Калейдоскоп новостей
19.03.2013
В Москве обсуждали уровень цифровой компетентности детей и родителей13 марта в конференц-центре Digital October состоялась Международная конференция по обеспечению детской безопасности и цифровой грамотности в интернете. Организаторы – Минкомсвязи России совместно с РАЭК, при поддержке Google Россия. Фонд Развития Интернет представил два проекта, направленных на исследование и развитие цифровой компетентности российских подростков и их родителей. Современные инфокоммуникационные технологии изменили наш образ жизни, изменили мир, общество вступает в эпоху цифрового гражданства. В информационном обществе понятие “грамотность», которое всегда было связано с образованием и предполагало в первую очередь единство трех важнейших компетенций: чтение, письмо и счет, существенно расширило свои границы. Появились понятия «компьютерной грамотности», «информационной грамотности», «медиаграмотности», «ИКТ-грамотности». В последнее время все более востребованным становится понятие «цифровой грамотности», в котором, с одной стороны, исследователи пытаются объединить все виды грамотности, связанные с использованием инфокоммуникационных технологий, с другой – выделить те виды компетенций, которые необходимы в современном мире в связи с высоким уровнем распространения интернета. На конференции были подняты следующие вопросы:
На секции, ведущим которой выступил директор Федерального Института Развития Образования Александр Асмолов, Фонд Развития Интернет представил первые результаты всероссийского исследования цифровой компетентности у российских школьников и их родителей, проведенного Фондом Развития Интернет и факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова при поддержке компании Google в начале 2013 г. Опрос проводился Аналитическим Центром Юрия Левады по специально разработанной методике Фонда Развития Интернет в 58 городах Российской Федерации, в нем приняли участие 1203 детей 12-17 лет и 1209 родителей детей этого возраста. Исследование позволило выявить общий уровень цифровой компетентности на основе ее составляющих у российских школьников и родителей, проанализировать влияние социальных, экономических, региональных, образовательных, возрастных, гендерных факторов и особенностей использования интернета на уровень цифровой компетентности, изучить источники, средства и методы ее приобретения и повышения, а также представления детей и их родителей о роли семьи и школы в повышении цифровой компетентности. Цифровые граждане или еще нет?
Кто должен повышать цифровую компетентность? Большинство родителей возлагает надежды на школу: 42% считают, что должны проводиться специальные уроки по безопасности в интернете; 39% хотят, чтобы школа обучала их детей эффективному использованию современных инфокоммуникационных технологий. «Когда мы сегодня видим, что двухлетние или трехлетние малыши по-свойски обращаются с айпадами, уже не очень шокирует вопрос, что первичнее: цифровая грамотность или академическая? При такой постановке вопроса, очевидно, что необходимым условием создания новой школы должны стать педагоги, обладающие цифровой грамотностью или еще шире – цифровой компетентностью и умело использующие в процессе педагогической деятельности эти компетенции для формирования как академической, так и цифровой грамотности у своих учеников» - отмечает директор Фонда Развития Интернет, член-корр. РАО, профессор Галина Солдатова. Сегодня педагогическое сообщество сталкивается с трудностями ведения образовательного процесса традиционными методами без учета специфики новой социально-образовательной ситуации. Исследования показывают, что существует значительный цифровой разрыв между школьниками и подростками, активно осваивающими интернет-технологии, и учителями, которые отстают от своих учеников в области овладения информационными технологиям. Школа нуждается в практических инструментах для повышения цифровой компетентности педагогов и учащихся. Одним из таких инструментов станет Методическое пособие для специалистов основного общего образования «Цифровая грамотность и безопасность в интернете», которое разрабатывается сотрудниками Фонда Развития Интернет, Федерального института развития образования и факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и было впервые представлено на конференции. Основной целью пособия является внедрение программ и методик, реализующих образовательные технологии безопасного использования интернета в программах общего образования в средней школе. Программа ориентирована на повышение цифровой компетентности учителей и сокращение существующего цифрового разрыва между взрослыми и детьми, расширение представлений о широких возможностях интернета и существующих онлайн рисков, повышение осведомленности педагогов об образе жизни и особенностях цифрового поколения. Пособие будет служить методической поддержкой педагогов в интеграции их в цифровой мир, приобретение в нем не только «вида на жительство», но и полноценного цифрового гражданство, позволяющего стать согражданами подрастающим поколениям и совместно решать вопросы обучения и безопасности. Программа охватывает четыре основных модуля:
Каждый модуль помимо теоретической части для учителя, включает в себя серию практических занятий с детьми, хрестоматию, рекомендации по безопасности. На основании пособия будет разработана мультимедийная игра для закрепления материала и проверки полученных знаний. На конференции в рамках презентации программы «Цифровая грамотность и безопасность в интернете» был проведен открытый урок с учениками 7-9 класса Школы №26 г. Москвы. По итогам практического занятия школьники сформулировали «кодекс цифрового мира» - свод правил, которых должны придерживаться пользователи социальной сети, чтобы существовать в мире и согласии. Практическая часть программы «Цифровая грамотность и безопасность в интернете» прошла апробацию в ряде московских школ. В настоящее время в апробации приняли участие более 400 школьников.
На секции «Цифровая грамотность и обучение безопасности в Интернете» с докладом «Роль библиотечной системы и педагога-библиотекаря в обучении ребенка цифровой грамотности» выступила президент РШБА Татьяна Жукова. Информация о мероприятии и итоговые материалы:
Источник информации: http://www.fid.su/?newsid=1363270680, http://runet-id.com/page/special/childsafety2013/#about |