Калейдоскоп новостей
04.10.2016
Сетевой проект «Добру откроем сердце: школа развивающего чтения»Сетевой проект «Добру откроем сердце: школа развивающего чтения» создан по известному сборнику И.И. Тихомировой и реализуется в рамках Всероссийского проекта «Читающая мама – читающая страна». Проект работал в течение всего 2015-2016 учебного года в Нижегородской области.
Достаточно сказано о проблеме детского не чтения: не любят, не хотят, не могут, не желают; неинтересно, непонятно, немодно, неактуально и пр. ответы из анкет. Перефразированная пословица – что только не придумывают взрослые, лишь бы дети читали – определяет деятельность по продвижению и поддержки чтения в детской и подростковой среде. Разнообразию форм мероприятий и методов нет предела. Как говорят, на любой вкус, цвет и карман. А большинство ребят всё равно не хотят читать. Наверное, должно пройти какое-то время, чтобы хорошо забытое старое (потребность в чтении) стало новым востребованным. Но сидеть, сложа руки и ждать радостного момента начала повального массового чтения юного поколения нельзя. Необходимо поддерживать интерес к этому сложному, но такому необходимому процессу, распространять его в интернете, куда часто заглядывают все, кто владеет грамотой и ищет что-нибудь развлекательно-познавательное. Поэтому поделюсь опытом ведения сетевого проекта «Добру откроем сердце: школа развивающего чтения». Он создан по известному сборнику И.И. Тихомировой. Проект работал в течение всего 2015-2016 учебного года. Возрастная категория, место, время чтения не ограничивались. В проекте – 52 коротких рассказа на нравственно-этическую тему. Это не случайно. В наше время, когда сбиты правильные ориентиры в отношениях между людьми в обществе, когда не только подростки, не имеющие жизненного опыта, но и взрослые теряются в выборе поступка, слова – эти произведения подскажут, направят, подтолкнут на верный путь. Помогут задуматься над вымышленными ситуациями и увидеть в реальных событиях, где правда, а где ложь, где истинный друг, а где скрытый враг. Через чтение этих рассказов приобретается чувственный опыт, просыпается душа и понимание окружающего. Это и есть – школа развивающего чтения. Работа, особенно в организационный период, была трудной. Приходилось обучаться новым компьютерным технологиям, знакомиться с интернет-сервисами, придумывать, как их использовать в проекте. Случалось, приходило разочарование, беспокойство, ощущение ненужности и бесполезности задуманного, чувство жалости потерянного времени. Но результаты превзошли ожидания. Во-первых. Проект изначально готовился для учеников, родителей и педагогов нашей школы. В итоге: участников более 110 человек из разных городов России: Богородск, Псков, Зеленодольск, Казань, Мамадыш, Омск и др. Несколько посёлков и сёл этих областей. Во-вторых. Через проект удалось привлечь родителей к чтению детям вслух, обсуждению прочитанного, сотворчеству словесному и изобразительному. Это видно из представленных работ. Приблизительно четверть участников – семьи. В-третьих. По коротким эмоциональным высказываниям участников-ребят можно сделать вывод о том, что они умеют сопереживать героям, правильно оценивать их поступки, возмущаться несправедливостью. Например, о рассказе «Бабка» В. Осеевой (слова участников приводятся без поправок):
У каждого человека своя главная дорога в жизни. Но мы живем не в сказке, и знаем, как много “заброшенных дорог” между людьми. И эти дороги нужно “Расчищать”». Подобных коротких отзывов очень много (около 1000). Все работы находятся в прямом доступе, их можно увидеть в интернете, открыв проект. Получилось нечто похожее на коллективный огромный читательский дневник. В-четвёртых. Ученики и родители получили возможность интеллектуального общения в сети и ещё один способ ненавязчивого воспитания посредством непринуждённого чтения. Пятое. Самое главное – ребята читали! Читали без понукания, самостоятельно! (особенно 5-7 класс). Это было видно по интенсивности работы и силе эмоций (высказываний сразу по прочтению). Потом ребята видели нескладность фраз и удаляли первые возмущённые несправедливостью или горечью отзывы, затем, когда проходил «взрыв эмоций» писали уже более спокойно. Как организатор, я читала и то, что удалено. Сетевой проект работает в реальном времени и пространстве, где всё фиксируется. Организатор обязан следить за всем, что происходит в проекте и при необходимости вовремя корректировать, т.к. бывают и случаи детского виртуального хулиганства. Иногда дети так проверяют, а правда ли, что они работают все вместе одновременно на одном виртуальном пространстве, т.е. отслеживают реакцию. Вывод:
Автор статьи: Е.В. Токмакова, заведующая библиотекой МБОУ «Школа №91 с углублённым изучением отдельных предметов»
|