Русская школьная библиотечная ассоциация
Информационный портал
Школьных библиотек России

Современные функции информационно-библиотечных центров образовательных организаций и подходы к выполнению этих функций (статья)


Традиционно библиотекам в обществе принадлежит роль духовно-нравственного развития обучающихся, условий создания социальной ситуации их развития, интеграции образовательного пространства, самосовершенствования всех участников образовательного процесса. Однако, в последнее время наметился очевидный спад в исполнении современными библиотеками своих базовых функций и функций, вызванных потребностями нового поколения школьников.

В связи с этим в рамках Государственного контракта между Минобрнауки России и РШБА разработана Концепция развития Национальной сети информационно-библиотечных центров образовательных организаций, целью которой является определение основных направлений развития Национальной сети информационно-библиотечных центров образовательных организаций до 2020 года.
В соответствии с разработанной Концепцией информационно-библиотечный центр образовательной организации должен стать фундаментом и необходимым условием для реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Для успешного выполнения этой задачи информационно-библиотечный центр берет на себя обязательства по исполнению шести ключевых функций.

Образовательная функция

Информационно-библиотечный центр должен обеспечивать интеграцию отдельных предметных дисциплин и поддержку метапредметного образовательного процесса. 
Пространство информационно-библиотечного центра должно обеспечивать возможность организации учебно-исследовательской и проектной деятельности и предоставлять учебным проектным группам необходимую инфраструктуру для коллективной работы.
Ресурсы информационно-библиотечного центра должны способствовать формированию предметных и метапредметных универсальных учебных действий за счет применения в образовательном процессе современных технологий – образовательных онлайн-сервисов, виртуального образовательного пространства, электронного образовательного контента и других видов информационных образовательных средств.
Использование ресурсов информационно-библиотечного центра позволит удовлетворять индивидуальные образовательные потребности пользователя в рамках самостоятельных занятий. 
Педагог-библиотекарь должен помогать обучающимся ориентироваться в литературе и иных информационно-образовательных ресурсах в соответствии с их индивидуальными образовательными потребностями, способствовать развитию навыков самостоятельного мышления обучающихся. 

Информационно-методическая функция

Информационно-библиотечный центр должен аккумулировать научно-методические наработки, рождающиеся на уровне района, региона, страны, и обеспечивать педагога современными методиками в его предметной области.
Информационно-библиотечный центр должен помогать педагогу в формировании собственной инновационной программы и педагогического портфолио для использования в образовательном процессе и прохождения педагогической аттестации.
Со стороны информационно-библиотечного центра педагогу должна оказываться квалифицированная помощь в формировании поисковых и библиографических запросов, в повышении информационной грамотности.
На уровне образовательной организации информационно-библиотечный центр должен стать катализатором инновационной педагогической активности, предоставить педагогам необходимую для этого инфраструктуру и информационно-методическую поддержку, способствовать общему развитию информационной культуры.

Обеспечивающая функция

Обеспечивающая функция информационно-библиотечных центров образовательных организаций должна быть расширена за счет пополнения и обновления книжных фондов, предоставления новых видов ресурсов, удовлетворения новых типов потребностей образовательной организации.
Помимо предоставления книжных фондов, информационно-библиотечный центр должен обеспечивать поддержку образовательного процесса электронными образовательными ресурсами, программными средствами, доступом к сети Интернет.
Помещения и оборудование информационно-библиотечного центра должны активно использоваться в образовательном процессе.
При отсутствии необходимых ресурсов информационно-библиотечный центр может использовать возможности кооперации с другими информационно-библиотечными центрами. Таким образом, общее количество ресурсов, доступных посетителям конкретного информационно-библиотечного центра, увеличивается.
Информационно-библиотечный центр должен иметь возможность привлекать дополнительные ресурсы за счет развития частно-государственного партнерства, сотрудничества с фондами развития, привлечения средств благотворительных организаций и частных лиц.
Одной из возможностей привлечения дополнительных ресурсов является сотрудничество с компаниями-поставщиками высокотехнологичной образовательной продукции – шлемов виртуальной и дополненной реальности, интерактивных досок и других. При этом информационно-библиотечный центр выполняет функции выставки-экспозиции и обеспечивает привлечение внимания к продукции партнера. Такое сотрудничество позволяет использовать новые технологии в образовательном процессе с минимальными затратами.

Культурно-просветительская функция

Информационно-библиотечный центр должен способствовать формированию целостного мировоззрения, ответственного отношения к учению, самообразованию и развитию, воспитание гражданской идентичности и передачи всего комплекса ценностей, заложенных федеральными государственными образовательными стандартами.
При подборе информационных ресурсов педагог-библиотекарь должен быть чувствителен к заинтересованности посетителей, рекомендовать контент, ориентированный на их внутренние запросы.
Культурно-просветительская деятельность информационно-библиотечного центра должна быть направлена на повышение уровня культуры, образования пользователя, его интеллектуальное и духовное развитие, социализацию.
Культурно-просветительская функция должна реализовываться, в том числе, за счет проведения мероприятий соответствующей направленности – выставок, тематических чтений, работы тематических кружков.
Информационно-библиотечный центр должен принимать активное участие во внеучебной деятельности образовательной организации: в подготовке стенгазет, в подготовке театральных постановок, в проведении интеллектуальных игр.
Контент, предоставляемый информационно-библиотечным центром, должен быть ориентирован не только на учебные предметы, но и на подготовку к жизни, расширение кругозора, выстраивание жизненных маршрутов и познание мира во всем его многообразии.

Профориентационная функция

Личностное самоопределение и построение индивидуальной образовательной траектории является одной из важнейших компетенций, формируемых при реализации ФГОС.
Педагог-библиотекарь должен оказывать обучающимся профориентационную поддержку, содействовать им в построении индивидуальных образовательных траекторий, способствовать развитию навыков самопроектирования и способности к непрерывному образованию на протяжении всей жизни.
Информационно-библиотечный центр образовательной организации должен иметь необходимые информационные ресурсы и программное обеспечение для выполнения профориентационной функции.
На базе информационно-библиотечных центров должна быть реализована профориентационная поддержка в игровой форме. Инструментами такой поддержки должны стать тематические мероприятия (дни профессий, профориентационные игры) и образовательно-игровая среда с функциями карьерного симулятора, реализованная в виде информационного сервиса.

Досуговая функция

Информационно-библиотечный центр должен стать общественным пространством для встреч и неформального времяпрепровождения. Посетителям должны обеспечиваться комфортные условия для досуговой деятельности, отдыха, свободного выхода в Интернет через Wi-Fi.
Педагог-библиотекарь должен организовывать проведение развлекательных мероприятий с интеллектуальным наполнением, таких как экспозиции, выставки, тематические чтения.
На базе информационно-библиотечного центра должны действовать различные клубы и объединения, способствующие развитию – дискуссионные клубы, поэтические кружки, редакции школьных сайтов и электронных стенгазет, и тому подобные.
Педагог-библиотекарь должен использовать современные методики организации различных форм досуга. Досуговая деятельность, организуемая на базе информационно-библиотечного центра, должна нести развивающую и расслабляющую функции, что позволит стимулировать когнитивную деятельность и будет способствовать всестороннему развитию обучающихся. 

Таким образом, информационно-библиотечный центр образовательной организации должен стать организационным и функциональным центром образовательного процесса и обеспечить инфраструктурную основу для обеспечения условий реализации ФГОС в образовательных организациях.