Русская школьная библиотечная ассоциация
Информационный портал
Школьных библиотек России

Развитие обеспечения информационно-библиотечных центров образовательных организаций (статья)


В настоящее время в информационно-библиотечных центрах образовательных организаций наблюдается ряд проблем, препятствующий реализации их возможностей. К основным проблемам относятся несовершенство нормативно-правовой базы, слабая материально-техническая база, противоречия между функционалом школьного библиотекаря и имеющимся штатным расписанием образовательной организации, кризис фондов, проблемы кадрового обеспечения, несвоевременное информационно-ресурсное обеспечение.

В связи с этим в рамках Государственного контракта между Минобрнауки России и РШБА  разработана Концепция развития Национальной сети информационно-библиотечных центров образовательных организаций, целью которой является определение основных направлений развития Национальной сети информационно-библиотечных центров образовательных организаций до 2020 года.

В соответствии с разработанной Концепцией основным направлением ее реализации является совершенствование обеспечения информационно-библиотечных центров образовательных организаций: нормативно-правового, научно-методического, кадрового, материально-технического, информационно-ресурсного и программного. Рассмотрим подходы к развитию различных видов обеспечения.


Нормативно-правовое обеспечение

Одним из направлений развития нормативно-правового обеспечения должна стать актуализация федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), в которых необходимо зафиксировать роль информационно-библиотечного центра в образовательном процессе как необходимое условие реализации ФГОС, сформулировать четкое определение информационно-библиотечного центра и определить разницу между библиотекой и информационно-библиотечным центром. Также во ФГОС необходимо сформулировать требования к реализации информационно-библиотечным центром информационно-методической, образовательной, культурно-просветительской, профориентационной, обеспечивающей и досуговой функций и определить требования к обслуживанию всех категорий участников образовательного процесса, включая администраторов, педагогов и родителей (законных представителей).

Все необходимые изменения, обеспечивающие преемственность между ФГОС относительно функций информационно-библиотечного центра, должны соблюдать непротиворечивость требований внутри каждого стандарта и между различными стандартами, соответствие нормативно-правовому обеспечению библиотечного обслуживания на территории Российской Федерации.

В рамках развития нормативно-правового обеспечения деятельности информационно-библиотечных центров необходимо актуализировать нормативно-правовое обеспечение трудовой деятельности педагогов-библиотекарей. Должны быть внесены изменения, обеспечивающие педагогу-библиотекарю весь спектр условий трудовой деятельности, доступный педагогическим работникам.

Для поддержания единства работы информационно-библиотечных центров требуется создание типовых локальных нормативных правовых актов и федеральных нормативов обеспечения учащихся программной и дополнительной литературой и электронными документами; нормативы обеспечения педагогического коллектива школы методическими и иными необходимыми документами на всех видах носителей информации.

Также должны быть подготовлены и приняты нормативные правовые акты, формирующие необходимый понятийный аппарат и устраняющие для электронных изданий учебного назначения имеющиеся в настоящее время в области авторского и смежных прав ограничения на включение в состав электронных изданий учебного назначения фото-, видео- и аудиофрагментов различных правообладателей.


Научно-методическое обеспечение

Основным инструментом развития научно-методического обеспечения Национальной сети информационно-библиотечных центров образовательных организаций должен стать Федеральный информационно-методический центр (ФИМЦ). В его функции входит отслеживать мировые достижения и аккумулировать лучшие практики деятельности информационно-библиотечных центров образовательных организаций, обеспечивать организацию мероприятий по обмену опытом между организациями-участниками сети, издавать и распространять научно-методическую литературу, содержащую лучшие практики, методические рекомендации и другую информацию для использования в работе информационно-библиотечных центров.

На базе Федерального информационно-методического центра должен быть создан банк инноваций – структурированное по направлениям электронное хранилище инновационных методических практик, аккумулирующее наработки всех доступных источников. 

Распространение научно-методических наработок должно осуществляться Федеральным информационно-методическим центром через методический портал банка инноваций, посредством выпуска регулярных тематических изданий и организации мероприятий по обмену опытом. 


Кадровое обеспечение

В целях развития кадрового обеспечения деятельности информационно-библиотечных центров должна быть разработана система непрерывного образования, ориентированная на глубокую гуманитарную, психолого-педагогическую и библиотечно-информационную подготовку педагогов-библиотекарей.

Гуманитарная подготовка педагогов-библиотекарей призвана  стать фундаментом прочной системы ценностей, на основе которых осуществляется поиск, оценка и рекомендация источников конкретным  пользователям. Гуманитарная подготовка должна включать историю, литературу, искусствознание.

В части психолого-педагогической подготовки педагог-библиотекарь должен освоить методы природосообразности, майнд-менеджмента, междисциплинарного обучения, получить глубокие знания в области возрастной педагогики и психологии познавательной деятельности. В программы подготовки педагогов-библиотекарей должны быть интегрированы современные достижения нейрокогнитивных наук в приложении к образовательному процессу.

Библиотечно-информационная подготовка педагогов-библиотекарей должна включать каталогизацию, библиографию, информационную грамотность, работу с информацией в сети Интернет, работу с образовательными онлайн-сервисами и другими инструментами информационной деятельности.

Подготовка педагога-библиотекаря должна развивать такие личностные качества как коммуникабельность, инициативность, лидерство, аналитико-синтетическую компетенцию и готовность к переменам.

Методом качественного обогащения кадрового состава отрасли  является всеобщая аттестация сотрудников информационно-библиотечных центров на федеральном, региональном и ведомственном уровнях, которая может проводиться как в очном, так и в дистанционном режимах.


