Вход в Личный Кабинет РШБА
Наши контакты: тел.: 8 903 615-90-36, эл.почта: rusla@rusla.ru
   
 
 
 
 


Издания РШБА:

ЖУРНАЛ «ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА»:

НОВЫЕ КНИЖНЫЕ ИЗДАНИЯ:

  

ВЫСТАВКИ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ:

 

Партнеры

      
     
   
         

 

Калейдоскоп новостей

13.03.2015


Энциклопедия ювенальной библиотечной педагогики

О книге: Тихомирова И. И. Педагогическая деятельность школьного библиотекаря : учебно-метод. пособие для школьных библиотекарей как педагогов / И. И. Тихомирова. – М. : РШБА, 2014. – 463 с. – (Прил. к журналу «Школьная библиотека». Серия «В помощь педагогу-библиотекарю». Вып. 4‑6).

В 2011 г. по прямому распоряжению Президента России был введён статус педагога-библиотекаря. Потребовалось срочно создавать учебные материалы для обучения бакалавров нового направления. Ираида Ивановна оперативно откликнулась на эту острую общественную потребность, выпустив при всемерной помощи Русской школьной библиотечной ассоциации (Президент – кандидат педагогических наук Татьяна Дмитриевна Жукова) капитальным (около 30 а. л.) учебно-методическим пособием «Педагогическая деятельность школьного библиотекаря». Оно стало своего рода венцом научной и учебной деятельности этого опытнейшего вузовского педагога. Поскольку не каждому посчастливится держать эту книгу в руках – её тираж составляет 2000 экземпляров, а школьных библиотек в стране на три порядка больше, ‑ дам представление об этом произведении.

Оно состоит из четырёх глав. Казалось бы, это совсем мало, особенно если учесть, что учебных пособиях обычно каждая глава соответствует одной теме. Однако такое первое впечатление обманчиво. Фактически в книге И. И. Тихомировой сведены воедино четыре больших раздела, заключающих в себе всё богатство теоретических, методических и практических вопросов, связанных с ювенальной библиотечной педагогикой. Всмотримся в содержание пособия пристальнее.

Первая глава «Сущность и специфика педагогической деятельности школьного библиотекаря» говорит сама за себя. Она вводит читателя в эту область, новую и для библиотековедения, и для педагогики. Начинается изложение последовательно. В первом параграфе представлена деятельность школьного библиотекаря как педагога в структуре общей библиотечной педагогики. Второй параграф посвящён видам и функциям деятельности школьного библиотекаря. Затем (в третьем параграфе), имеющем определяющее значение для всей концепции автора, да и для всей сферы деятельности библиотекаря как педагога, раскрываются главные, выстраданные десятилетиями педагогического труда и изучения библиотечной практики, идеи: «Руководство чтением – ключевое звено педагогической деятельности школьного библиотекаря», «В чём разница между руководством чтением в библиотеке и на уроке литературы?». Решив эти проблемы, лежавшие до сего времени камнем преткновения в развитии как библиотековедения, так и педагогики, автор переходит в четвёртом параграфе к разъяснению того почему первейшим профессиональным качеством педагога-библиотекаря следует считать психологическую грамотность. Здесь обстоятельно раскрывается суть этого сложного понятия. За этим в пятом параграфе следует раскрытие ещё одного нового и актуального вопроса – номенклатуры и содержания педагогических компетенций школьного библиотекаря. Заключают главу соображения об организации развивающего пространства библиотеки для детей (параграф 6).

Вторая глава даёт целостное представление обо всём комплексе направлений педагогической деятельности школьного библиотекаря. К ним автор последовательно относит:

  • исполнение библиотекарем образовательной функции,
  • формирование информационной культуры учащихся (отдельно рассматривается чтение художественной литературы в контексте информационной культуры),
  • специфику воспитательной функции школьного библиотекаря-педагога,
  • культуротворческую профессиональную деятельность библиотекаря,
  • гуманистическую направленность педагогического труда школьного библиотекаря,
  • участие школьной библиотеки в выявлении и поддержке творчески одарённых детей.

В заключение И. И. Тихомирова подчёркивает, что школьный библиотекарь работает не только с детьми, но и со взрослыми, прежде всего с учителями и родителями, и освещает эту специфическую работу в заключительном параграфе главы.

