Калейдоскоп новостей
24.03.2010
Школьные библиотекари в Президентской библиотеке им. Б.Н. Ельцинаг. Санкт-Петербург C 28 февраля по 4 марта 2010 года в г. Санкт-Петербург прошел Съезд школьных библиотекарей Северо-Западного Федерального округа «Школьная библиотека — центр притяжения». Организаторами выступили:
при поддержке:
Главная цель Съезда – объединение усилий федеральных и региональных органов власти, библиотечной, педагогической и родительской общественности, бизнес-сообществ для выравнивания развития школьных библиотек и обеспечения их деятельности как базовых структур процессов модернизации российского образования в условиях реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Церемония торжественного открытия Съезда проходила в большом зале Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина. От Президентской библиотеки с приветственным словом выступил заместитель генерального директора Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина Сергей Михайлович Макеев. С официальными приветственными обращениями, направленными делегатам Съезда обратились: 1. Евгений Иванович Макаров, помощник полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе И.И. Клебанова; 2. Надежда Сергеевна Шумейко, помощник Депутата Государственной Думы С.С. Журовой; 3. Лариса Витальевна Шмелькова, советник отдела развития и нормативного регулирования общего образования Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России; 4. Наталья Алексеевна Заиченко, заместитель Председателя Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга; 5. Сергей Александрович Лисицын, ректор Ленинградского областного института развития образования: Большинство докладов было посвящено актуальным вопросам работы школьных библиотек, современным тенденциям в сфере информационной культуры и опыту их воплощения. С докладами на Пленарном заседании выступили: Лариса Витальевна Шмелькова, советник отдела развития и нормативного регулирования общего образования Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России. «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»:
«В школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени. К условиям реализации программы «Наша новая школа» относится и школьная библиотека, которая должна быть укомплектована печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам, а также иметь сильный фонд художественной и познавательной литературы, справочно-библиографические и периодические издания <…>». Татьяна Дмитриевна Жукова, Президент Русской школьной библиотечной ассоциации: «<…> Без целенаправленной государственной поддержки и политики патернализма — отеческого отношения государства к школьным библиотекам, самая большая библиотечная сеть страны рискует утратить свой потенциал в качестве важнейшего социального института духовно-нравственного воспитания детей, развития их интеллектуальных и творческих способностей, а ее воссоздание в будущем придется осуществлять заново, с многократным перерасходом ресурсов, времени и серьезными социальными рисками <...> Стратегическими направлениями библиотечной политики в области школьных библиотек должны стать:
Луиза Маркуардт, Президент Ассоциации школьных библиотек Европы, профессор кафедры библиографии и библиотековедения педагогического факультета Университета, г. Рим, Италия: «Директора школ, учителя, родители, представители власти, СМИ должны быть хорошо осведомлены о положительной корреляции между школьным образованием и библиотекой, которая находится в центре школы, постоянно модернизируясь и развиваясь. Открывающиеся сегодня новые рубежи в области информационной грамотности и инновационного образования стимулируют и вдохновляют школьных библиотекарей демонстрировать необходимость и полезность своей работы в деле разработки школьных учебных программ и развитии местного сообщества <…>».
