Русская школьная библиотечная ассоциация
Информационный портал
Школьных библиотек России

Новости

21.01.2019

Hej Svenska Bibliotekarier! 

(Здравствуйте шведские библиотекари! (шведск.) – прим.)

В конце прошлого года я взяла творческий отпуск и посвятила его работе с преподавателями, обучающими школьных библиотекарей в Университете Буроса (Швеция). Этот университет, расположенный примерно в часе езды к востоку от Гетеборга, предлагает самую полную программу по подготовке школьных библиотекарей в стране. Мне хотелось из первых рук изучить ситуацию, сложившуюся в Швеции со школьными библиотеками. Вот некоторые из моих выводов.

В Швеции около 4000 школьных библиотек, которые финансируются и управляются местными органами власти. Первый государственный законодательный акт о библиотеках был издан в 1996 году. Это был Закон о библиотечном обслуживании, и основное внимание в нем уделялось публичным библиотекам. Многие библиотечные ассоциации выступили за принятие закона, который поддерживал бы школьные библиотеки, а Национальное управление по улучшению школьного образования профинансировал развитие экспериментальной школьной библиотеки. В результате, в 2010 году вышел Закон об образовании, сделавший школьную библиотеку обязательной. Кроме того, в 2017 году в целях укрепления цифровой компетенции в Швеции была пересмотрена вся учебная программа, и теперь школьные библиотекари несут ответственность за поддержку и развитие у учащихся их языковых и цифровых навыков.

Однако реальность такова, что сейчас в Швеции несколько школ могут иметь один общий книжный фонд или обслуживаться совмещенной публично-школьной библиотекой. Около половины учащихся имеют доступ к школьной библиотеке, где персонал работает всего лишь на полставки; треть учеников вообще не имеет доступа к школьной библиотеке. В Швеции не существует установленных квалификационных требований к школьным библиотекарям, и все решения, касающиеся библиотекарей, принимаются на местном уровне.

Право нанимать сотрудников библиотеки имеет директор школы, он же устанавливает требования к их квалификации. К счастью, сейчас директора школ обязаны учитывать функции и кадровое обеспечение школьных библиотек, и должны организовывать учебные практикумы в целях обучения кадров.

В последних национальных докладах отмечается важная роль школьных библиотек и библиотекарей, и определяются необходимые школьным библиотекарям знания и навыки.  Кроме того, правительство выделяет средства для найма школьных библиотекарей.

Поэтому неудивительно, что и в школьных, и в публичных библиотеках наблюдается нехватка библиотекарей. В Швеции программы по библиотечному делу предлагают пять университетов. Самым крупным их них является Университет Буроса, он же лидирует в рейтинге программ по школьному библиотечному делу. На факультете есть двадцать преподавателей, которые читают специальные курсы для школьных библиотекарей. В целом этот факультет предлагает степень бакалавра, две степени магистра и объединенную докторантуру. Кроме того, в Университете предлагаются четыре дополнительных курса для практикующих школьных библиотекарей.

Я в некоторой степени знала о таком положении дел, именно это и стало моим стимулом для работы на факультете библиотечного дела Университета Бораса. Сейчас факультет занимается пересмотром своей учебной программы, поэтому в своей работе я уделяла особое внимание подготовке школьных библиотекарей с педагогическим опытом. В 2020 году факультет представит абитуриентам уже пересмотренную и обновлённую учебную программу.

Кроме этого, там я читала лекции на трех курсах, провела исследовательский семинар на тему фейковых новостей, рассказала о подготовке школьных библиотекарей на региональной библиотечной конференции, а также организовала семинар по активному привлечению учащихся, особенно в интерактивной учебной среде.

Также я посетила библиотечный музей, лучшие школьные библиотеки и региональные медиа-центры Швеции и представила доклад о школьных библиотекарях США для школьных библиотекарей восточного региона.

Что же произвело на меня самое сильное впечатление? Коллегиальность факультета, усиленная «fika» (кофе-брейками) и общественными мероприятиями. Особый акцент на «källkritik»: оценке источников. Тематические исследовательские группы, которые делятся своими разработками и сотрудничают по грантам. Последние национальные доклады и внимание, которое уделяется школьным библиотекам на государственном уровне.

В целом, у нашего взаимного сотрудничества есть большой потенциал для улучшения как шведских, так и американских программ по подготовке педагогов-библиотекарей.

 

Автор: Лесли Фармер, директор американского отделения IASL, Калифорнийский университет (Лонг Бич, США)

Источник: https://iasl-online.org


Возврат к списку