Русская школьная библиотечная ассоциация
Информационный портал
Школьных библиотек России

Инновационная и методическая деятельность

Деятельность методиста по библиотечному фонду учебной литературы и работе школьных библиотек ориентирована на методическое сопровождение работы и организацию инновационной деятельности библиотек образовательных учреждений территории.

Инновационные процессы являются составной частью методической работы. Она включает изучение опыта работы библиотек, выявления новшеств, информирование библиотекарей о новшествах, помощь школьным библиотекам в их освоении.

По инициативе методиста по учебным фондам школьных библиотек процесс внедрения новшеств идет «сверху», т.е. из территориального методического центра, и распространяется на ряд библиотек школ.

Внедрение новшества в отдельно взятой библиотеке или ряде школьных библиотек включает следующее:

  1. Осознание потребности в новшестве.
  2. Анализ противоречий или недостатков, которые новшество может устранить.
  3. Изучение существующей практики и поиск подходящих аналогов и их оценка (оценка включает доступность новшества для данной конкретной библиотеки).
  4. Пилотное внедрение новшества для проверки возможности и эффективности его использования в условиях данной конкретной библиотеки и проведения необходимой корректировки.

Инновационная деятельность школьных библиотек несколько отличается от подобной деятельности библиотек других типов за счет необходимости искать и создавать новшества не только в сфере информационно-библиотечной деятельности, но и в области педагогики, психологии, социальной теории и практики, а также использовать достижения досуговедения, музееведения, информационных коммуникаций и технологий.

Отличительной чертой инновационной деятельности школьных библиотек является и то, что, как правило, они внедряют новшества в рамках одной отдельно взятой библиотеки, что значительно усложняет и удорожает данную деятельность.

В понятие «новшество» включаются новые неизвестные или известные, но модернизированные формы и методы библиотечной работы, способствующие ее совершенствованию. Процесс ввода новшества в библиотечную практику в целях ее совершенствования называется нововведением.

Новшества, вводимые в школьных библиотеках, чаще всего носят продуктный или технологический характер, т.е. они направлены на совершенствование библиотечной продукции и услуг и необходимых для этого технологических процессов. Конечная цель инновационной деятельности школьной библиотеки — превращение новшества в нововведение и его положительное влияние на учебно-воспитательную работу школы.

С позиции методического сопровождения деятельности школьных библиотек, весьма важным в распространении новшества является работа, направленная на преодоление предубеждения у части библиотекарей к использованию новшеств, психологического сопротивления переменам.

Методисту требуется обосновать необходимость внедрения новшества, убедить в этом школьных библиотекарей. Практика показывает, что в этой связи методисты часто выступают в роли авторов и разработчиков новшеств, а также как кураторы их внедрения. Таким образом, задачи методиста в большинстве случаев включают:

  • выбор новшества для распространения;
  • его экспериментальную проверку;
  • разработку и распространение рекомендаций по внедрению новшества;
  • обучение библиотекарей методике его применения;
  • методическую помощь библиотекарям в освоении новшества.

В том случае, если инициатива внедрения новшества исходит от школьного библиотекаря, в задачи методиста входит лишь методическая помощь библиотекарям в эффективном освоении новшества.

Одним из основных инструментов деятельности методиста по библиотечному фонду учебной литературы и работе школьных библиотек является методический мониторинг. Значительная часть его деятельности составляет анализ работы школьных библиотек, который позволяет наблюдать состояние и развитие школьных библиотек. Данные мониторинга дают информацию о состоянии и тенденциях развития учебного и основного фондов школьных библиотек, о полноте и успешности обеспечения библиотеками учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений, о разнообразии форм и методов информационно-библиотечного обслуживания различных групп читателей. Другое назначение методического мониторинга — сбор данных для разработки методических рекомендаций по совершенствованию деятельности школьных библиотек. Единицами наблюдения методического мониторинга за деятельностью школьных библиотек могут являться:

  1. Показатели эффективности деятельности библиотеки, в том числе и движение фондов, книгообеспеченность, обращаемость и читаемость.
  2. Кадровый состав школьных библиотек, его мобильность, дополнительное образование, расширение сфер деятельности в рамках образовательных учреждений.
  3. Новые библиотечно-информационные услуги, предлагаемые школьными библиотеками, в том числе — факультативные занятия по основам информационной культуры личности, ведение различных форм дополнительной образовательной деятельности (организация кружков, литературных и краеведческих музеев, выставок творчества школьников и учителей и т.д.).
  4. Информационная продукция школьных библиотек — малые формы библиографической продукции — закладки, списки литературы, коллекции Интернет-ссылок и т.д.

Методический мониторинг ведется на основе анализа работы школьных библиотек по их планам и отчетам, материалам семинаров, совещаний, на основе данных, полученных в процессе изучения библиотек, а также из профессиональных периодических изданий, в первую очередь журнала «Школьная библиотека».

Анализ работы школьных библиотек — это комплексное рассмотрение содержания, методов и результатов ее деятельности, выраженное в количественных и качественных показателях. Как пример методического мониторинга можно привести работу методистов города Самары, которые провели мониторинг учебных фондов школьных библиотек в контексте единой системы мониторинга состояния образования.

На основе данных методического мониторинга, по предложению методистов может быть сформирована программа ведения экспериментальной работы на базе школьных библиотек. Например, организация медиатеки или медиацентра на базе школьной библиотеки. (Приложения к Главе 4 — 1, 2, 3, 4, 5.)

Методическая работа в целом и проведение методического мониторинга требуют глубокого знания истории и современного состояния библиотечного дела, владения методами научно-исследовательской и аналитической работы. Цель методической деятельности — повышение качества школьного образования за счет совершенствования деятельности школьных библиотек.

Организация работы методиста требует четкого планирования, ведения вспомогательного аппарата (картотек, баз данных, тематических подборок).

Кроме того, методист участвует в программно-методическом обеспечении образовательного процесса школ, принимает участие в реализации программ развития территориальной образовательной системы. Особенное внимание уделяется подпрограммам «Информатизация образования» и «Педагог» (в части повышения профессионального мастерства заведующих школьными библиотеками). Например, методист НМЦ РОНО Центрального района Санкт-Петербурга на протяжении ряда лет ведет изучение состояния программно-методического обеспечения образовательных программ образовательных учреждений района. Выполнению этой работы значительно помогает взаимодействие с методистами и учителями различных образовательных областей. Работа состоит из нескольких этапов:

1_й этап. Создание электронной базы данных (фасетных каталогов) по учебно-методическим комплексам каждого образовательного учреждения по всем образовательным областям.

2_й этап. Создание электронной базы фактического наличия библиотечного фонда учебников каждого образовательного учреждения, районного библиотечного фонда учебников и районного резервно-обменного фонда учебников.

3_й этап. Анализ соответствия образовательных программ каждого образовательного учреждения приобретенным и заказываемым учебникам (по «Бланку заказа учебников и учебно-методических пособий»).

4_й этап. Выходы в библиотеки образовательных учреждений с целью исследования обеспеченности учебниками и учебно-методическими пособиями и оказания практической помощи в работе с библиотечным фондом учебников.

5_й этап. Собеседования с председателями районных и школьных методических объединений различных образовательных областей с целью корректировки их деятельности и деятельности школьного библиотекаря по формированию учебно-методического комплекса.

6_й этап. Обобщение и анализ собранного материала, позволяющий увидеть весь спектр формирования и обеспечения того или иного учебно-методического комплекса.

7_й этап. Корректировка заказа учебников на следующий учебный год.

(Приложения к Главе 4 — 6, 7, 8, 9, 10.)

В целях изучения состояния формирования и обеспеченности различных учебно-методических комплексов (УМК) методист разрабатывает циклограмму, которая служит как целям контроля, так и организации планомерной, ритмичной работы.