Наталья Ивановна Гендина, доктор педагогических наук, директор НИИ информационных технологий Кемеровского государственного университета культуры и искусств, профессор. «Формирование информационной культуры личности в контексте задач инновационного образования: возможности школьной библиотеки»: «Новая миссия школьной библиотеки – подготовка подрастающего поколения к жизни в информационном обществе и обществе знаний. Результатом инновационного образования должна стать подготовка специалиста качественно нового типа, который способен постоянно учиться и учить других, необходимым компонентом его деятельности должны стать инновации, производительность его умственного труда не измеряется количеством или объемом, ее главный показатель – качество <…>». Елена Николаевна Ястребцева, кандидат педагогических наук, зав. лабораторией «Школьная медиатека» ИСиМО РАО «Чему и как учить и учиться? - Библиотекарь в Концепции развития школьной библиотеки образовательного учреждения». Елена Борисовна Грузнова, начальник отдела формирования и обработки информационных ресурсов Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина «Информационные ресурсы Президентской библиотеке в деле воспитания и образования подрастающего поколения». Светлана Николаевна Гайфутдинова, зав. библиотекой МОУ СОШ № 71 г. Краснодар, победитель Всероссийского конкурса «Школьный библиотекарь года» - 2009 «Моя профессия – школьный библиотекарь»: «<…>Сегодня необходимо использовать огромный потенциал школьных библиотек, который очевиден, но нуждается в государственной поддержке и законодательной, и финансовой. У датского философа Сёрена Кьеркегора есть удивительно мудрые слова: «Идти вперёд – значит потерять покой. Оставаться на месте – значит потерять себя». Покой я потеряла давно, значит, есть надежда, что не потеряю себя. Впереди множество проектов и планов, ведь я – школьный библиотекарь!». Пленарное заседание в полном объеме транслировалось по Интернет-каналам с сайта Президентской библиотеки. Делегации из регионов (Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской, Калининградской, Архангельской областей) развернули выставку инновационного регионального опыта работы школьных библиотек, вызвавшую оживленный интерес у гостей съезда и многочисленных представителей СМИ. Говоря в своем интервью корреспондентам многочисленных теле и радио каналов о важности формирования инновационного мышления у молодых россиян, Т.Д. Жукова отметила: «Инновации требуют широко мыслящих людей, а для того, чтобы их взращивать, нужна соответствующая среда. Чтобы вырастить достойное думающее поколение россиян, необходимо инвестировать средства именно в детей – в библиотеки для детей и юношества…» Специально для СМИ был проведён открытый семинар по организации работы библиотек в коррекционных школах-интернатах. В его работе приняли участие кандидат педагогических наук, доцент кафедры олигофренопедагогики факультета коррекционной педагогики РГПУ им. Герцена Кудрина Светлана Владимировна. Семинар прошёл на примере работы библиотеки Ненецкой общеобразовательной средней школы-интерната им. А.П. Пырерки, г. Нарьян-Мар (заведующая библиотекой Коткина И.В.) После пленарного заседания была организована экскурсия по рабочим залам библиотеки, в ходе которой гости съезда познакомились с новейшими технологиями работы с электронными документами, составляющими основной ее фонд. Заведующая библиотекой Псковского областного ИПКРО В.Б. Антипова прокомментировала увиденное: «…Сильное впечатление на меня произвела Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина, которая продемонстрировала не только уникальное сочетание самых передовых информационных технологий с торжественным интерьером позднего классицизма, но и отношение правительства к библиотекам, осознание того, что библиотека – это важный институт современного общества и она должна соответствовать требованиям времени». В мероприятиях съезда приняли участие 250 человек –школьные библиотекари, методисты по библиотечным фондам, специалисты местных органов управления образования из 10 субъектов Северо-Западного федерального округа и других регионов, представители государственных органов власти, общественных организаций, ведущих российских издательств, деятели науки и культуры. Рабочая Программа Съезда была составлена таким образом, чтобы участники получили реальную возможность обсудить инновационный опыт коллег и современные достижения библиотечной науки и практики, современных интернет-технологий, направленных на ускорение процессов модернизации современных библиотек образовательных учреждений, способных стать ведущим культурным, духовным и интеллектуальным ресурсом учащихся, местом эффективных коммуникаций и преодоления барьеров культурного и социального характера, а также центром формирования информационной культуры всех участников образовательного процесса. В течение 4-х дней работали секции, круглые столы, библиотечная школа, инновационная и дискуссионная площадки. мастер-классы, выставка книжной и медиа продукции для школьных библиотек. Делегаты получили подарки от приехавших на съезд издательств, оказавших, помимо этого, активную спонсорскую поддержку при организации съезда. Делясь своими впечатлениями о съезде, руководитель делегации из Калининградской области В.А. Штаненко так выразила душевный настрой своих коллег: «Съезд показал консолидацию школьного библиотечного сообщества и профессиональную стойкость в деле достижения главной цели – реализации конституционных прав детей на получение информации, основным провайдером которой является институт школьных библиотек. Заверяем школьное библиотечное сообщество России в стремлении калининградских школьных библиотекарей поддерживать все проекты РШБА, направленные на достижение этой цели...». Итогом Съезда стали рекомендации в адрес законодательной и исполнительной власти России по модернизации школьных библиотек с целью реализации права детей на доступ к культурным ценностям. Фотогалерея (будет открыта в ближайшее время) СМИ о Съезде:
Оргкомитет благодарит издательства и книготорговые предприятия, оказавшие спонсорскую поддержку при подготовке и проведении съезда:
|