Русская школьная библиотечная ассоциация
Информационный портал
Школьных библиотек России

Новости

17.12.2018

Больше никаких «тссс»!

Элспет Ранделин, школьный библиотекарь, Мариехамн, Финляндия

Библиотеки – тихие места. Я в некоторой степени могу понять эту установку, поскольку тихие места трудно найти, пространство предназначено для всех и с этим необходимо считаться. Однако я протестую против идеи, что школьная библиотека должна быть тихим местом. Как мне кажется, здесь кроется противоречие в терминах.

Чтение вслух и обсуждение прочитанного так же важно, как и само по себе чтение. Более того, читательская среда внутри школы и школьная библиотека должны этому содействовать.

То, как библиотечное пространство используется, тип мебели, цвета и тому подобное, – здесь важно все. Они влияют и на настроение, атмосферу и, таким образом, на количество времени, которое ученики хотят провести в пространстве библиотеки. Я хочу, чтобы мои ученики любили бывать в их библиотеке. Я хочу, чтобы на автомате говорили: «пошли в библио».

Принимая это во внимание, Нобелевский комитет сделал вдохновляющий выбор для детей. Чтение, говорение и слушание неразрывно связаны между собой, и понимание того, что мы читаем, ограничивается слабо развитыми навыками говорения и слушания. Боб Дилан – поэт, но не такой поэт, которого только читают, он поэт, которого люди по всему миру слушают. Насколько же это прекрасно! Я аплодирую.

В 2016-ом году самая престижная премия по литературе была присуждена поющему поэту, а не автору. Как раз в то время, когда мы, т.е. те, кто работает с детской литературой, вновь открываем для себя тот факт, что слушание текстов, говорение и чтение вслух – навыки, которым необходимо учиться и которые необходимо практиковать. И это всегда знали предыдущие поколения учителей. Это чудесно.

Нет такого явления как трудные слова!

Иметь партнера по чтению, который находится примерно на том же уровне, что и ты, и читать вместе одну и ту же книгу – вдохновляюще и весело. Идея не новая, но она вновь становится все более популярной. Внезапное признание «Я не знаю, как произнести это слово» неизбежно, его результатом может стать ответ вашего партнера «оно произносится так...», и в таком случае чтение рассказа может быть продолжено, или же «я тоже не знаю», и тогда вам вместе придется разработать стратегию действий.

Если все остальные так же не справились, и значение слова по-прежнему неясно, вы можете спросить у взрослого. В конце концов, такого явления как трудные слова не существует, есть только новые слова, и, поскольку ты их выучил, ты можешь их использовать, это просто хорошие слова. Большинство читающих про себя попускают слова, произношения которых они не знают или не уверены, что знают их значение. Я тоже так делаю.

В тот момент, когда ты создаешь подобие образовательной среды, которая вызывает восторг от нахождения нового слова, которое ты не умеешь правильно произнести, или же волнение, когда ты находишь значение слова, ты идешь по пути создания гораздо лучшего читателя, и практически наверняка – писателя. Слушание становится активным, а не пассивным, и это различие имеет огромное значение.

Сделайте чтение более социальным

Чтение в парах – один из способов содействия обсуждению литературы с младшими детьми, а места для сидения, спроектированные для двух человек, а не для одного, как это сделано в библиотеке Biblo Tøyen в Осло, – прекрасный способ для содействия ему. Еще одна замечательная деталь, касающаяся чтения с другом, – то, что оно повышает статус чтения.

Традиционно чтение – это то, что ты делаешь самостоятельно, в противоположность, например, компьютерным играм, в которые ты играешь с другом или группой друзей, и компьютерные игры имеют среди молодежи более высокий статус. Онлайн ты соединен с кем-то, у вас есть общая площадка для дискуссии и вы понимаете, кто где находится.

Поощрение кружков чтения, читательских пар, читательских групп – способы сделать чтение более социальным, оно дает читателям общую площадку и становится в большей степени тем, что ты делаешь вместе с друзьями, чем уединенной деятельностью. Чтение может и должно быть и тем, и другим.

Ночи чтения – социальные мероприятия!

Каждый год в последние 12 лет наша Ассоциация родителей и учителей проводит мероприятие, которое мы называем «Ночь Чтения». Сюда мы приглашаем всех наших учеников, учителей и родителей, чтобы читать в школе всю ночь. Это долгожданное событие и кульминация года!

Ты записываешься сам и записываешь своего папу (или другого взрослого) и возвращаешься обратно в школу в 6 вечера. Есть смысл прийти пораньше: можно занять лучшее место под лестницей с ковриком для лежания, фонарем или налобным фонариком и грудой книг.

Идея в том, что после небольшого ужина и часто после выступления автора-гостя или рассказчика мы выключаем свет в 10 часов вечера и все – взрослые и дети – читают так долго, как они хотят. Никто никому не может сказать, что уже поздно и пора идти спать. Только не в эту ночь. В эту ночь ты можешь читать так долго, как можешь. Это просто праздник какой-то!

В то время как большинство участников (особенно родители) по понятным причинам быстро засыпают, всегда остается немало тех, кто тихо сидит и читает, тех, кто читает вслух и ходит повсюду, и всегда есть несколько человек, которые читают дольше, чем когда либо ранее. Точно так же, как, учась плавать, ты оставляешь позади надувной круг, или, катаясь на велосипеде, убираешь дополнительные колеса, ты читаешь, окруженный множеством других чтецов, пока не закончишь книгу. Читаешь целую книгу и, быть может, делаешь это впервые в жизни.

Когда все остальные вокруг тебя выключат свои фонари, ты сможешь почувствовать себя таким сильным и невероятным читателем… Я читатель! ОГРОМНЫЙ шаг на пути к тому, чтобы стать читателем на всю жизнь. Эти ночи чтения делают чтение социальным действием. Немного похожим на сетевую вечеринку, только лучше! Дети ложатся спать читателями.

Самое лучшее проявление

Эти ночи делают чтение шумным, веселым и социальным мероприятием, во время которого маленькие читатели получают поддержку взрослых, которые просто присутствуют здесь и тоже относятся к группе читателей. Я должна признать, что в нашей школьной библиотеке очень- очень тихо – до тех пор пока в пятницу часы не пробьют полночь, и тогда вы сможете услышать, как один читатель, облаченный в пижаму и лежащий в своем спальном мешке, шепотом рассказывает о чем-то другому читателю. Это школьные библиотеки в их самом лучшем проявлении.


Источник: http://slq.nu/?article=volume-49-no-4-2016-14

 

 


Возврат к списку