Рассмотрим сначала состав УМК:

  • Образовательная программа образовательного учреждения.
  • Учебный план образовательного учреждения (Базисный учебный план).
  • Учебные программы (базовые, авторские).
  • Поурочное и тематическое планирование.
  • Учебник.
  • Дидактические материалы, тетради на печатной основе.
  • Методические пособия, рекомендации.
  • Картотеки, каталоги или папки с вырезками статей из предметных журналов, газет, Интернета и пр.
  • Карты, плакаты, портреты, таблицы и др. наглядный материал.

Очевидно, что полный УМК может быть создан только с участием библиотеки образовательного учреждения, которая использует как свои ресурсы, так и ресурсы других библиотек и информационно-педагогических служб.

Как правило, методист по библиотекам и библиотечному фонду учебников не имеет прямого отношения к формированию УМК в конкретных школах, но оказать помощь школьному библиотекарю или учителю в подборе необходимой литературы, просмотреть специальные издания, создать картотеку по данной проблеме — работа методиста.

Частью методического мониторинга является слежение за обеспеченностью учебной литературой школ территории. С этой целью методист разрабатывает специальную памятку:

  1. До 10 сентября (ежегодно) заполняется «Таблица обеспеченности учебниками на учебный год по образовательным учреждениям» (в том числе с указанием недопоставок учебников из издательств и книготоргующих организаций и учебников, приобретаемых за родительскую плату).
  2. До 1 ноября — анализ поставок и недопоставок учебников в образовательные учреждения из издательств и книготоргующих организаций
  3. Сентябрь–октябрь (ежегодно) — обновляется электронная база данных по библиотечному фонду учебников и учебно-методическим комплексам.
  4. Октябрь–декабрь — выступления на районных методических объединениях различных образовательных областей, собеседования с методистами по МК.
  5. Октябрь–декабрь — осуществляется подготовка и оформление «Бланка заказа учебников и учебно-методических пособий» на следующий учебный год (см.приложение 4).
  6. Январь–март — проводится подготовка и сдача электронной базы учебников в районный резервно-обменный библиотечный фонд учебников.
  7. В течение учебного года — осуществляется контроль движения библиотечного фонда учебников в библиотеках образовательных учреждений района (см. журнал движения фонда библиотек ОУ, приложение 5).
  8. В течение учебного года по итогам выхода в библиотеки образовательных учреждений составляется справка или акт с предложениями.
  9. До 1 мая в каждом образовательном учреждении вывешивается перечень учебников, используемых ОУ в новом учебном году.
  10. Май–июнь — осуществляется контроль за сбором учебников и подготовки учебников к выдаче на новый учебный год в образовательных учреждениях района.
  11. До 1 июля — составляется анализ работы за прошедший учебный год и план работы на новый учебный год.
  12. До 1 июля — администрацией НМЦ проводится собеседование по плану на следующий учебный год.

Методист по работе с фондами учебной литературы школьных библиотек должен работать в тесном сотрудничестве с методистами других подразделений территориального органа управления образованием. Например, в целях оказания помощи методистам-предметникам с педагогическими коллективами по формированию и обеспечению учебно-методического комплекса в Научно-методическом центре РОНО Центрального района Санкт-Петербурга ежегодно проводятся:

  • информационно-методические совещания по темам: «Формирование и/или содержание учебно-методического комплекса на новый учебный год»;
  • информационные совещания для зав. библиотеками по темам «Состояние обеспеченности учебниками на новый учебный год» (сентябрь–октябрь) и «Задачи педагогического коллектива по обеспечению учебниками» (апрель–май);
  • творческие встречи с различными издательствами, готовыми провести аналитические обзоры новинок учебно-методической литературы;
  • встречи для педагогов-предметников с авторами новых учебников и авторскими коллективами УМК;
  • консультации для зам. директоров по учебной работе, председателей ШМО, зав. библиотеками по составляющим учебно-методического комплекса, по работе с учебником в урочной и внеурочной деятельности, просмотр программ, стандартов образования, тематического и поурочного планирования, новых учебников и учебных пособий;
  • обзоры предметных журналов, газет.

