Вход в Личный Кабинет РШБА
Наши контакты: тел.: 8 903 615-90-36, эл.почта: rusla@rusla.ru
   
 
 
 
 


Издания РШБА:

ЖУРНАЛ «ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА»:

НОВЫЕ КНИЖНЫЕ ИЗДАНИЯ:

  

ВЫСТАВКИ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ:

 

Партнеры


      
     
   
         

 

Калейдоскоп новостей

26.09.2011

Как спасти Короля и подружиться с Крапивой

(О новой книжке карельской писательницы Ирины Никитиной)

Карельские женщины-писательницы, творящие для детей и подростков, в 2011 году стабильно радуют любителей чтения. В начале года вышла яркая, отлично иллюстрированная книга стихов-баллад «Сказки от портняжки» петрозаводчанки Елены Харламовой. Для читателей совсем юного возраста собрала в книжку «Большими шагами» свои эссе поэт, редактор журнала «Север» Елена Пиетеляйнен. Хорошо знакомая карельским школьникам всех возрастов писательница Надежда Васильева рассказала истории в цикле «Ральф в гостях у Кристи».

Нынешняя осень подарила еще одну новинку. В Детско-юношескую Библиотеку Республики Карелия поступила книжка под названием «Спасти Короля» (издательства «Острова», Петрозаводск, отпечатано в ООО «Первый ИПХ», Санкт-Петербург, 2011). Название прямо намекает на сказочное содержание. Это так и немножко не так. Автор Ирина Никитина, как и в первой своей книжке «Полюбить дракона», действительно, предпочитает через сказочные сюжеты передавать содержание узнаваемых жизненных ситуаций.

В основе большинства сказок-новелл – ее богатый опыт общения с детьми. Ирина по образованию филолог, закончила Петрозаводского госуниверситета. Затем работала в школе. Опыт воспитания собственных детей и внуков – также богатейший источник для художественного осмысления.

Авторская сказка – серьезное испытание для решившегося освоить этот жанр и работать в нем. Ирине Никитиной удалось в своих повествованиях при помощи традиционных языковых средств создать дружескую атмосферу общения с читателем. Рассказчица-сказочница сама живет в стихии хорошего, грамотного русского языка. И добротным языком, тактично, со скрытыми намеками говорит о серьезных проблемах. Ей хватает слов, эмоциональных приемов, чтоб передать удивительные происшествия и превращения, диалоги предметов и вещей, которые в обыденной жизни всего лишь обувь, паровозик или чашка с блюдцем.

Героиня Зимняя Вьюга (в сказке под таким же названием «Зимняя Вьюга») поражена открытием: блестящие нетающие искорки для украшения ее владений – несбывшиеся детские мечты!Вот, например, как заканчивается «Сказка про башмачки»: «… Так они долго беседовали, пока не уснули, нежно обняв друг друга шнурочками».

«Заохала, завздыхала Зимняя Вьюга.

-Выходит это не украшения мои, а маленькие детские слезки, превратившиеся в печальные искорки». И помчалась владелица Северной страны разыскивать тех детей, начала разгадывать их желания, радовать подарками … Чем не классический сюжет волшебной сказки?

Ряд сказок будут особенно понятны карельским детям. Об эпосе «Калевала» идет разговор в «Мече Илмаринена». Илмаринен – герой-кузнец из эпоса «Калевала». Действие «Сказки о художнике» начинается на берегу Онего-озера. Узнаваемые детали и картины карельской природы внимательный читатель заметит на многих страницах книги. В унисон с деталями литературных сюжетов мотивы в иллюстрациях Юлии Гущиной и Александра Крылова.

Добрые подсказки для читателей юных и взрослых в новеллах «Репей и Крапива», «Белки в садике», «Письмо для бабушки». Писательница рассказывает, как можно превратить в друзей, казалось бы, злостные сорняки (а вдумчивый читатель догадается, что и в несимпатичных людях есть положительные качества и их надо разглядеть). Оказывается, письмо, написанное собственноручно, имеет большее значение для адресата, чем дежурная смс-ка. Если оно написано внуком интересно, с любовью, то может сделать счастливой любую бабушку! А сломанные столбики качелей могут превратиться в пеньки для симпатичных белочек.

Нельзя не отметить интеллектуальный, развивающий детскую сообразительность, память, контекст книги. Было бы неестественно и обидно, если б автор не использовала свои педагогические знания и приемы. В сказке «Спасти Короля», которая дала название книжке, девочка Анюта учится играть в шахматы. Не получается, запоминать много надо, дедушка проигрывает, потому что понарошку поддается в игре … Но именно начинающая шахматистка Анюта становится спасительницей Короля в шахматном королевстве.

«С трудом вспоминала Аня уроки дедушки и ругала себя, что не всегда внимательно слушала его. Грозно посмотрела Аня на фигуры противников и вдруг вспомнила: когда королю некуда ходить – это пат, а значит ничья!

-Жертвуй пешкой! – шептала она Королю.

-А вдруг потом пожалею! – причитал Король.

-Нет,- шептала девочка, если мы хотим вывести тебя на пат, нужно, чтоб никто не мог объявить тебе мат до конца игры, а фигуры как раз не нужны».

Произошло описанное шахматное сражение в сказочном сне. Это ничуть не умаляет значение творческого напряжения и радость открытия: знания и упорство – лучшие помощники в трудных ситуациях!

Пожелаем книжке и ее героям доброго пути, радостных знакомств с читателями юными и старшего возраста.

 

Источник информации: Людмила Мишина, Детско-юношеская библиотека Республики Карелия (г. Петрозаводск) 


Возврат к списку

     

© 2007 — 2019 «Русская Школьная Библиотечная Ассоциация», Информационный портал школьных библиотекарей России, свительство о регистрации сетевого издания ЭЛ № ФС 77 - 76029 от 19.06.2019
Все права защищены