Вход в Личный Кабинет РШБА
Наши контакты: тел.: 8 903 615-90-36, эл.почта: rusla@rusla.ru
   
 
 
 
 
Издания РШБА:

ЖУРНАЛ «ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА»:

НОВЫЕ КНИЖНЫЕ ИЗДАНИЯ:

  

ВЫСТАВКИ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ:

 

Партнеры
 

Новости

25.11.2010

Библиотечные блоги России сосчитали!

Подведены итоги переписи блогов школьных библиотек в России, которая проходила с 17 октября по 10 ноября 2010 года.

Завершен колоссальный труд, в результате которого удалось зафиксировать 427 интернет-ресурсов, имеющих отношение к деятельности библиотек (в большинстве своем школьных) и к чтению. Много это или мало? В масштабах официальной школьной статистики (в России более 60 тысяч образовательных учреждений) вроде бы совсем мало. Мы не претендуем на детальный анализ этого факта, возможно при более тщательном изучении интернет-представительства российских школ с привлечением ресурсов, подобных тем, что используются при Всероссийской переписи библиотек можно получить исчерпывающую картину в этой области и провести любой анализ вдоль и поперек…

Работа, о которой говорится в этой заметке, была проведена на голом энтузиазме по инициативе, зародившейся в небольшом блог-сообществе школьных библиотек, которому всего год от роду (группа BIBLIO-MEDIA – результат дистанционного обучения школьных библиотекарей «Я учусь работать в блоге!», проходившего осенью 2009 года). Как это водится, члены любого сообщества, рано или поздно, задаются вопросом «а сколько нас?». Вот и новоиспеченные блогеры-библиотекари в годовщину своего рождения решили дружно «взяться за руки». Самым активным из нас оказалась заведующая школьной библиотекой школы №55 г. Новоуральска (это в Свердловской области), по совместительству руководитель городского методобъединения, победитель Всероссийского конкурса «Школьный библиотекарь года 2009», автор и ведущий блога «Миры библиотек» Любовь Брюхова, бросившая клич «Всероссийская перепись библиотечных блогов – 2010: России важен каждый!». А как это водится, инициатива всегда наказуема…

Долго сказка сказывается, а прошло 2 месяца и работа была завершена! Огромная благодарность за самоотверженный труд всем, кто делал, помогал проводить это исследование! С полным отчетом, а также хронологией событий, можно познакомиться непосредственно в блоге Любови Брюховой «МИРЫ БИБЛИОТЕК». 

Приведем лишь немного цифр и короткие комментарии.

Всего зарегистрировано 427 ресурсов.

Втом числе: 317 блогов (140 - блоги школьных библиотек, 16 - блоги сообществ школьных библиотекарей, 122 - блоги других библиотечных учреждений, 13 - блоги-проекты, 26 - блоги на других языках); 95 библиотечных групп и каналов общения; 15 сайтов.

Каждый из 317 зарегистрированных сетевых журналов был просмотрен и проверен на работоспособность. Подавляющее большинство блогов создано с октября 2009 года по октябрь 2010 года. Самый опытный веб-дневник – «Записки американской библиотекарши» – создан 25 мая 2003 г. Есть несколько ресурсов 2005 года: «Библиотека будущего», «Библиотекари Беларуси», «И тишина должна быть в библиотеке». Наиболее активны - школьные библиотекари. 168 из 317 зарегистрированных блогов принадлежит библиотекарям школ и сообществам школьных библиотек. Из 13 блогов-проектов – 12 тоже школьные.

Перепись выявила и «точки обучения» школьных библиотекарей блогостроению.

Самая большая группа – 86 блогов-участников «BIBLIO-MEDIA» – это результат дистанционного всероссийского обучения «Я учусь работать в блоге!» под руководством Елены Ястребцевой (октябрь-декабрь 2009г.). Вторая по численности группа – 18 блогов – принадлежит участникам обучения «БИБМЕДИА-Волга» в Приволжском округе (апрель-май 2010 г.). Третья группа – 15 блогов – результат обучения в г.Пскове (июнь 2010г.). Ещё одна «точка роста» обнаружилась в Челябинске – 14 блогов (сентябрь 2010 г.).

Те ресурсы, которые представляют каналы профессионального общения, группы и сообщества библиотекарей в социальных сетях, оказались в числе переписанных по их же инициативе. Здесь представители «Одноклассников», «Моего мира», «В контакте», «Фейсбука».

