Русская школьная библиотечная ассоциация
Информационный портал
Школьных библиотек России

Информационно-библиотечный центр как основа реализации ФГОС


Информационно-библиотечный центр образовательной организации должен стать фундаментом и необходимым условием для реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Для успешного реализации ФГОС в образовательной организации должны быть созданы условия для обеспечения равных возможностей получения качественного образования.

Традиционно библиотекам принадлежит роль духовно-нравственного развития обучающихся, условий создания социальной ситуации их развития, интеграции образовательного пространства, самосовершенствования всех участников образовательного процесса. 

Информационно-методическая функция информационно-библиотечного центра как функция обеспечения доступа участников образовательного процесса к информации способствует формированию навыков метапредметной деятельности, всестороннему овладению навыками работы с информацией. Кроме того, данная функция предполагает развитие педагогических работников и обеспечивает кадровые условия реализации образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Культурно-просветительская функция информационно-библиотечных центров играет решающую роль при формировании личностных результатов, определенных ФГОС, таких как формирование целостного мировоззрения, ответственного отношения к учению, самообразованию и развитию, воспитание гражданской идентичности и передачи всего комплекса ценностей, заложенных федеральными государственными образовательными стандартами.

Образовательная функция способствует интеграции отдельных предметных дисциплин в рамках учебно-исследовательской и проектной деятельности, способствует формированию предметных и метапредметных универсальных учебных действий.

Профориентационная функция информационно-библиотечных центров обеспечивает возможность самоопределения обучающихся, позволяет сформировать индивидуальную образовательную траекторию, способствует развитию навыков самопроектирования и способности к непрерывному образованию на протяжении всей жизни.

Обеспечивающая функция позволяет информационно-библиотечным центрам образовательных организаций обеспечить необходимые условия реализации ФГОС, предоставить участникам образовательного процесса необходимое учебно-методическое, информационное и ресурсное обеспечение.

Досуговая функция связана с воспитательной стороной образовательного процесса и позволяет обеспечить необходимое возрастное психофизическое развитие и вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения обучающихся, сформировать психолого-педагогическую компетентность педагогических и административных работников, родителей (законных представителей).

Таким образом, информационно-библиотечный центр образовательной организации должен стать организационным и функциональным центром образовательного процесса и обеспечить инфраструктурную основу для обеспечения условий реализации ФГОС в образовательных организациях.