Калейдоскоп новостей
13.02.2012
Как уберечь детей от интернет-угроз
Основными организаторами Форума-2012 выступили Центр безопасного Интернета в России и Региональный общественный Центр Интернет-технологий (РОЦИТ) под патронатом Общественной Палаты Российской Федерации. В организации и проведении Форума приняли активное участие ведущие представители Интернет-индустрии, общественные и некоммерческие организации, а также представители государства – среди которых Совет Федерации и Государственная Дума РФ, Министерство культуры РФ и Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Следственный комитет РФ и Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, Google, Microsoft, Лаборатория Касперского, Билайн, Ростелеком и SkyLink, МТС, НП Инфофорум, Русская школьная библиотечная ассоциация и Российская государственная детская библиотека, Фонд поддержки детей в трудной жизненной ситуации, Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения и многие другие... ![]() В этом году Форум впервые проходил в формате двухдневной конференции – «взрослой» и «детской» части. В работе первого дня Форума - Форума Экспертов, который состоялся 6 февраля 2012 г., приняли участие представители профильных органов власти, социально-ответственной Интернет-индустрии, экспертного сообщества, организаций гражданского общества, ведущих постоянную работу в области повышения безопасности в Сети. На Форуме - уже традиционно - обсуждалось множество вопросов, связанных с тем, как использовать Интернет ответственно, этично и безопасно, как защититься от опасностей из Сети и помочь их жертвам. В их числе - новые контентные, программно-технические и экономические угрозы, методы защиты от них, просвещение и обучение азам безопасности, проблемы позитивного и развивающего контента, вопросы статистики и мониторинга, законодательные и этические аспекты, самоорганизация для создания безопасного Рунета для детей и взрослых, Интернет для специальных категорий пользователей, вопросы свободы слова в Сети. В ходе второй части – Детского Форума 7 февраля 2012 г. – вопросы позитивного Интернета, полезных и безопасных Интернет-сервисов и поведения в Сети обсуждали уже не взрослые, а школьники и молодежь. Модераторами Церемонии открытия и рабочих секций стали подростки - члены Молодежной Интернет-Палаты, функционирующей при Центре безопасного Интернета. Такого формата Форум ранее не знал - Детский форум в рамках главной российской конференции по онлайн-безопасности проводился впервые. Церемония открытия Форума Экспертов началась в 10 часов утра в Большом зале Общественной Палаты РФ. В открытии Форума и его Пленарном заседании, которое вел координатор Центра безопасного Интернета в России Урван Парфентьев, приняли участие:
В своих выступлениях участники Пленарного заседания осветили текущее состояние проблемы в деле построения безопасной онлайн-среды для детей и взрослых, познакомили аудиторию с позицией законодателей, Интернет-индустрии, практиков просвещения и реабилитации детей, обозначили ключевые точки для дальнейших секционных дискуссий.
Если еще несколько лет назад вопрос о регулировании государства в сфере развития интернета вызывал горячие споры, то сегодня сложилось всеобщее понимание того, что государство должно реагировать на вызовы, связанные с интернет-угрозами. Но, все же, несмотря на позитивные изменения, происходящие в нашем обществе благодаря усилиям, прежде всего, общественных организаций, интернет-провайдеров, разработчиков контента, есть большая претензия к правоохранительным и законодательным органам, которые реагируют на изменяющуюся ситуацию крайне медленно. На сегодняшний день около 14 млн пользователей интернета в России являются несовершеннолетними детьми, на которых обрушивается огромное количество противоправного контента, с которым трудно справиться даже взрослому. Вызывает большую тревогу обилие сайтов с детской порнографией и активность педофилов в интернете: в 2010-м году органами милиции по стране разыскивалось 19734 несовершеннолетних, пропавших без вести, из них 5219 – это дети до 14 лет. Динамика такова: в 2000 году в Москве случаев изнасилования детей до 14 лет, контакт с которыми был установлен через интернет, было зафиксировано 160, в 2008 году – 4479. При этом количество сайтов с детской порнографией возросло в 25 раз! На фоне этой статистики вызывает удивление тот факт, что до сих пор Россия не ратифицировала основополагающие международные документы, подписанные более чем 100 государствами и определяющие международную законодательную деятельность в этой сфере: «Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии», принятый Генеральной ассамблеей ООН в 2000 году и «Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия» от 2007 года. Крайне важно, также, ускорение вступления в действие Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Помимо законодательного пути и профилактических мер в Сети, Людмила Нарусова призвала больше внимания уделять воспитательно-просветительской работе в семьях и образовательных учреждениях.
