Русская школьная библиотечная ассоциация
Информационный портал
Школьных библиотек России

Оснащение информационно-библиотечного центра


Оснащение информационно-библиотечного центра представляется крайне важной задачей. В рамках материально-технического обеспечения каждому ИБЦ должны быть выделены пространственно обособленные зоны следующих типов:

1. Зона длительного абонемента, предназначенная для получения информационных ресурсов (как бумажных, так и электронных) и оборудования для проведения занятий (такого как ноутбуки, мультимедийное оборудование и прочее) во временное пользование.

1.1 Мебель:

  • Рабочее место педагога-библиотекаря, 
  • Стеллажи открытого доступа, 
  • Архивные стеллажи,
  • Шкафы с замками для хранения учебного оборудования

1.2 Техническое обеспечение:

  • Оборудованное современной системой компьютерного учёта фондов и читателей (АБИС) рабочее место педагога-библиотекаря (компьютер, МФУ),
  • Медиатека;
  • Ноутбуки и презентационное оборудование (для выдачи во временное пользование).

2. Зона абонемента открытого доступа, предназначенная для самостоятельной работы с использованием ресурсов, предоставляемых информационно-библиотечным центром.

2.1 Мебель:

  • Одно- и двухсторонние стеллажи с обязательной функцией перевода полок в наклонное состояние для организации книжных выставок. 
  • Газетные и журнальные шкафы. 
  • Посадочные места нескольких типов: стулья, диваны, пуфики, встраиваемые посадочные места.
  • Столы. 
  • Дополнительно низкие мобильные стеллажи с функцией перевода полок в наклонное состояние. 

2.2 Техническое обеспечение:

  • Одно или несколько рабочих мест для получения мультимедийной информации на цифровых носителях (медиатека).
  • Оборудование для сканирования и печати
  • Оборудование, дающее бесплатный доступ к Wi-Fi, подключенный к сети Интернет через систему мониторинга и фильтрации контента.
  • Бесплатный доступ к государственным электронным библиотечным ресурсам, а также к информационной системе горизонтального распространения авторского электронного контента.
  • Посадочные места зоны абонемента открытого доступа должны обеспечивать возможность получения информации об имеющихся массивах и ресурсах (каталог, картотеки, справочно-библиографическое обслуживание).

3. Зона коллективной работы, предназначенная для общения, совместной реализации учебно-исследовательских проектов, организации кружков и клубов, проведения внеучебных мероприятий и других типов совместной деятельности.


3.1 Мебель (обязательное требование к этой зоне – трансформируемость)

  • Стационарные столы, столы-трансформеры, складные столы, встраиваемые рабочие места. 
  • Палетируемые стулья или кресла на роликах. 
  • Низкие мобильные выставочные стеллажи и выставочное оборудование других типов. 
  • Флип-чарты и магнитные доски.

3.2 Техническое обеспечение

  • Компьютерная техника, позволяющая проводить видеоконференции и сеансы дистанционного обучения. 
  • Сенсорный экран, интерактивная доска или проектор с экраном. 
  • WiFi с ограниченным (детским) доступом в Интернет. 
  • Организация всех рабочих мест с подводкой электрики. 

4. Презентационная зона.

4.1 Мебель

  • Стенды, подвесные системы, иное выставочное и презентационное, а также интерактивное оборудование, необходимое для проведения выставок и экспозиций и располагающееся в холлах и коридорах информационно-библиотечного центра;
  • Разнотипные посадочные места: кресла, диванчики, пуфики в безопасном для детей исполнении.

4.2 Техника

  • Компьютерные терминалы для доступа к электронным каталогам библиотеки;

5. Рекреационная зона, предназначенная для досуга, проведения культурно-просветительских и социально-значимых мероприятий — литературных студий для взрослых и детей, «библиотечных уроков», литературных встреч, мероприятий гражданско-патриотической направленности и других.

5.1 Мебель

  • эргономичные посадочные места, обеспечивающие максимальный комфорт: креслами, диванчиками, пуфиками в безопасном для детей исполнении.
  • Игровая площадка с игрушками, наборами для творчества

5.2 Техническое обеспечение

  • Бесплатный Wi-Fi, подключенный к сети Интернет через систему мониторинга и фильтрации контента.

Общие требования к техническому и программному обеспечению информационно-библиотечного центра включают:

  • Широкополосное подключение к Интернет, как основной канал доступа к информационным ресурсам 
  • Сетевая инфраструктура, а также все необходимое оборудование: межсетевые экраны, серверы, оборудование телефонной связи (АТС) и т.д. Для размещения данного оборудования необходимо отдельное помещение с определенными условиями (температура, влажность, контроль доступа и т.д.). 
  • Антивирусное ПО, а также защита от хакерских и других атак. 
  • Все содержимое хранилища должно тщательно фильтроваться (детский интернет). Специальные фильтры содержимого должны работать на нескольких уровнях: на уровне протоколов передачи данных по сети, на уровне интернет-шлюзов, на уровне центральных серверов, а также на уровне ПК пользователей. 
  • Программы для организации конференц-связи, например, Skype. 
  • АБИС для управления фондами школьной библиотеки. Желательно, чтобы библиотечная АБИС была построена в облачной системе, дабы упростить сопровождение, наполнение и отчетность. Желательно, чтобы и АБИС управлялась централизованно на уровне министерства образования. 
  • Специальное ПО для организации культурных событий школы или региона. Должна существовать централизованная облачная система управления событиями, которая позволит школе принимать участие в мероприятиях других школ. Это могут быть выставки, концерты, обучающие семинары, факультативные занятия и другое.