Бурное развитие книжного рынка, с одной стороны, и распад устоявшейся за предыдущий исторический период системы книгораспространения — с другой, стали серьезным стимулом для организации методистами по работе с учебными фондами и деятельности школьных библиотек ассортиментных кабинетов при территориальных органах управления образованием, предназначенных для оперативного знакомства руководителей школ, методистов, учителей, родителей с новыми учебниками, методическим материалами, контрольно-измерительными материалами, стандартами образования и т.д.

Значительная часть работы методиста посвящена повышению квалификации школьных библиотекарей, ориентированному на их профессиональные запросы и информационные потребности. Повышение квалификации и дополнительное образование строится на базе данных методического мониторинга с учетом базовой подготовки специалиста библиотеки, опыта его работы и той миссии, которую реализует библиотека школы. Повышение квалификации, как правило, организуется на базе высшего учебного заведения, кроме того, к проведению занятий привлекаются специалисты из библиотек других типов (научных областных, юношеских и детских областных и городских библиотек).

Модернизация образования, переход к профильной школе требуют от методистов расширения знаний школьных библиотекарей в области управления образовательным учреждением, экономики школы, обучения в новой образовательной среде. Данное обстоятельство диктует необходимость дополнительного образования в данных областях. Дополнительное образование осуществляется в форме курсовой подготовки, обучающих семинаров, тренингов, проектной работы учебного назначения.

Необходимо отметить, что организация проектной работы важна не только для дополнительного образования школьных библиотекарей, но и для разработки проектов самими библиотекарями и реализации их на базе школьной библиотеки совместно с учащимися и учителями.

В целях расширения возможностей в области повышения квалификации и дополнительного образования школьных библиотекарей в последние годы стали использовать дистанционные формы их обучения. Начало этому процессу было положено Русской школьной библиотечной ассоциацией и журналом «Школьная

библиотека», который совместно с Учебным центром Российской государственной библиотеки открыл заочную школу. Для проведения заочной школы был создан коллектив преподавателей из Московского, Санкт-Петербургского, Кемеровского университетов культуры и искусств и других учебных и научных центров.

В качестве Интернет-поддержки слушателям «Заочной школы» предлагался Интернет-ресурс — сайт журнала «Школьная библиотека», где размещались как лекции, так и задания для самостоятельной работы. Параллельно лекции и задания публиковались в специальной рубрике на страницах журнала «Школьная библиотека». Кроме того, каждая консультация отсылала слушателей к тому или иному библиотековедческому ресурсу в Интернете. В качестве форм промежуточного контроля слушатели самостоятельно выполняли проекты и методические разработки. Основными темами разработок были:

  • сущностные функции библиотеки;
  • организация работы библиотеки в общеобразовательном учреждении;
  • технологический подход к деятельности библиотеки, различные аспекты библиотечного обслуживания читателей.

Кроме того, слушатели выполняли контрольные работы, связанные со следующими направлениями библиотечной деятельности:

  • информатизация школьной библиотеки;
  • работа с различными категориями пользователей. В том числе с учителями и родителями;
  • выставочная деятельность школьной библиотеки и др.

По результатам обучения, слушатели, успешно окончившие курс, получали удостоверение государственного образца по повышению квалификации, дающие преимущественное право на повышение в должности при очередной аттестации.

(Приложения к Главе 4 — 11, 12, 13.)

    

Раздел подготовлен по материалам издания: Справочник школьного библиотекаря / О.Р. Старовойтова, С.М. Плескачевская, Т.Д. Жукова; Под ред. Ю.Н. Столярова. ­­– 2-е изд., испр. и доп. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. – 456 с. – ISBN 5-902300-36-3. Как приобрести издания Ассоциации