Основатель SafeKids.org , директор ConnektSafely.org Ларри Магид (LarryMagid) в начале своего выступления «поблагодарил» СССР за то, что именно благодаря отставанию США в ряде технических аспектов военной сферы, в период «холодной войны» и возник Интернет, как средство, способное быстро и безопасно передавать секретные данные. Что касается обсуждаемого вопроса, то в США существуют те же самые проблемы, что и в России, при этом постоянно интернетом пользуются 98% детей. За десятилетия решения вопросов безопасности в обществе сложилось понимание, что интернет – это лишь цифровое отражение мира со всеми его позитивными и негативными сторонами. И если в реальной жизни ребенок получает от взрослых навыки безопасного поведения на улице, то и для работы в интернете он должен быть обучен соответствующим правилам, ибо самый совершенный фильтр, уберегающий от опасности, формируется в голове. С этой целью для образовательных учреждений, родителей, разработчиков контента, провайдеров услуг и др. необходимы такие программы, позволяющие формировать навыки безопасного поведения детей в Сети, чтобы в результате их реализации удалось не только обезопасить Интернет, но и оставить его помощником в образовании и работе. «Нужно особое внимание уделять реабилитации детей, которые уже столкнулись с угрозами в интернете» – считает исполнительный директор Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Александр Спивак. Он отметил, что основные силы Интернет-сообщества брошены на предотвращение угроз, а не на последствия противоправного контента. Кроме этого эффективность проводимых мер в России нечем и негде «замерить». На реабилитационных проблемах в связи с Интернет-преступлениями особо остановилась Марина Гордеева, председатель правления Фонда поддержки детей в трудной жизненной ситуации. При этом она отметила важность связки реабилитационных сервисов с возможностью пожаловаться на противоправный контент. В связи с этим специалисты действующего в России «Телефона доверия», помимо первичной психологической реабилитации, указывают также на возможность использования «Горячей линии по противоправному контенту» в Интернете для самозащиты и самоограждения от опасных посягательств. Говоря о необходимости доверительного общения родителей с детьми, Марина Гордеева подчеркнула важность повышения общей культуры поведения детей в интернете.
В своем выступлении Татьяна Жукова сказала: «…Понимая остроту и глубину задачи построения безопасного интернета для детей и подростков России, специалисты школьных библиотек объединились и на своём осеннем Всероссийском Форуме приняли решение сделать эту важную тему стратегическим проектом Ассоциации в 2012 году. <…> Для решения многих проблем, о которых сегодня справедливо говорили выступающие, мы ищем эффективные механизмы. Ради этого мы и собрались здесь все вместе. Считаю, что одним из таких эффективных механизмов решения должно стать формирование информационной культуры личности детей и родителей, а также профессиональной информационной культуры учителей. И эту задачу успешно решают во многих странах именно специалисты школьных библиотек…» Остановившись на зарубежном опыте, Татьяна Дмитриевна заметила: «…Сегодня социальные сети практически заменили ребенку живое общение. Одним из факторов риска, как отмечают специалисты, является то, что большинство российских детей пользуются интернетом самостоятельно – в среднем около 80% детей выходят в Сеть через мобильные телефоны и мобильные компьютеры, т.е. в ситуации, когда родители их практически не контролируют. Европейские сверстники чаще выходят в Интернет с компьютера, находящегося в совместном пользовании членов семьи, или в школе, именно в библиотеке. И я видела, как это делается в библиотеках школ Австралии, Америки, Южной Кореи, Японии, Европы и др., где школьные библиотеки – это воистину мозг школы, информационный центр, а библиотекарь – информационный лидер школы, квалифицированный навигатор и помощник учащимся и педагогам при работе в Интернете…» В заключении президент РШБА обратилась к коллегам и потенциальным партнёрам – участникам Форума с предложением: «Развитие интернет безопасности через школьные библиотеки – это генерация молодых, ответственных кибер-граждан России. Давайте сотрудничать! У вас – великолепные проекты, а мы – эффективная точка приложения ваших усилий, так как за нашими школьными библиотекарями стоят миллионы учащихся».
В состоявшихся после этого секционных заседаниях с участием экспертов отрасли, государственных и правоохранительных органов, общественных организаций, исследователей, обсуждались следующие основные темы:
Данная секция прошла в режиме «проектной лаборатории» и длилась три часа вместо стандартных 90 минут. На секции выступили представители ведущих российских сотовых операторов Билайн и МТС, представившие свои методы продвижения Интернет-этики и позитивного контента.