Материально-техническое обеспечение

При оборудовании помещений информационно-библиотечных центров необходимо придерживаться принципов безбарьерности и трансформативности пространства. Все посадочные места должны быть оборудованы электрической подводкой и бесплатным доступом к сети Интернет через систему мониторинга и фильтрации контента, доступ должен осуществляться как по кабелю, так и в беспроводном режиме через Wi-Fi. 

Концепция предлагает оснащать информационно-библиотечные центры по принципу зонирования: 

- Зона длительного абонемента, предназначенная для получения информационных ресурсов (как бумажных, так и электронных) и оборудования для проведения занятий (такого как ноутбуки, мультимедийное оборудование и прочее) во временное пользование.

- Зона абонемента открытого доступа, предназначенная для самостоятельной работы с использованием ресурсов, предоставляемых информационно-библиотечным центром.

- Зона коллективной работы, предназначенная для общения, совместной реализации учебно-исследовательских проектов, организации кружков и клубов, проведения внеучебных мероприятий и других типов совместной деятельности.

- Презентационная зона.

- Рекреационная зона, предназначенная для досуга, проведения культурно-просветительских и социально-значимых мероприятий — литературных студий для взрослых и детей, «библиотечных уроков», литературных встреч, мероприятий гражданско-патриотической направленности и других.


Информационно-ресурсное обеспечение

Важнейшей задачей информационно-ресурсного обеспечения является фондообеспеченность, выражающаяся в восполнении и пополнение фондов печатных изданий, расширении электронных фондов. Для эффективного исполнения этой задачи необходимо обеспечить централизованную каталогизацию фондов и ведение единого электронного каталога, для исключения дублирования работы по заведению записей о наличии в фондах печатных изданий, электронных ресурсов и оборудования. 

При обеспечении информационно-библиотечных центров образовательных организаций информационными ресурсами необходимо ориентироваться на переход от печатных изданий к электронным информационным и образовательным ресурсам, в том числе мультимедийным и интерактивным.

Определяющую роль в информационно-ресурсном обеспечении современного информационно-библиотечного центра будет играть Интернет как источник и средство совместного создания (к процессу привлекаются педагоги, обучающиеся, родители, коллеги-библиотекари), комплектования и предоставления открытого доступа к ресурсам.

Еще одной мерой повышения информационно-ресурсной обеспеченности должна стать система обмена ресурсами между информационно-библиотечными центрами, обеспечивающая посетителям возможность поиска ресурсов по всем территориально доступным ИБЦ и заказа необходимых ресурсов из любого информационно-библиотечного центра сети.


Программное обеспечение

Для обеспечения реализации ФГОС функции информационно-библиотечного центра должны поддерживаться современными средствами работы с информацией – программным обеспечением и доступом к глобальной сети Интернет.

Выбор программного обеспечения должен быть сделан в соответствии с основными потребностями:

- для обеспечения доступа к научно-методическим наработкам, аккумулированным Федеральным информационно-методическим центром, должен быть создан информационно-методический портал Национальной сети информационно-библиотечных центров.

- для поддержки обеспечивающей функции информационно-библиотечного центра должен быть создан единый электронный каталог. Электронный каталог должен обеспечивать централизованное ведение библиографических перечней и обобщенных перечней ресурсов различных типов (оборудования, электронных ресурсов на цифровых носителях и прочих). Также должна быть разработана современная информационно-библиотечная система (АБИС), интегрированная с единым электронным каталогом, работающая по принципу «облачных» технологий, но сохраняющая работоспособность при потере подключения к Интернету.

- для поддержки образовательного процесса со стороны информационно-библиотечного центра должны быть разработаны современные сервисы, реализующие принципы смарт-обучения.

- для поддержки метапредметной учебно-исследовательской проектной деятельности должны быть реализованы сервисы онлайн-коллаборации, обеспечивающие возможность совместной работы в режиме реального времени. 

- для поддержки сетевого обмена ресурсами необходимо разработать систему горизонтального распространения авторского электронного контента с возможностью индивидуального и коллективного создания и публикации электронных изданий, в том числе насыщенных мультимедийным и интерактивным контентом, с поддержкой комментариев при совместной работе над изданием. Система должна обеспечивать возможность печати по требованию при помощи специализированного оборудования. Каждый экземпляр, напечатанный таким образом, должен иметь уникальный идентификатор, обеспечивающий возможность его учета. Печатные издания, предоставленные посетителям информационно-библиотечных центров с помощью печати по требованию, должны учитываться системой и подлежать возврату в информационно-библиотечный центр.

- для поддержки метапредметной и профориентационной деятельности информационно-библиотечных центров должна быть создана образовательно-игровая среда, представляющая собой карьерный симулятор, основанный на социальных траекториях, приближенных к реальной жизни, и развитие персонажа через освоение самим игроком компетенций должно осуществляться в соответствии с выбранной карьерной траекторией. 

- для информационной и методической поддержки образовательного процесса необходимо создание системы, предоставляющей сервисы для работы с информацией, включающих включать оцифровку и распознавание контрольных и проверочных работ, компоновку и верстку раздаточных материалов к очным занятиям, создание электронных курсов и оформление электронного портфолио для подготовки к педагогической аттестации.


Таким образом, развитие различных видов обеспечения информационно-библиотечных центров позволит повысить эффективность реализации федеральных государственных образовательных стандартов и организовать продуктивное сотрудничество между педагогами как в рамках образовательной организации, так и сети информационно-библиотечных центров.