Раскрыв основные направления педагогической деятельности, она переходит к детальному освещению психологических аспектов педагогической деятельности школьного библиотекаря (глава 3). Таких аспектов оказывается много и все они действительно весьма специфичны. Это прежде всего возрастная дифференциация читателей‑детей. Автор отвечает на труднейший вопрос: «Что происходит в голове читателя в процессе чтения?». Ответ на этот вопрос убеждает в правомерность квалифицировать чтение как диалог читателя с книгой и основу библиотечного общения.

Чтение ребёнка предстаёт как феномен творчества, в процессе него возникают различные аналогии и ассоциации, особенно если их целенаправленно стимулировать. Когда ребёнок читает книгу, соответствующую своему возрасту, он идентифицирует с героями и себя, и своё окружение, и таким образом познаёт мир и социализируется. Механизм такой идентификации объяснён в пособии убедительно, на многих примерах. Поскольку чтение библиотечных книг – дело добровольное, исключительную важность приобретает мотивация чтения, и возможностям её усиления в книге посвящён специальный подпараграф. Чтение, кроме того, процесс эмоциональный, и роль эмоций при чтении, методика эмоционального влияния – предмет самостоятельного рассмотрения в книге. Отдельно рассмотрен и такой трудный вопрос, как работа мышления в процессе вдумчивого чтения и приёмы развития памяти, запоминания прочитанного.

Заканчивается эта глава параграфом «Библиотерапия в педагогической деятельности школьного библиотекаря». Если бы пособие заканчивалось на этом, оно и тогда представляло бы собой своеобразную энциклопедию знаний по ключевым вопросам библиотечно-педагогической деятельности школьного библиотекаря. Однако текст продолжает заключительная глава, имеющая особое профессиональное значение, ‑ «Литературные и методические ресурсы педагогической деятельности школьного библиотекаря». В ней с большим знанием дела, очень по-доброму и с достаточной степенью полноты, но без лишних слов, рассмотрен каждый из таких ресурсов. Вот их перечень, впечатляющий своим разнообразием и специфическими возможностями:

  • Развивающий потенциал детской литературной классики;
  • Сказка как духовный оберег детства;
  • Поэзия как ангел-утешитель;
  • Воспитательные возможности жанра рассказа;
  • Литературные герои как модели поведения для читающего ребёнка;
  • Диалоговые формы педагогической деятельности школьного библиотекаря;
  • От игры – к чтению, от чтения – к игре;
  • Роль продуктов читательского творчества школьников в продвижении чтения;
  • О модели чтения, ведущей к жизни.

Одно из приложений книги имеет непосредственное практическое значение, это сверхактуальный проект РШБА «Читающая мама – читающая нация».

После того, как дано общее представление о содержании пособия, представляющего собой последнее слово библиотечной педагогики, позволю себе высказаться по отдельным моментам, которые в нём мне наиболее созвучны.

Прежде всего я с некоторым удивлением для самого себя заметил, что при чтении мыслю с Ириной Ивановной в унисон буквально по всем вопросам, по всем главам и параграфом. Удивительно в этом то, что обычно при чтении библиотековедческой литературы возникают – когда большие, когда малые – расхождения с автором по тому или иному вопросу. В итоге среди десятков отрецензированных мною трудов затрудняюсь вспомнить хоть один, где мне удалось бы уклониться от возражений. Если вспомнить навскидку, доставалось от меня (в алфавитном порядке) и К. И. Абрамову, и Б. Н. Бачалдину, и А. Н. Ванееву, и Р. С. Гиляревскому, и В. В. Серову, и О. П. Коршунову, и А. В. Соколову, и В. И. Терёшину, и Г. Г. Фирсову, и Г. П. Фонотову, и О. С. Чубарьяну и т. д. Даже своему научному шефу, который меня выпестовал и вышколил,‑ Ю. В. Григорьеву – я в нескольких случаях дерзнул высказать позицию, отличающуюся от его взглядов. Но в этом случае (редчайшем, как оказалось, хотя и не единственном: если начать вспоминать, то полным своим единомышленником считаю, например, Н. Е. Добрынину, труды которой оценивал в печать исключительно с положительной точки зрения) – у меня нет замечаний по существу! Я солидаризируюсь с Ираидой Ивановной по всем вопросам, и чтение её книги вызывает у меня чувство глубокого профессионального удовлетворения. Поэтому из всего обилия раскрытых в книге вопросов остановлюсь только на одном, освещённом в параграфе «Руководство чтением – ключевое звено педагогической деятельности школьного библиотекаря». Потому и остановлюсь, что это действительно ключевой вопрос всей библиотечной педагогики. И. И. Тихомирова правильно напоминает, что «руководство чтением – одно из устоявшихся понятий библиотечной педагогики, пришедшее к нам из XIX в.» (с. 39). Она солидаризируется с С. Г. Матлиной, заметившей, что «все те элементы руководства чтением, о которых мы в настоящее время говорим с извинительной интонацией, оказывается, входят в набор предпочитаемых функций американского библиотекаря». И. И. Тихомирова продолжает эту мысль: «Всё, что многие отнесли ко вчерашнему дню библиотечной педагогики, за рубежом подхвачено библиотекарями и выдаётся за их изобретение, использовать которое нам в России ещё только предлагают» (там же). И далее весьма уместно ссылается на методологическую позицию японских библиотековедов, в соответствии с которой термин и опыт России как родоначальницы руководства чтением рассматривается «в качестве теории школьного библиотечного образования и миссии японских школьных библиотек, что утверждено было в принятом ещё в 1949 году в этой стране “Законе о школьных библиотеках”» (с. 42).