Ведущая секции, заведующая отделом РГДБ Вера Петровна Чудинова, остановилась на роли детских библиотек в просветительской деятельности, работа которых в регионах, зачастую рука об руку со школьными библиотекарями, помогает найти ответы на вопросы: «Кто в современных условиях должен взять на себя обучение детей азам безопасного пользования интернетом? Кто познакомит их с источниками позитивного контента? Кто займется формированием информационной культуры личности как ребенка, так и их наставников – родителей, учителей?». В своей повседневной работе, в тех, или иных проектах, рассчитанных на вовлечение детей, родителей, учителей, детские библиотеки постоянно ведут просветительскую работу по предотвращению вредных последствий негативного воздействия интернета и формированию устойчивых навыков безопасной работы с его ресурсами.
Евгения Чистова (ОАО«ВымпелКом» («Билайн»)) рассказала о двух основных направлениях работы в области детской безопасности. Одно из них – разработанная система фильтров:
Второе направление – рекомендательная «веблиография», или «белые списки» с позитивным контентом для детей, т.е. выявление самых лучших ресурсов с помощью экспертного отбора. Примеры:
Инесса Грикурова, руководитель программ корпоративной ответственности Microsoft в России, рассказала о программах, которые проводятся в партнерстве с системой образования:
А так же про общероссийскую инициативу по повышению компьютерной грамотности «Твой курс»
С большим вниманием было выслушано выступление президента РШБА Татьяны Жуковой о роли школьной библиотеки и школьного библиотекаря в формировании медиа-грамотности школьников. Вопросы информационной безопасности очень хорошо ложатся в педагогическую составляющую школьного библиотекаря, который с июня 2011 года теперь имеет квалификацию «педагог-библиотекарь». Рассказав о зарубежном опыте передовых стран в этом направлении, Татьяна Дмитриевна сообщила о создании библиотечной школы при РШБА для дистанционной подготовки, переподготовки и повышения квалификации наших специалистов, которая начала свою работу 9 февраля с пилотного курса «Введение в систему цифровых коммуникаций». После выступления продолжилось обсуждение роли именно школьных библиотекарей в просветительской деятельности школьников — для многих это было не очевидно.
«…У нас есть все основания для оптимизма в решении проблемы безопасности детей в Интернете: это – ведущие научные школы России, прежде всего – кемеровская научная школа под руководством профессора КемГУКИ Н.И. Гендиной, которая разработала замечательные программы для общеобразовательных учреждений с 1 по 11 классы по курсу «Формирование информационной культуры личности» и в ближайшее время начнётся массовая переподготовка и повышение квалификации школьных библиотекарей…» Все вопросы отпали после блестящего выступления школьного библиотекаря 821-й школы г. Москвы Энвера Азизова, которое называлось «Обоюдоострый интернет. Из опыта работы школьной библиотеки». Показав бесперспективность запретов, фильтров и ограничений, выступающий сосредоточился на своём опыте проведения уроков медиа безопасности, построенных на триаде «просвещение, профилактика, воспитание». После знакомства с историей Интернета, современными тенденциями, основными видами ресурсов и интернет-опасностями, с которыми можно столкнуться, учащиеся сами формулируют правила безопасного поведения. Сложнее обстоит дело с телефонией – никакими запретами родителям не удастся оградить детей от мобильного телефона. Здесь на помощь приходит личностная позиция ребенка, основанная на формировании критического мышления и анти манипуляционных навыков. В школе действуют сайт библиотеки, сайт школьной газеты и сайт дистанционного обучения. Очень интересным было знакомство с интернет-продукцией разработчиков позитивного контента.
С интересными проектами выступили Сергей Цымбаленко (Юнпресс) – «Молодежный портал «Лига юных журналистов» и Константин Преображенский (Проект «Жужа»)
Форум Международного Дня безопасного Интернета завершился, работа продолжается. Огромное спасибо организаторам, было очень интересно! Русская школьная библиотечная ассоциация готова предоставить свои площадки и ресурсы разработчикам позитивного контента, интернет-провайдерам, для трансляции интересного опыта в области безопасного использования интернета российскими детьми с активным участием школьных и детских библиотек. Ближайший совместный проект, где можно воочию представить свои разработки - Всероссийский Форум школьных библиотекарей «Михайловское 2012». Ну и конечно «Информационный портал школьных библиотек России» и журнал «Школьная библиотека».
Пресс-служба РШБА |