Сайты библиотек и о чтении попали тоже только те, которые пожелали поучаствовать в переписи (конечно их несравнимо больше, но это тема других опросов).

Если вернуться к статистике и попытаться хоть чуточку высветить соотношение 168 / 60000, то сказать можно лишь одно – разрыв ошеломляющий! Думаю, что это не переписчики «недоработали» – за 2 месяца было поднято все, что хоть чуть шевелилось! Цифра 168 радует тем, что это – активные библиотекари, те, на кого можно опираться при выборе пилотных площадок для продвижения инновационных проектов, внедрения новых технологий. Даже если реальных блоггеров больше, то не в разы и уж точно не на порядок! Блоггер тем и живет, что ищет контакты для общения, обмена опытом, самореализации, если хотите. И «прочесанный» кустовым способом интернет выдал именно такое количество школьных библиотечных блогов (в том числе и не ведущихся долгое время). Это вовсе не означает, что в школах нет интернета – есть! И по официальным и по реальным данным. Теперь остается получить ответ: где в школе есть интернет и каково его качество? Отпадет добрая половина от 60 тысяч – если не в библиотеке, то, в лучшем случае, в кабинете информатики, а то и просто у директора под замком. Многие ли школы ведут свои сайты? Тут картина тоже неоднозначная, но более обнадеживающая. Все-таки сайт школы – это административный «девайс», о котором спрашивают, когда требуется отчет о внедрении новых технологий (помните волны компьютеризации – интернетизации?) Возьмем за основу официальные данные, опубликованные в статистическом бюллетене «Образование в России – 2008» (более поздних обобщенных данных в опубликованном виде не удалось найти). По таблице состояния МТБ дневных государственных (муниципальных) образовательных учреждений (включая дневные интернаты), в 2007-2008 учебном году было зарегистрировано 53570 школ (в т.ч. 36189 средних (полных)). Число школ, имеющих библиотеки (книжный фонд) – 54339 (!?). Число школ, имеющих кабинеты основ информатики и ВТ – 43139. Число учреждений, подключенных к Интернету – 50880. Количество ПК, подключенных к Интернету – 286594. Количество учреждений, имеющих адреса электронной почты – 37220.

Из этого набора данных с учетом того, что сейчас 2010 год, можно предположить, что число школ, имеющих свои сайты – больше 40000. Выборочный анализ по некоторым регионам подтверждает, что эта цифра колеблется от 80 до 100 %. Много ли школ имеют сайты школьной библиотеки? По тем же выборочным данным, увы, только 5 – 30%. Причем 30% - это в школьных библиотеках Москвы с учетом работоспособных страничек библиотек в составе сайта школы, а если брать самостоятельные сайты, то получим те же 5-6%. В целом по стране ближе к истине лежит на наш взгляд цифра 5%, т.е. порядка 2000 школ имеют в том, или ином виде интернет-представительства школьной библиотеки. Это означает, что в этих библиотеках работают инновационно-мыслящие библиотекари, умеющие применять новые технологии на практике. Это означает, что когда мы организуем те, или иные мероприятия, связанные с обучением, внедрением чего-либо нового, да просто взываем к сообществу, то на наши призывы реально может отозваться в идеальном случае не более 2000 человек!

Так как же в этом свете выглядит цифра 168? Почти 10% - это не так уж и плохо! Во всяком случае, есть поле для деятельности, для проведения дальнейших школ по обучению работе в блогах, для усиления нашего интернет-сообщества школьных библиотек России! В трудные времена, которые переживает сегодня система школьных библиотек, очень важно иметь творческое, боеспособное ядро единомышленников, преданных своему делу и умеющих креативно мыслить, вокруг которого сплотятся все остальные.

По последним данным на 2009-2010 годы, полученным РШБА из регионов, количество школьных библиотек сократилось почти на 1000. Более точные цифры мы получим после Всероссийской переписи библиотек, которая начинается с 1 января 2011 года.

  

Подготовлено по материалам блога «МИРЫ БИБЛИОТЕК»

За картинку спасибо блогу 2:0 в пользу читателей.

 

Пресс-служба РШБА 


Возврат к списку

© 2007 «Русская Школьная Библиотечная Ассоциация»
Все права защищены