. Например, согласна с коллегой, что мы НЕ ПРАВОМОЧНЫ проводить психологическое диагностирование, т.к. у нас нет специального психологического образования. Необходима глубокая переработка всех ПЕДАГОГИЧЕСКИХ функций и преломление их в свете БИБЛИОТЕЧНОЙ деятельности.
И еще хотелось бы обратить внимание коллег: родители являются полноправными участниками образовательного процесса. И сейчас многие школьные библиотекари не ограничиваются общению с ними через классного руководителя или на родительском собрании. Клубы семейного чтения, консультации родителей по вопросам чтения, Родительские университеты и многое другое уже вошли в практику школьных библиотек. Я думаю, что говоря о "формировании детско-взрослых сообществ" именно такие формы работы и имелись ввиду.
6 Окт 2014 #
с.5 и с.25
3.1. Обобщенная трудовая функция
В правый столбец таблицы (левый столбец "Требования к образованию и обучению" после слов "среднее профессиональное образование" вписать после запятой "среднее специальное образование".
с.25
3.1. Обобщенная трудовая функция
Дополнительные характеристики
В правый столбец таблицы "Наименование" (левый столбец "Наименование классификатора" добавить после слова "документоведы" словосочетание "товароведы книги".
30 Окт 2014 #
2 Дек 2014 #
8 Дек 2014 #
10 Дек 2014 #
Считаем что, не так уж важно новому специалисту знать «индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики?» (Раздел 3.1.1. Трудовая функция). Или «Применение методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка»? (Раздел 3.1.3.) Нам кажется, пусть этими вопросами занимаются специалисты. Каждый должен делать свое. Нам ближе информационно - документальное сопровождение образовательного процесса, формирование информационной культуры учащихся библиотечными средствами, продвижение книги и чтения.
Профессиональный стандарт, разработанный в КемГУКИ достаточно большой и с первого раза кажется, что в нем все одно да потому. Он включает в себя слишком большой объем как педагогической, так и библиотечной деятельности нового специалиста. Очевидно, разработчики стандарта считают, что в школьных библиотеках работает значительное количество сотрудников. Но, увы, это не так. Все грузим на одного, в лучшем случае на двоих. Отсюда и получается факт того, что работники школьных библиотек ничего не успевают, складывается мнение о их нерадивости и бездействии.
17 Дек 2014 #
19 Дек 2014 #
23 Дек 2014 #