В своё время мне пришлось дискутировать по этому вопросу с А. Н. Ванеевым, с одной стороны, и В. И. Терёшиным, с другой стороны. Приходилось приводить доводы, что в библиотековедении не следует преувеличивать роль руководства чтением, рассматривая его как предмет этой дисциплины, причём отличный от предмета западного библиотековедения. Но столь же ошибочно и отказываться от руководства чтением как одного из главных направлений библиотечной деятельности[1]. С удовлетворением констатирую, что в новейшем своём синтетическом труде – «Библиотековедение в России на рубеже веков. Теория. Методология. История» (2014) Анатолий Николаевич считает теорию руководства чтением «основной концепцией современной библиотечной педагогики», а не библиотековедения в целом[2]. Он корректно квалифицирует библиотечную педагогику как составную часть библиотековедения, имеющую своей целью «теоретическое обоснование всех педагогических аспектов библиотечной деятельности. Библиотековедение и педагогика – взаимосвязанные, но самостоятельные науки»[3]. Учебно-методическое пособие И. И. Тихомировой – блистательное тому подтверждение. Оно написано с глубоким знанием библиотечной теории и практики и одновременно полностью согласуется с соответствующими педагогическими концепциями, опирается на них, убедительно демонстрируя плодотворность сплава педагогических и библиотековедческих знаний в деятельности библиотекаря‑ педагога.

Полностью принимаю и его тезис о том, что руководство чтением предполагает «добровольность читателя в выборе объектов чтения и в то же время не отрицает активной роли библиотекаря»[4].

Вот ещё скорректировать бы тезис о том, что при руководстве чтением имеют место субъект-субъектные отношения, поскольку они практически полностью нивелируют идею руководства. К сожалению, как И. И. Тихомирова, так и (замечу к слову, раз уж пришлось) А. Н. Ванеев обходят это острое методологическое положение стороной, а оно заслуживает столь же пристального рассмотрения, как и остальные. (Вот, всё же, однако, и в этом случае я не воздержался от критического замечания, причём сразу двум весьма уважаемым мной авторам!)

Книгу И. И. Тихомировой следует непременно выдвинуть на конкурс научных и методических работ в области библиотековедения. И если это произойдёт, пусть этот отклик зачтётся как одна из внешних и независимых рецензий на это выдающееся произведение ювенального библиотековедения.

  

Ю. Н. Столяров, д.п.н., профессор

06. 03. 2015 г.

 

Издания РШБА 



[1]Столяров Ю. Н. Дискуссия о руководстве чтением в лицах и красках / Ю. Н. Столяров // Науч. и техн. б-ки. — 1993. — № 8. — С. 51—59.

[2] Ванеев А. Н. Библиотековедение в России на рубеже веков. Теория. Методология. История / А. Н. Ванеев ; Санкт-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств; Библ.‑информ. ф-т; Каф. библиотековедения и теории чтения. – СПб., 2014. – С. 26.

[3] Там же.

[4] Там же. – С. 55.


Возврат к списку

     

© 2007 «Русская Школьная Библиотечная Ассоциация»
Все права защищены