12.01.2011
Библиотеки в 2011: быть, или не быть?
Осенью прошлого года в Эдмонтоне (Канада) состоялся библиотечный симпозиум, где обсуждались актуальные проблемы, с которыми столкнутся библиотеки в 2011 году.
«Резюмируя общую направленность докладов, сообщений и презентаций, можно сделать такой вывод: библиотечную профессию погубят не электронные книги, Google или Аmazon, ее погубит нехватка воображения. Не способность видеть и понимать не то, что есть, а то что должно быть. Не способность видеть перспективу сквозь призму сегодняшних возможностей. Библиотеки не являются только зданиями или коллекциями различных материалов, они прежде всего место, где в течение последних трех тысяч лет ведется не прекращающийся диалог о формах и методах обслуживания. Этот диалог передается от поколения к поколению, от одной культуры к другой, от одной эпохи к другой. Библиотеки погибнут лишь тогда, когда этот диалог закончится, а созданные в ходе обсуждений методы обслуживания забронзовеют и превратятся в догму. И напротив, библиотеки останутся на плаву, если библиотекари, пользователи и функционеры других муниципальных организаций совместно будут обсуждать, обновлять и совершенствовать формы и методы библиотечного обслуживания. Библиотекарям необходимо уметь заглядывать не только в завтрашний, но и в послезавтрашний день.»
Нериторический вопрос «быть, или не быть библиотекам» особенно остро звучит в России именно сегодня, особенно для муниципальных, детских и школьных библиотек, в связи с усугублением той катастрофической ситуации, в которой на протяжении многих лет находятся детские и школьные библиотеки (закрытие и перепрофилирование, кризис фондов, кризис кадров, переход на 0,5-0,25 ставки и др.), плюс общеэкономический кризис, сказавшийся и на всей книжной отрасли и рынке печатных СМИ, и на материальном положении библиотек, в том числе и библиотек образовательных учреждений. Что касается детских и школьных библиотек, то путь выхода из сложившейся ситуации, на наш взгляд, один - законодательная поддержка библиотек и библиотекарей на всех уровнях законодательной власти плюс государственная программа вывода их из критического состояния и развития детских и школьных библиотек (в более общем понимании - библиотек образовательных учреждений общего (среднего) и начального профессионального образования, а также библиотек учреждений дополнительного образования). Причем, на уровне ФЦП!
В Проект нового ФЗ «Об образовании» были предложены
изменения и дополнения стратегкомитета РШБА, касающиеся школьных библиотек. Эти предложения были озвучены и внесены в Комитет по образованию Государственной Думы Российской Федерации на
Парламентских слушаниях 13 октября 2010 г. вице-спикером С.С. Журовой. В настоящее время на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации происходит
общественное обсуждение проекта ФЗ и свои предложения, в том числе касающиеся школьных библиотек, может внести каждый желающий. В ходе обсуждений в феврале 2011 года запланирован круглый стол «Школьная библиотека и новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который пройдёт в Государственной Думе Российской Федерации в режиме видеоконференции.
И еще одно важное событие происходит сейчас в жизни российских библиотек (в том числе и школьных) - это
Всероссийская перепись библиотек. Для чего она нужна? Это уже вопрос полу-риторический, если в голове держать государственную поддержку, о которой говорилось выше. Результаты этой переписи, в частности для школьных библиотек, должны дать взвешенный ответ на вопрос "а каков же реальный объём бедствия?" или, иными словами, какова цена вопроса в общегосударственном масштабе? Очень хочется, отталкиваясь от этих предположений, верить в государственное решение проблем школьных и детских библиотек, да и всей библиотечной системы в целом.
Возвращаясь к темам библиотечного симпозиума в Эдмонтоне, даже не хочется задавать чисто риторический вопрос, что же мы должны делать, чтобы библиотеки не погибли? При условии, что государство протянет руку помощи утопающим и коренным образом изменит ситуацию? Готовы ли мы - все те, кто сегодня связан с профессией "библиотекарь" и предан ей всем сердцем, или хотел бы посвятить библиотечному делу свою жизнь - готовы ли воспринять грядущие изменения, способны ли "видеть перспективу и понимать то, что должно быть, сквозь призму сегодняшних возможностей", поддержать "диалог культур и поколений", используя и совершенствуя все современные формы и методы библиотечного обслуживания. Можем ли мы, сегодняшние, заглянуть не только в завтрашний, но и в послезавтрашний день?
Использована иллюстрация с сайта www.hetemeel.com
Пресс-служба РШБА