Калейдоскоп новостей
22.07.2018
Школа волонтеров чтения
Грант Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества предоставлен Фондом президентских грантов
История проекта. В 2015 году при поддержке Российского книжного союза впервые был выпущен Образовательный атлас «100 проектов про чтение» — сборник проектов, посвященных развитию и популяризации чтения. Атлас позволял увидеть, как много по всей России делается для подтверждения статуса читающей страны. Впоследствии сборник стал ежегодным, а в 2017 году объединился с программой «Культурная карта России» и пополнился информацией о читательских инициативах в 84 регионах страны. В 2016 и 2017 годах мы добавили к списку 100 проектов инициативы одаренных школьников — выпускников программы «Литературное творчество» Образовательного центра «Сириус». Опыт показал, что проекты подростков свежи и интересны, однако чаще всего остаются на уровне замысла и не воплощаются в жизнь. Всё это навело редакционный совет на мысль расширить сотрудничество с молодежью и помочь молодым популяризаторам чтения реализовать их проекты, отличающиеся новизной взгляда, смелостью и тонким пониманием современной культуры. Так родилась идея создания Школы волонтеров чтения и молодежного движения волонтеров чтения. Кто такие волонтеры чтения? Волонтеры — это добровольцы, которые, руководствуясь внутренними убеждениями и потребностями, безвозмездно участвуют в социально значимой деятельности. А волонтеры чтения — это инициативные люди, на добровольных началах занимающиеся развитием и популяризацией чтения среди разных слоев населения. Волонтеры чтения — это люди, которые:
Что такое читательский проект? С древних времен тексты собирали вокруг себя думающих людей, становились предметом серьезного обсуждения, поводом для поиска новых смыслов. В середине XVIII века в России начали появляться литературные кружки, общества, салоны, где обсуждались книжные новинки, велись философские споры, завязывалась дружба. Возможно, именно такие встречи и были первыми отечественными читательскими «проектами», в результате которых создавался самый разный продукт — от культовых литературных журналов и манифестов новых литературных направлений до знаменитых мистификаций XIX и XX веков вроде Козьмы Пруткова или Черубины де Габриак. Говоря о читательском проекте, или проекте про чтение, сегодня, мы подразумеваем реализованный замысел,
Читательский проект — это действия, благодаря которым группа людей прочитывает книги, значимые для современной российской культуры. Читательский проект состоялся не тогда, когда проведено мероприятие, а когда кем-то прочитана книга (предложенный вами текст). Ключевой показатель эффективности (KPI) любого волонтерского читательского проекта — число людей, прочитавших под воздействием проекта не менее одного произведения. Договоримся, что минимальное количество участников — 10 человек. Напомним две очевидные истины. «Текст должен порождать текст», то есть факт прочтения подтверждается в каком-либо читательском отклике (устном, изобразительном или письменном). Интереснее всего приобщать к чтению тех, кто до этого вообще не любил читать. Как известно, проектная деятельность позволяет объединять усилия для достижения конкретных целей. Наши цели — привлечение внимания к хорошим книгам и рост интереса к чтению как виду досуга и важной части духовной жизни человека. Для достижения этих целей подходят самые разные форматы: квест, флешмоб, театральная постановка, видеоклип, велопрогулка по литературным местам, встречи с писателями, фестиваль, дебаты, блог… Существует множество путей популяризации чтения. Вы можете найти свой или выбрать уже проверенный. Для ознакомления с разнообразными форматами читательских проектов рекомендуем предыдущие выпуски Образовательного атласа «100 проектов про чтение», доступные по гиперссылке. Какие книги будем читать? Это самый трудный вопрос. Ведь книг так много и вкусы такие разные. Но если мы сможем договориться и выбрать то, что позволит найти единомышленников, это будет самой большой удачей. Учитывая, что увлечение чтением — история на всю жизнь, попробуем определить несколько правил, по которым мы будем выбирать книги.
Как стать волонтером чтения? Чтобы присоединиться к молодежному движению волонтеров чтения, нужно выполнить несколько шагов.
Календарь событий 2018 года
Самые интересные проекты будут отобраны для публикации в Образовательном атласе «100 проектов про чтение. Молодежные инициативы». Презентация сборника состоится 16 ноября в Санкт-Петербурге в рамках программы Международного культурного Форума.
Тема 2018 года: «От современности к классике, или путешествие туда и обратно»
Мы предлагаем с помощью читательских проектов решить культурный конфликт поколений: показать, что молодая, современная культура не противостоит старшей — классической, а продолжает ее; проследить, как классические тексты прорастают в современном культурном поле.
Образовательная программа массового открытого онлайн-курса «Школа волонтеров чтения» К участию в курсе приглашаются: учащиеся 8–11-х классов, студенты и молодые специалисты до 35 лет, желающие научиться разрабатывать и реализовывать проекты, благодаря которым чтение хороших книг объединяет людей. Условиями участия являются увлеченность чтением и желание делиться этим чувством. Трудоемкость курса: не менее 12 часов, включая просмотр видео-лекций (8 мини-лекций по 15 минут), выполнение заданий для самостоятельной работы, реализацию собственного проекта. Выпускники курса (авторы и организаторы проектов про чтение)
Ведущие идеи курса:
Чтение — это образовательная программа длиною в жизнь; основа успешности процесса обучения; средство самореализации и активного взаимодействия с окружающим миром; способ получения удовольствия в духовной сфере. Если проектная работа имеет конкретную понятную цель, это позволяет сфокусировать внимание, сконцентрировать силы и за короткое время достигнуть желаемого результата. Хороший текст должен вдохновлять читателя и порождать новые смыслы. Ключевые понятия курса: Культура чтения. Преемственность поколений. Интеллектуальный потенциал. Волонтерство. Проектный менеджмент. Целеполагание. Риски и возможности. Семиотическое многообразие. Типы проектов. Текст. Композиция. Стиль повествования. Проблемные вопросы теоретического характера: Почему читающие люди успешны в жизни? Чем измеряется успешность проекта про чтение? Как обеспечить этот успех? Что отличает вдохновляющий текст? Содержательная характеристика программы (тематический план)
В качестве выпускной работы учащиеся Школы волонтеров чтения создают свою группу «ВКонтакте», в которой отражают опыт реализации и результаты своих проектов: приглашают в группу участников, выкладывают фотографии, фиксирующие работу проекта, и прочие материалы, полученные за время его реализации. ВЫПУСКНИКИ ПОЛУЧАЮТ СЕРТИФИКАТ об ОКОНЧАНИИ КУРСА.
До встречи! Успешного чтения! Координаты для связи: atlas100proektov@yandex.ru Копия: galaktionova.tg@mail.ru; rks@bookunion.ru С уважением, команда проекта
Партнеры проекта:
|
||||